velikol.ru
1

Костулина Елена Васильевна

Урок окружающего мира в 4 классе по программе А.А. Плешакова по теме «Лес – природное сообщество».


Цель: Формирование у учащихся умения обобщать и систематизироватьзнания по теме «Лес – природное сообщество» на уроках окружающего мира.

Задачи:

Дидактическая: способствовать систематизации знаний по теме «Лес – природное сообщество».

Развивающая: способствовать развитию логического мышления.

Воспитательная: способствовать пониманию того, что уважительное взаимодействие в процессе парной работы приводит к успеху каждого ученика.

^ Тип урока: урок систематизации и обобщения материала.

Формы организации: коллективная, индивидуальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Средства: учебник «Окружающий мир» А. А. Плешаков (1 часть), карточки, раздаточный материал, гербарии растений леса, наборы открыток животных (звери, птицы ,насекомые), набор муляжей (грибы: съедобные и несъедобные), компьютер, проектор, презентация к уроку.

^ Ход урока

1.Организационный момент

У: Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок.

Пусть этот урок станет уроком новых достижений для каждого из вас. Пожелаем друг другу успеха и прекрасного настроения. (Поворачиваются друг к другу и в полголоса говорят: «Желаю успеха»)

^ 2.Актуализация знаний

У: На уроках информатики мы рассматриваем различные объекты. Что уже умеем выделять у объекта? В виде чего мы оформляли записи?

Д: Научились выделять составные части объекта и их признаки Мы заполняли схему, на которой записывали объект, его составные части и их признаки

Сегодня нам предстоит применить полученные знания на информатике и на уроке окружающего мира. Послушайте стихотворение, в нем спрятана тема и цели урока.

Читает стихотворение ученик о лесе.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

^ У: На какие вопросы найдем ответы?

Д: Мы сегодня будем говорить о лесе. Вспомним какие растения и животные встречаются в зоне лесов.

У: И так объектом изучения будет лес. У каждого из вас уже имеется определенный запас знаний, но сегодня нам предстоит обобщить и систематизировать их. Вспомните, какие виды лесов составляют лесную зону России.

^ Д: В лесной зоне встречаются хвойные, смешанные и лиственные леса.

У: Какие из них встречаются в Кировской области?

Д: Все виды лесов

^ 3.Этап систематизации и обобщения знаний

У: Мы рассматриваем лес как объект. Как вы считаете, какие составные части можно выделить в лесу?

Д: Животные, растения, грибы.

Нпрямая со стрелкой 34прямая со стрелкой 35прямая со стрелкой 36а слайде схема лес

растения животные грибы

У: Для дальнейшей работы нам предстоит поделиться на три группы. Одна группа рассмотрит растения – это ботаники, другая выяснит, какие животные обитают в лесу – это зоологи, а третья группа - это микологи, они сообщат нам о грибах.

Задание 1.

Для ботаников:

1.Рассмотрите гербарии.

2. Вспомните ярусы леса. Разбейте растения на группы, в соответствии с ярусами.

3.Заполните схему видов растений.


Растения

прямая со стрелкой 37прямая со стрелкой 38прямая со стрелкой 39

4. Запишите по 2-3 растения в каждую группу.

5.Подготовьте сообщение из 6-8 предложений.


Для зоологов

1.Рассмотрите наборы открыток.

2.Вспомните виды животных.

Разложите животных по видам.

3.Заполните схему:


животные

прямая со стрелкой 42прямая со стрелкой 41прямая со стрелкой 40


4.Запишите по 2-3 животных в каждую группу.

5.Подготовьте сообщение из 6-8 предложений.


Для микологов:

1.Рассмотрите муляжи грибов.

2. Вспомните, какие группы грибов встречаются в лесу.

Разделите грибы на группы по видам.

3.Заполните схему:

Грибы

прямая со стрелкой 44прямая со стрелкой 43


4.Запишите в каждую группу по 3-4 примера.

5.Подготовьте сообщение из 6-8 предложений.


У: Проверим работу наших групп.

(По ходу выступления групп на слайде появляется схема)

прямая со стрелкой 47прямая со стрелкой 46прямая со стрелкой 45 лес

прямая со стрелкой 52прямая со стрелкой 51прямая со стрелкой 50прямая со стрелкой 55прямая со стрелкой 54прямая со стрелкой 53прямая со стрелкой 49прямая со стрелкой 48 растения животные грибы


деревья кустарники травы звери птицы насекомые съедобные несъедобные

У: Спасибо, вам за проделанную работу. Как мы видим, лес действительно живет своей жизнью, которую порой мы не видим, а иногда просто не замечаем. Поэтому вам снова предлагаю поработать в группах и обсудить вопрос о взаимосвязях составных частей леса. Ответы на вопросы найдете в учебнике.

Задание 2

1 группа Могут ли растения прожить без животных? Докажите это на примерах. Как вы считаете, нужны ли растениям грибы? Почему?

2 группа Могут ли животные прожить без растений? А без грибов? Докажите на примерах.

3 группа Какую роль играют грибы в жизни растений и животных? Приведите примеры.

Ответы групп.

^ У: Какой вывод можно сделать?

Д: Все составные части леса взаимосвязаны и не могу существовать отдельно.

У: Что бы вы изменили в схеме?

Д: Надо поставить взаимные стрелки между частями леса.

На слайде появляется схема

прямая со стрелкой 56 растения

прямая со стрелкой 67

лес


прямая со стрелкой 61 животные грибы


^ У: Как мы видим на схеме в лесу все взаимосвязано и неразрывно. А если нарушить эти связи то, что произойдет?

Д: Нарушится экологическое равновесие

У: Прочитайте текст на карточке и обсудите ответ

^ Работа в парах

Задание 3

В лесу складывается экологическое равновесие. Вот пример: живущие здесь мыши и полевки поедают много плодов и семян деревьев. Потомство эти зверьки приносят большое. Почему же они не размножаются настолько, чтобы уничтожить все будущие растения? А потому, что в лесу …

Закончите это объяснение.

Заслушаем объяснения (2-3 пары).

^ У: Приведите примеры нарушения экологического равновесия, которые могут произойти по вине человека.

Д: Рассказывают случай нарушения экологического равновесия.

У: Спасибо вам за ответы. Как видите, каждый из нас должен задуматься, каким увидят лес наши потомки через век, тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.

4. Итог

У: Наш урок подходит к концу. Какой вывод можете сделать, изучив составные части леса и установив между ними взаимосвязь?

^ Д: Лес - это природное сообщество, где все составные части тесно связаны между собой, живут совместно.

У: Какие навыки обобщения материала сегодня использовали?

Д: Составление схемы, где выделение объекта и его составных части

У: Где можно применить полученные умения по обобщению материала?

Д: составлять такие схемы можно на любых уроках повторения.

У: Кому скажем «спасибо» за работу на уроке? (Заслушать мнение обучающихся)

У: Спасибо, вам за правильные ответы, за умение работать в группе и выслушивать ответы одноклассников

5. Домашнее задание

.
Написать мини-сочинение на тему «Лес- природное сообщество»