velikol.ru
1

Урок по курсу «Познание мира» 4 класс.

Тема: «Растения и животные степей».

Цели урока:

а) образовательная: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей (географическое положение , животный и растительный мир);

б) развивающая: развивать умение работать с картой, дополнительной литературой, гербарием; умение устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и приспосабливаемостью живых организмов; умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

в) воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать и ощущать ее красоту.

Тип урока: усвоение нового материала.

Ключевые понятия: степь – природная зона, растительный и животный мир степей.

Оборудование: физическая карта Казахстана, презентация «Растения и животные степей», гербарий растений, интерактивная доска, компьютер, учебник, тест с альтернативным ответом.

Ход урока:

Этапы урока

Задачи этапа

Содержание этапа


Методы, приёмы, формы работы

Средства обучения

Ι. Организационный.

Этап актуализации знаний учащихся.

1. Повторение материала, необходимого для перехода к изучению нового.

- Какая бывает природа?

- Назовите признаки живой природы.

- В природе всё взаимосвязано.

- Скажите, как связаны между собой живая и неживая природа?

- Какие условия необходимы растениям для жизни?

- Какие условия необходимы животным для жизни?

- Климатические условия на территории нашей страны весьма разнообразны. Различные природные условия способствуют многообразию растительного и животного мира в разных природных зонах.

Общеклассная устная работа (беседа).

ИКТ, флип-чарт.

ΙΙ.Этап целеполагания.


1. Определение темы урока, постановка целей.

2. Мотивация учащихся на учебную деятельность через осознание целей урока.

- «Ой, ты степь широкая, ой ты степь, привольная…» - поётся в песне. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг.

- Как вы думаете, какую природную зону будем изучать на уроке?

- Да, это так. Тема, которую мы будем изучать на уроке, звучит так –

«Растения и животные степей».

- А что мы будем изучать?

- Какие умения необходимо развивать, чтобы изучить новый материал?

- Давайте посмотрим, смогли вы правильно определить цели нашего урока.

Общеклассная устная работа (беседа).


Самоконтроль.



ИКТ

Слайд №1.


Слайд №2



ΙΙΙ.Изучение нового материала.

а) Зона степей на карте Казахстана.


1.Создание проблемной ситуации.

2.Развитие познавательного интереса учащихся через включение их в активную учебную деятельность.



Зона степей на карте Республики Казахстан.

- Обратите внимание, как обозначается степная полоса на карте природных зон.

Вопросы:

1. Где расположена зона степей?

2. Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?

(Зона степей расположена к югу от зоны лесов и протянулась на весь Казахстан на 2200км - степи Центрального и Восточного Казахстана.)


- Внимательно рассмотрите степь. Так выглядит степь ранней весной. Цветущая степь – зрелище незабываемое. Здесь тёплое, продолжительное, засушливое лето.


1 – ученик. Степь в физической географии — равнина, поросшая травянистой растительностью. Характерной особенностью степей является практически полное отсутствие деревьев. Степи занимали около 40% территории нынешней Республики Казахстан.


2 – ученик. Но значительная часть казахстанских степей подверглась тотальному уничтожению. Сохранившиеся участки степей подвергаются влиянию перевыпаса и других видов хозяйственной деятельности человека. Многие типы степей распространены только в Казахстане, и не встречаются нигде более на территории Евразии.


- Характерная черта степи — безлесье огромных равнин, покрытых богатой травянистой растительностью.

Выделяют следующие типы степей:

а) луговые (лугостепи), или разнотравные, степи;

б) настоящие (типичные) с преобладанием многолетних дерновинных злаков, главным образом ковыля;

в) сухие степи;

г) пустынные (опустыненные) степи с участием пустынных трав (типа перекати-поле) и полукустарничков (в основном полыни и прутняка).


Работа в парах.

Беседа. Работа с географической картой РК.

ИКТ, раздат. материал, карта природных зон РК,

Слайд №3.


Слайд №4.


Слайд №5.

Слайды №6,7,8,9.

б) Разнообразие степных растений. Их приспосабливаемость к жизни в степи.






Типичные растения степей и их приспосабливаемость к жизни в степи.

- Посмотрим, какие растения растут в степи.


- Пользуясь образцами гербарных растений, карточками с изображением растений, растущих в степи, инструкционной картой, вы должны подумать и ответить, как растения степи приспособились к природным условиям.


- Справились ли вы с заданием?


Растения имеют узкие листья (типчак, ковыль), чтобы меньше испарялось влаги, или мясистые листья (очиток, молодило), в которых накапливается вода; у некоторых растений на листьях и стеблях имеются волоски (синяк, шалфей), которые помогают снижать испарение влаги, другие же растения имеют на листьях и стеблях восковой налет (типчак, житняк), которых помогает экономно расходовать влагу. Тюльпаны, ирисы, таволга запасают питательные вещества в луковицах. Большинство степных растений (ковыль, полынь, типчак) имеют длинные ветвистые корни, которые помогают растениям добывать воду из глубоких слоёв почвы.



Работа в группах.


Самопроверка



Слайды №10-20.


Слайд № 21.

Гербарий, иллюстративный материал учебника (стр.76-77), карточки с изображением растений, инструкционная карта.


Слайд №22.



в) Разнообразие степных животных. Приспосабливаемость к жизни в степи.




Типичные животные степей и их приспосабливаемость к жизни в степи.

- Богат и своеобразен животный мир степей. Животные степей – обитатели открытых пространств.

- Посмотрим, какие животные обитают в степи.

- Пользуясь инструкционной картой, иллюстрациями учебника (стр.78), определите, как животные приспособились к жизни в степи (открытая местность, засушливый климат, период бескормицы).


(Животные степи приспособились к жизни в условиях открытой местности, засушливого климата, периодов бескормицы. Сайгаки способны к быстрому бегу, и это спасает их от преследования волков и позволяет пробегать большие расстояния в поисках воды и кормов. Многие животные имеют окраску под цвет сухой травы. Это им помогает спрятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к добыче. Некоторые из них (сурки, суслики, хомяки, полевые мыши) роют норы, в которых они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и холода, запасают корм. Степные птицы из-за отсутствия деревьев устраивают гнёзда на земле (жаворонки, дрофы, перепела, степные орлы). Некоторые животные на период зимних холодов, а также летней бескормицы впадают в спячку (суслики, сурки, черепахи и ящерицы).


- Справились ли вы с заданием?



Работа в группах.


Самопроверка

Слайд №23-33.


Слайд № 34.

Гербарий, иллюстративный материал учебника (стр.78), карточки с изображением животных, инструкционная карта.


Слайд №35.

ΙV. Физминутка.




1. Наклон головы влево, вправо, вперёд, назад. Плечи вверх, вниз. Наклон туловища влево, вправо.

2. Гимнастика для глаз.

Горизонтальные движения глаз: направо-налево.

Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

Частое моргание глазами.

3. Упражнение на мелкие мышцы рук (растирание ладоней и пальцев).

4. Растирание ушных раковин.







V.Закрепление изученного материала.





1 задание.

По характеристике определите природную зону:

- Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке, у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе (Пустыня).

- Эта территория, где растут деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники. В этой зоне выпадает довольно много осадков. Поэтому для роста и развития растений достаточно не только тепла, но и влаги. Животные, которые живут в этой зоне, могут найти достаточно корма, построить гнездо или нору, без труда спрятаться от врагов (Лес).

- С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И вот уже нет цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями (Степь).

2 задание. Установи соответствие.

- Определи, какие животные, живут в степной зоне.

Дрофа, бобёр, кобылка, ондатра, белка, корсак, глухарь, сайгак, соболь, тушканчик, варан, суслик, цапля, ушастый ёж, беркут, выпь, кедровка, джейран.


3 задание.

Каждой группе вручается конверт, с картинками, изображающими растения и животных различных природных зон, и лист, на котором указаны природные зоны (Лес, Степь, Пустыня). Определить зону степи. Используя набор карточек, выбрать и приклеить на лист только тех представителей живой природы, которые обитают в степной зоне.


- Внимательно прочитайте статью учебника, обратите внимание на тот материал, о котором, может быть, не упоминалось на уроке, и подготовьтесь выполнить тесты с альтернативным ответом.

Чтение статьи учебника стр. 75 – 79.

4 задание (использование шторки).

- Прочитайте утверждения.

- Обведите ответ.

1. Зона степей расположена южнее лесной зоны. Да. Нет.

2. Степь – это пространство, где из-за недостатка воды растительность редкая и скудная. Да. Нет.

3. Степи бывают песчаными, глинистыми, каменистыми, солончаковыми. Да. Нет.

4. Почвы степей очень плодородны. Да. Нет.

5. Наиболее распространённое растение степей – саксаул. Да. Нет.

6. Тюльпаны и ирисы приспособились к жизни в степи благодаря длинному корню. Да. Нет.

7. Растения степей обычно имеют узкие листья для уменьшения потери воды. Да. Нет.

8. Степные птицы обычно вьют гнёзда на деревьях. Да. Нет.

9. Зимняя и летняя спячка – это приспособление к холодам и бескормице. Да. Нет.

10.Окраска степных животных под цвет травы является маскировкой. Да. Нет.

5 задание.

Составить и записать цепи питания, сложившиеся в степи.

пырей→суслик→степной орёл

мятлик→сурок→волк

мак→кузнечик→барсук

ковыль→хомяк→степная гадюка



Общеклассная работа.


Работа в группах.

Проверка осуществляется учеником-консультантом.


Индивидуальная тестовая работа


Самопроверка и самооценка.


Общеклассная работа



Сигнальные карточки.

Слайд №36.


ИКТ. Флип-чарт №1.

«Перетаскивание объектов».


Карточки с изображениями животных и растений.


Учебник стр. 77-79.


Флип- чарт№2.

«Шторка».


Флип-чарты№3,4.

VΙ. Подведение итогов урока.




- Вернёмся ещё раз к целям урока (развивающие цели урока).

- Что вы сегодня устанавливали?

- Устанавливали, что в природе всё взаимосвязано, что особенности живых организмов, их образ жизни зависит от природных условий.

- Как приспособились растения к жизни в степи?

- Как приспособились животные к жизни в степи?

Общеклассная работа.


Самопроверка.

Слайд №38.


Слайды №39, 40.

VΙΙ. Рефлексия.




Оцените свою работу на уроке.

Вам было интересно, вы считаете, что усвоили новый материал – нарисуйте на полях тетради солнышко, не очень довольны свой работой на уроке, были ошибки в работе на уроке – облачко закрыло часть солнышка, недовольны своим результатом, много не поняли и не усвоили – рисуем тучку.




Лист учёта.

VΙΙΙ. Домашнее задание.




1. Используя материал, полученный в ходе изучения новой темы, докажите как степной хорёк, корсак, барсук, степной орёл, степная гадюка приспособились к условиям жизни в степи. Для подготовки сообщения используйте план:

а) внешний вид, защита от врагов;

б) образ жизни;

в) питание;

г) размножение;

д) передвижение.

2. Составьте 1-2 цепи питания, которые сложились в степи.

3. Сделайте макет участка степи.

Прочитать материал учебника на стр. 75 – 79.

Работа в группах.

Слайд№41.