velikol.ru
1


Интегрированный урок

по окружающему миру в 1 классе

«Где живут белые медведи?»





Подготовила:

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Дрюпина Ирина Александровна

Тема урока: «Где живут белые медведи?»


Цель урока:

  • Формировать представление о разнообразии природы Земли;

  • Познакомить с холодными районами земли, с животным миром этого района;

  • Выполнить аппликацию из резанных ниток.

Оборудование:

  • Глобус; карта полушарий;

  • Рисунки животных Северного Ледовитого океана, Антарктиды;

  • Образец аппликации, шаблоны медведя для аппликации;

  • Материал для изготовления аппликации у каждого ученика.

  • Цветик – семицветик (объёмный цветок);



Ход урока:

  1. Организационный момент.

Цель: организовать учащихся к уроку.

  1. Повторение изученного материала.

Цель: повторить ранее изученный материал

Ранее изученный материал проверяется в форме игры «Да – Нет».

- Ребята, сейчас мы будем играть в игру «Да – Нет». Я буду читать предложение, если вы согласны с тем, о чём в нем говориться. То вы будете говорить «да», а если не согласны, то « нет».

- В прошлом вы выли взрослыми? (нет).

- Настоящее – это то, что происходит сейчас? (да)

- Суббота приходит после пятницы? (да)

- Первый день недели – это вторник? (нет)

- Между средой и пятницей – четверг? (да)

- Лето наступает после весны? (да)

- Декабрь, январь, февраль – это зимние месяцы? (да)

- Перед зимой идёт весна? (нет)

- Понедельник, вторник, среда – это месяцы? ( нет)

- После осени настанет зима? (да)


  1. Работа над новой темой урока.

Цель: познакомить с холодными районами Земли, с животным миром этих районов.

- Ребята, давайте посмотрим на доску и вспомним тему нашего урока. («Где живут белые медведи?»)








- А поможет нам узнать об этом Цветик - семицветик.

Учитель показывает Цветик – семицветик и вместе с учениками произносит:

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.

(Один из учеников выходит к доске, отрывает лепесток)

И все говорят:

Лишь коснёшься ты земли, быть по нашему вели!

Учитель продолжает:

- Вели оказаться там, где живут белые медведи!

- Ребята, как вы думаете , где мы сейчас оказались? Кругом снег, лёд, здесь очень холодно (на Севере)

- Нам нужно вооружиться всем необходимым. Посмотрите задание 1 на стр. 31 в Рабочей тетради и скажите, что нам понадобится? (шапка, куртка, варежки, для передвижения пригодятся лыжи и аэросани)


Работа с географической картой полушарий:

- На Земле есть очень холодный район – это Северный Ледовитый океан. Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом (показать на карте и глобусе Северный Ледовитый океан). В этом районе Земли расположен Северный полюс (показать на карте).

- Ребята. Посмотрите на стр. 72 учебника, кто нас встречает?

(дети читают названия животных: поморник, белый медведь, морж, тюлень)

- А сейчас послушайте рассказ о белых медведях:

Белые медведи.

Белые медведи обитают на Крайнем Севере, за полярным кругом, среди вечных льдов и снегов – на островах и холодном побережье Северного Ледовитого океана. Это самое большое, самое сильное и могучее животное из семейства медвежьих. Он весит около 700 кг( это столько, сколько весите вы и я вместе), а длина его туловища достигает трёх метров.

Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех растёт даже на подушечках лап, поэтому животные легко и быстро передвигаются по снегу и льду. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела. Благодаря густому подшерстку им не страшны даже самые лютые морозы.

Белые медведи – отличные пловцы и могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу , и поэтому даже в мороз они остаются сухими и им не страшна никакая простуда. В самые лютые морозы купаются в ледяной воде. Отлично плавают, ныряют и нередко совершают длительные прогулки, удаляясь от суши в открытое море на десятки километров. Много времени белый медведь проводит на плавающих льдинах, странствует по берегам и лишь изредка заходит в глубину суши.

Излюбленная пища белых медведей – тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца, песцы.

Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. В ноябре или декабре мамаша-медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Через 1-2 месяца на свет появляются 2-3 малыша, которые спят вместе с мамой в тёплой берлоге до наступления весны. Детёныши белых медведей остаются с матерью ещё примерно 2 года после рождения. Всё это время она их кормит, и заботится о них.


^ 4.Практическая работа.

Цель: изготовить аппликацию из бумаги, картона и ниток.

- А сейчас мы попробуем сделать своих белых медведей.

- Учитель демонстрирует образец аппликации и определяет порядок работы. Но перед началом работы давайте повторим правила работы с ножницами.

(повторяются правила работы с ножницами)

План работы:

  1. Обведите силуэт медведя по шаблону на картон голубого цвета.

  2. Возьмите белые шерстяные нитки и обмотайте ими пальцы левой руки (обматывайте не очень туго).

  3. Снимите нитки с пальчиков и нарежьте небольшими кусочками.

  4. Намажьте медведя клеем и наложите нарезанные нитки сверху.

  5. Густая шерсть медведя готова, осталось сверху нарисовать или приклеить носик и глаз.

(Учащиеся, выполнившие аппликацию раньше других, начинают делать задание 2 в Рабочей тетради на стр. 31. Они находят отличия на рисунках. Задание проверяется).








  1. Физминутка:

Топай мишка, хлопай мишка.

Приседай скорей братишка!

Руки вверх, вперёд и вниз

Улыбайся и садись.

  1. Работа по учебнику.

Цель: первично закрепить знания учащихся по новой теме

- Итак, давайте вспомним , где живут белые медведи? (На Северном полюсе)

- Работа с глобусом и географической картой полушарий

Цель: познакомить учащихся с картой полушарий , учить показывать на карте изучаемые районы Земли.
- На Земле есть два полюса: ^ Северный и Южный (показать на глобусе полюса). Район Земли, где расположен Южный полюс, называется АНТАРКТИДОЙ ( показать на карте полушарий)

- Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать тёплую одежду, если мы окажемся на Южном полюсе. В Антарктиде? (нет, потому что там тоже холодно)

- Давайте послушаем, что об этом говорится в учебнике на стр. 72 (читает ребёнок)


-Работа по содержанию прочитанного текста:

Цель: повторное закрепление изучаемого материала

- Как называются холодные районы Земли? (Северный Ледовитый океан и АНТАРКТИДА)

- Кто может показать на карте, где они находятся? (работа с географической картой)

- Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? (льдом и снегом).

- Какой полюс расположен в этом холодном районе Земли? (СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС).

- Как называется район Земли, где расположен Южный полюс? (Антарктида).

- Чем покрыта поверхность этого огромного участка суши? (толстым слоем льда).

- А сейчас Цветик - семицветик поможет нам оказаться в Антарктиде!

Снова читается стихотворение, отрывается лепесток и учитель произносит желание:

- Вели, чтобы наш класс оказался на Южном полюсе!

- Ребята, где мы с вами оказались? (в Антарктиде)

- Какие животные здесь обитают? Давайте посмотрим в учебник на стр. 73 и познакомимся с этими животными. Кого вы здесь видите? (дети называют животных)

- Послушайте рассказ о пингвинах.

Пингвины.

Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу – рыбу, крабов, рачков.

Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы - ласты, которые помогают им плавать.

Рост пингвинов около метра. Голова и спинка - чёрные с синим и зелёным отливом, а на брюшке перья ослепительно белые. Когда пингвины выходят на берег на прогулку кажется, что это люди неторопливо гуляют парами и поодиночке в нарядных чёрных фраках. У пингвинов нет пуховых перьев, но у них есть толстый слой жира под кожей, который спасает от сильных морозов и ветров. В Антарктиде, где живут пингвины, всегда холодно: летом не больше одного градуса тепла, а зимой бывает 60 градусов мороза. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов. В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга. Затем отец пингвин берёт яйцо и кладёт его в жировую складку на брюшке. Теперь он будет держать его на лапах-ластах два месяца , стоя на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь. Всё это время пингвин ничего не ест и живёт только за счёт жира, который он накопил летом. А мама – пингвиниха в это время плавает и ныряет в море и нагуливает жир. Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама. Это длится недолго. Как только пингвинёнок встанет на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов. А родители тем временем будут уходить в море за пищей для малышей.



  1. Закрепление материала.

Цель: закрепить знания учащихся по изучаемой теме, умения работать с картой полушарий.

- В каких районах мы побывали? (Северный Ледовитый океан и Антарктида) (дети показывают на карте)

- Какие полюса здесь расположены? (Северный и Юный)

- Чем похожи эти районы? (Здесь очень холодно , много снега и льда).

- Одинаковые или разные животные встретятся в этих районах? (разные)

- Какие животные встретятся нам? Назовите их.

- Охотятся ли белые медведи на пингвинов? ( Нет, потому что эти животные живут в разных районах Земли)



  1. Итог урока.



Цель: обобщить знания учащихся.

- Где мы побывали сегодня на уроке?

- Какие животные нам встретились?

- Чем питаются эти животные?

- Что больше всего понравилось, запомнилось на уроке?