velikol.ru
1

Урок ознакомления с окружающим миром в 4 классе.

Тема: «Жизнь луга. Луг - природное

сообщество».


Цель: Сформировать представление о луге - природном сообществе как

совокупности совместно обитающих и находящихся и находящихся в тесной

взаимосвязи организмов, и на основе этого развить представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении.

Воспитывать экологическую культуру, помочь детям задуматься о ранимости

природы, необходимости её охранять.

Оборудование : энциклопедия природы, пособие по экологии «Окно в мир»,

иллюстрации животного и растительного мира луга, динамические схемы рисунки

из книги В. Танасийчука «Энтомология в картинках», знаки поведения в природе, таблицы.

I Организационный момент .

Учитель - Кто будет разговаривать? Учащиеся. - Мы будем разговаривать. Учитель. - Кто будет выговаривать? Учащиеся. - Мы будем выговаривать. Учитель. - Всё правильно и внятно? Учащиеся. - Всё правильно и внятно. Учитель. - Чтоб было всем понятно? Учащиеся. - Чтоб было всем понятно.

Учитель. - Приятно слушать человека, когда он говорит правильно и внятно. ^ А кого интересно слушать?

Учащиеся. - Интересно слушать человека, который много знает. Учитель. -Давайте проверим, хорошо ли мы знаем природное сообщество лес, насколько интересно можем о нём рассказать.

II. Проверка домашнего задания. У доски 4 ученика :

  1. записать ярусы леса, привести примеры

  2. растений;

  3. записать животных леса в таблицу.

Птицы

Насекомые

Пресмыкающиеся

Земноводные

Звери
















^ 3) записать животных, обитающих в лесной подстилке;

4) на динамических схемах образовать цепи питания живых организмов леса.

Закончив своё задание , выполнить взаимопроверку 1 и 2 , 3 и 4 Остальным учащимся предлагается фенологический рассказ .

Учитель. Приготовьте индивидуальные таблицы, фишки. Зафиксируйте количество ошибок, допущенных в тексте.

Звучит аудиозапись. Нильс был очень голоден. Пока гуси и утки отдыхали, качаясь на волнах, он отправился в лес, в надежде найти для себя подходящую пищу, ведь пища птиц ему не подходила. Хорош был лес весеннюю пору! Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Нильс проходил мимо деревьев дуба, липы лещины,

шиповника. Вот берёза радует глаз белой корой и зеленной хвоей. Слышно в лесу кукование кукушки . Нильс полакомился ягодкой земляники , нашел спелую малину. На высоком дереве белка охотилась за куницей. Вдруг над Нильсом пролетел ястреб и схватил крупного рябчика. Издалека был слышен стук. Это снегирь искал в коре личинок. Под берёзой рос подосиновик. Пробежала мышь она несла в зубах кузнечика. Нильс увидел бельчонка, который выпал из гнезда и вернул его белке. Она накормила Нильса кедровыми орехами.

Учитель. - Кто помог нам совершить путешествие в лес?

Учащиеся. - Нильс - герой сказки «Путешествие Нильса с дикими гусями». Сельмы Лагерлеф.

Учитель. - Подсчитайте общее количество ошибок. Какие ошибки вы нашли?

Возьмите сигнальные карточки (зеленый, красный), оцените работу учащихся у доски.

В это время 4 человека выполняют задание «шифровальщик», на магнитной доске зашифрована пословица «Раскроешь тайну, обретёшь сокровище».

Учитель. - Наши шифровальщики справились с заданием, как вы понимаете смысл этой пословицы? Немало тайн леса нами раскрыто, мы обрели сокровища - новые знания.

А сейчас я предлагаю вам отправиться в другой уголок природы - луг , где мы сможем , раскрывая новые тайны , пополнить свои знания

/ Звучит запись аудио носителя «музыка - луга»

^ Ш.РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Учитель. - Посмотрите на панораму луга. Давайте поставим цели.

Учащиеся. - 1) Узнать, какие растения и животные приспособились к жизни на лугу;

2) доказать, что луг является природным сообществом;

3) выяснить характер и последствия вмешательства человека в природное равновесие

Работаем по плану.

1 .Экологические зарисовки.

Учитель. Какие животные и растения обитают на лугу? В чем их особенности?

-Вспомните растения, увиденные нами во время экскурсии.

Учащиеся. - Растения можно разделить на 3группы:

1)ярко цветущие: тысячелистник, нивяник, колокольчики, клевер, мышиный горошек;

  1. неяркие (злаковые) травы: мятлик, тимофеевка, лисохвост;

  2. ядовитые : лютик едкий, болиголов., чемерица, вех ядовитый. Учитель. - Как приспособились они к жизни на лугу?

Учащиеся. - На лугу растут только травянистые растения. Многие из них имеют два или несколько стеблей, узкие листья, помогающие экономно расходовать влагу. Корни разветвлённые. Яркие цветы привлекают насекомых.

Учитель. - Ознакомимся с животным миром.

Какими особенностями должны обладать животные луга?

Объясните почему?

Учитель - Определим, какие животные живут на лугу.

Учащиеся - Насекомые: цветочные мухи, кобылки, цикады, пчёлы , шмели,

бабочки и гусеницы, кузнечики.

Учитель -Рассмотрим рисунок из книги «Энтомология в картинках.

Часто воздух над лугом звенит, как будто сотни маленьких кузнецов стучат своими молоточками. Внимательно присмотритесь, кто это там высоко прыгнул и исчез в траве? Да это кузнечик. Почему мы его не сразу заметили?

Ученики - Тело вытянуто, окраска зелёная или бурая, под цвет травы

Учитель - Легко ли его поймать?

Учащиеся - Нет, задние ноги, длинные, с их помощью они могут высоко

прыгать, поэтому мы их теряем быстро из вида.

Учитель - А теперь посмотрим, чем он питается. Грызнёт травинку с помощью твердых пластинок - челюстей. Действительно, кузнечики могут питаться растениями, но чаще они нападают на других насекомых, т.к. являются хищниками. Такие приспособления, как прыгательные ноги, маскирующая окраска спасают кузнечиков от врагов и помогают охотиться.

А вот на цветок сел шмель. Шмели - одни из первых насекомых, очень важны для расцветающих растений. Какие бабочки похожи на шмеля?

Учащиеся - Это бабочки - шмелевидки.

Учитель, - Какие насекомые похожи на ос и пчел? Для чего им нужна такая схожесть?

Учащиеся - Цветочные мухи.

Учитель, - Какие из насекомых стали редкими и занесены в Красную книгу?

Учащиеся - Бабочка махаон, многие виды шмелей.

Учитель - На странице 132 прочитайте о птицах луга. О каких птицах мы

говорили на экскурсии. Прослушайте запись голосов. Каких птиц вы услышали?( Викторина из электронной версии энциклопедии «Кирилл и Мефодий»)

Учащиеся - коростель, перепел, сова, жаворонок, соловей.

Учитель - последним был голос не соловья, а серой жабы, которая в брачный

период издает звуки, подобные трели соловья.

Почему ящерицы и жабы тоже жители луга?

Как приспособились к жизни на лугу мыши и полевки?

Учащиеся. Эти крошки весом в несколько граммов питаются растительной пищей. Чаще эти животные прячутся в норах, имеют серую окраску. Хвостик у мышей длинный, а у полевок короткий. Под открытым небом их всюду подстерегают враги : ласки, хорьки, вороны, сороки, совы.

^ Самостоятельная работа

Учитель: _ Заполните таблицу: растения и животные луга




Растения

Насекомые

пресмыкаю-

щиеся

Птицы

Земноводные

Звери


Мышиный горошек, тысячелистник, нивяник, колокольчик, клевер.


Бабочки, шмели, цветочные мухи, Кобылки, кузнечики.



Ящерицы,

змеи


Трясогузка, корос-

тель, перепел, жаворонок.


Жабы, лягушки.


Кроты, мыши,

полевки


Мятлик, тимофеевка,


жук-могильщик














Лютик едкий, болиголов, чемерица, вех ядовитый.

















Вывод: Животный мир луга разнообразен, представлен многими группами животных, особенно много насекомых и птиц. Животные хорошо приспособились к жизни на открытом пространстве с травянистой растительностью: мелкие, большинство имеет маскирующую окраску, птицы устраивают гнезда на земле, млекопитающие - норы в земле.

2. Экологическое моделирование.

1) построение цепей питания. ( Приложение № 4 «Фотографии»)

2) работа по таблице.

Типы взаимоотношений в природном сообществе.

1)Поедание растений животными.

2)Поедание животными животных

3использование в пищу отмерших растений и животных.

4)Опыление растений насекомыми.

5распространение семян растений животными.

3. Экологическое прогнозирование.

Каждый день по телевизору, радио передают прогноз погоды. Прогноз погоды - это научное обоснование, предположение о будущем состоянии погоды. На основе проведенных исследований мы тоже можем составить некоторые прогнозы, только экологические, позволяющие предвидеть результаты нарушения, существующих в природе взаимосвязей.

Работа в группах Класс разделен на 4 группы. Каждая группа получает задание.

1)Что произойдет на лугу, если погибнут насекомые. 2)Почему нельзя поджигать весной на лугу прошлогоднюю траву. 3)Что может случиться, если уничтожить всех жуков могильщиков и жуков-навозников.

4)Почему нужно регулировать выпас животных и покосы.

IV.Итог урока.

Что такое луг? Почему мы называем луг природным сообществом?

V. Домашнее задание. Страница 134, ответить на вопросы. Построить 2 цепи питания для животных организмов луга. Нарисовать природоохранные знаки.