velikol.ru
1

Тема урока: «О красоте человеческих лиц»

(по лирике русских поэтов и рассказу

В.В.Вересаева « Состязание»)

Урок посвящён году Учителя.

Цель урока: Донести до учащихся проблему внутренней и внешней

красоты средствами литературы и искусства.

Рассказать о красоте профессии учителя; воспитывать

уважение к своим учителям.

Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. 1.Слово учителя. Составление кластера (это графическая

форма изображения информации, где отдельные блоки

связаны между собой смысловыми линиями . В центре

ставится обсуждаемое понятие, постепенно понятие расширяется)

Что такое красота? Какие ассоциации у вас возникают в связи с этим словом? Что мы слышим, что мы видим, что мы чувствуем ,когда произносим слово «красота»?


Музыка природа пение птиц

Сказка красота

искусство

Человек счастье

Любовь душа

Союз души и тела

2.Беседа:

- Почему люди обожествляют красоту?

Красота – сила, способная спасти мир, погрязший в крови,

в грязи;

Красота имеет власть над чувствами;

Красота всегда притягивает взгляд;

Красота освещает нашу жизнь;

Красота вдохновляет на творчество;

Красота облагораживает человека;

- А с чем люди ассоциируют красоту? О какой красоте чаще говорят?

( О женской. Женская красота воспевалась поэтами, музыкантами, художниками. Их творения ласкают наш слух, взгляд, душу).

Работа по картинам

^ Показ слайдов

Рафаль Санти « Сикстинская мадонна»- одно из самых прославленных произведений художника (№2);

Леонардо до Винчи « Мона Лиза»- вечный символ

Женственности и тайны души человеческой (№3)

^ Картина Рокотова « Струйская Александра Петровна»

Мы смотрим на портрет и слышим голос очарования.

Эта женщина добра, чутка и обаятельна. Не смог остаться равнодушным к этому портрету поэт Н.Заболоцкий. Вот как

он написал об этой картине:

^ Её глаза ,как два тумана,

Полуулыбка,полуплач,

Её глаза,как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг,полуиспуг,

Безумной нежности припадок

Предвосхищенье смертных мук…(№4)

Эти полотна посвящены самым прекрасным женщинам 18 века.

А кто из известных женщин 19 века была признана первой красавицей Петербурга? ( слайд №5)портрет Н.Н.Гончаровой

художника Брюллова. Что известно о ней?

А вот сам Пушкин, будучи в наших степях,был покорён

дикой красотой калмычки,свой восторг выразил в послании

«Калмычке». (№6).


Именно поэтому люди города из рассказа Викентия Викентьевича Смидовича (Вересаева) «Состязание»

приняли решение: назначить на состязание картину, изображающую красоту женщины.

-Кто же выиграл состязание?

(высказывания учащихся)

Состязание на лучшую картину, «изображающую красоту

женщины», по единодушному решению толпы, выиграл

не убеленный сединами Дважды- Венчанный, исходивший

полсвета в поисках идеальной « высшей красоты»,а его ученик Единорог,для которого подлинно прекрасной оказалась «обыкновенная девушка, каких везде можно встретить десятки».


Какое воздействие оказала картина Дважды -Венчанного на людей? Что они почувствовали? (зачитываются фрагменты из 3 главы стр.329,330-331).

- Как встретили картину Единорога?

( чтение…побить камнями…)

-Это окончательная сцена?

(чтение последних строк главы)

-Что привлекло в Зорьке людей?

(чтение,,)

- Что преобразило Зорьку?

Любовь…

-Какое воздействие оказала картина на людей?

(чтение..каждый вспомнил лучшие минуты своей любви)

- почему Единорог стал победителем?

(он любил и был любим, он был счастлив)

-Какова главная идея рассказа?

^ Сказка «Состязание» учит нас видеть не только внешнюю, но внутреннюю красоту человека .Истинная красота –рядом, нужно лишь суметь отыскать.

Взаимоотношения внешнего и внутреннего мира, черт лица и душевного склада – проблема ,питающая многие стихотворения Заболоцкого .Поэт вглядывается в земную,

обыденную жизнь и видит красоту той жизни, иногда неявную для окружающих .Философско-эстетическая проблема- вопрос о сущности красоты- центральная в стихотворении «Некрасивая девочка» (1955г)

2.(чтение стих-я)

3.Анализ стихотворения

Портрет девочки – это портрет её внешности и одновременно её « внутренний» портрет, портрет её души

«охваченный счастьем бытия».Ей неведомы зависть и дурные чувства, чужую радость она воспринимает как свою

Поэт не посторонний наблюдатель, умилённый сочувствием некрасивой девочки. В его словах- надежда

на силу человеческого сердца, способного перенести боль и

обиду.

Стих-е заканчивается вопросом, развёрнутым в одно большое размышление о нравственной красоте:

^ Что есть красота?

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

- Они стали эпиграфом нашего урока, который мы

посвящаем учителям. 2010 год объявлен годом Учителя..

тема нашего урока: «О красоте человеческих лиц». О человеческой красоте и ее внешнем и внутреннем проявлении, по-разному к ней относясь, размышляла русская и советская классика.

1) Ни красотой сестры своей

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей, - читаем у Пушкина о Татьяне.

2) Лермонтов о портрете Печорина « Он был вообще очень не дурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским ».

3) Не назовет красавицей Анну Сергеевну Одинцову Тургенев, рисуя ее внешность, но обратит внимание на ее руки.


4) Л.Толстой, рисуя Наташу Ростову, скажет прямо: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка».

Можно долго и много находить в русской литературе таких примеров. Они разные и по звучанию, и по настроению, и по отношению к самой красоте.

VII. Так что же есть человеческая красота? Как ее увидеть? Какими словами определить? Обратимся к знатокам слова – к поэтам.

1) Стихотворение Д Кедрина «Красота» (читают ученики)

В каждой из трех строк поэт называет нам одну примету красоты человека… Каждый образ - часть общего, имя этого общего – Россия

2) Я. Смеляков «Милые красавица России».

Джульетта, Офелия, Золушка – олицетворение любви, нежности и женственности. И где же истинная красота? Она в полутемном зале, в блиндажах на Урале. Переосмысления понятия красоты к красоте поступка. А за это поэт обещает шелка, соболя, дворцы.

3) Н.Заболоцкий «О красоте человеческих лиц».

В этом стихотворении воплотилась мысль поэта написать человеческие лица в виде разных жилищ – каждое со своим внутренним, психологическим устройством, со своим характером

и пониманием красоты.

4) Е.Винокуров «Сколько прелести есть в человеческих лицах Вывод: Ответ на вопрос поэта и для нас ясен: красота – божественный дар добра и человечности, душевного изящества.

Мы вместе пришли к выводу о необходимости торжества в жизни духовности, истинно гуманных, человеческих начал

VIII. О красоте своих учителей расскажут ученики в следующей презентации. Показ презентации (слайды № 10-15) Обобщение : творческая работа составление синквейна на тему «Красота» Красота

Необъятная ,вечная

Манит,окрыляет, возрождает,

Верю: красота спасёт мир

Любовь

Д\задание: Выразить своё отношение к уроку « Я сегодня…»