velikol.ru
1

Урок по русскому языку в 4 классе.

Тема: Сложные предложения.


План урока.

1.Организационный момент. 1 мин

2.Минутка чистописания. 2 мин

3.Формулировка темы урока. 4 мин

4.Постановка целей урока. 3 мин

5.Повторение знаний о сложных предложениях. 4 мин

6.Упражнение в распознавании сложных предложений, их отличительных признаков от простых предложений с однородными членами. Соотнесение предложений со схемами. 12 мин

7.Физпауза. 1 мин

8. Упражнение в составлении сложных предложений. Игра «Найди пару». 10 мин

9. Закрепление знаний о сложных предложениях. 4мин

10. Домашнее задание. 1 мин

11. Итог урока. Оценивание детей. 3 мин


Оборудование.

  1. Доска с записями.

  2. Учебник.

  3. Алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении.

  4. Плакат «Однородные члены предложения».

  5. Сигналы обратной связи.

  6. Индивидуальный раздаточный материал к игре «Найди пару».

  7. Индивидуальные тесты.

  8. Карточки – помощники.

  9. «Копилка знаний».

  10. Таблицы со схемами предложений.



Ход урока.

1.Организационный момент.

Ребята, пожелаем друг другу на уроке быть внимательными, активными и стремиться к новым знаниям.

2. Минутка чистописания.

На доске:

Найдите закономерность в записи букв, продолжите цепочку букв.

Первая буква становится последней,

буквы записываются в обратном порядке.

Оцените себя. По каким критериям вы себя оценивали?

3. Формулировка темы урока.

Найдите «лишнюю букву».

У – т.к. она обозначает гласный звук, а все

остальные – согласный.

Какая буква обозначает звук, согласный всегда твёрдый? Буква ж.

Какая буква обозначает непарный звонкий звук? Буква р.

Какая буква обозначает звук согласный непарный мягкий звонкий? Буква й.

Что общего в оставшихся буквах? Они обозначают парные глухие согласные звуки.

Исключите 12 букву алфавита. Это буква к.

Какая буква осталась? Буква с.

Это первая буква зашифрованного слова.

На доске: 13, 16, 8, 15, 16, 6. Это слово « сложное».

Тема нашего урока – сложное предложение.

Кто сумел разгадать слово? Поставьте «+».

4. Постановка целей урока.

Какие цели мы поставим, исходя из темы урока?

Различать простые предложения от сложных.

Различать предложения с однородными предложениями от сложного.

Находить грамматическую основу предложения.

Составлять схемы предложения, находить предложение, соответствующее данной схеме.

Объяснять постановку знаков препинания в сложных предложениях.

Применять сложные предложения в речи.

Развивать орфографическую зоркость.

Учиться применять свои знания на практике.

Учиться работать в парах и группах.

Учиться оценивать свою работу, ставить цели работы на будущее.

Кто считает, что,опираясь на свои знания, он сможет достигнуть этих целей?

5. Повторение знаний о сложных предложениях.

С помощью сигналов оцените мои высказывания.

Сложные предложения состоят из двух или более предложений, которые связаны между собой по смыслу и интонационно. Верно.

Простые предложения в составе сложных при письме не разделяются запятой. Неверно.

Исправьте меня.

Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные. Верно.

Запятая не ставится, если два сложных предложения связаны союзом и.

Неверно.

Исправьте меня.

Если в предложении одна грамматическая основа и есть однородные члены предложения, такое предложение называются сложными. Неверно.

Исправьте меня. Это простое предложение с однородными членами.

Расскажите друг другу в парах все, что вы знаете о сложных предложениях.

Оцените своего товарища.

6.Упражнение в распознавании сложных предложений, их отличительных признаков от простых предложений с однородными членами. Соотнесение предложений со схемами.

Будем упражняться в распознавании простых предложений с однородными членами сложных предложений. Выполним упр. №135 на стр..106.

Прочитайте задание.

Чтобы объяснить постановку знаков препинания, что нам необходимо сделать сначала?

Определить простое это предложение или сложное. Найти части сложного предложения. Выделить грамматические основы.

Найдите в копилке знаний алгоритм, который мы составили вчера на уроке.

Алгоритм «Знаки препинания в сложном предложении».

1.Найти и подчеркнуть основу предложения.

2.Подсчитать, сколько основ в предложении.

3.Если основ две и более – это сложное предложение.

4.Найти границы частей сложного предложения.

5.Выделить союзы, если они есть.

6.Поставить запятую между частями сложного предложения.

Выполним задание с комментированием. (Один ученик с места по «цепочке»).

Какое предложение из данных можно назвать «лишним»? Почему?

На доске схемы:


Найдите схему «лишнего» предложения. Объясните свой выбор.

Будем работать по рядам.

Первый ряд запишет предложение, соответствующее схеме №1, второй ряд – №2, третий ряд - №3.В предложении обозначить грамматические основы, под предложением начертить схему предложения. Составить два предложение с союзом и: сложное и простое с однородными членами.

У доски 1 ученик с каждого ряда. Найти свое предложение, вставить в нем пропущенные буквы, схему прикрепить под предложением.

На доске:

Тр.пинка выр.внялась и я п.б.жала .перед к обрыву.

Ч.рн.е небо н. хмурилос. и (на) землю хлынули п.токи д.ждя.

Были м.розные утрен.ики и (на) тр.ве п.ч.талис. сл.ды.

Еще два ученика у доски составляют и записывают предложения сложное с союзом и и простое с однородными членами.

Проверка с помощью «светофоров». Ученики объясняют правописание слов и постановку запятой.

Составленные предложения проверяют в парах. Взаимооценка.

7.Физпауза.

Если я прочитаю предложение, состоящее только из грамматической основы, вы встанете. Если же вы услышите распространенное предложение, надо сесть.

Ветер дует. Листья летят. Птицы летят на юг. Осенние листья (словосочетание). Осень наступила. Солнце светит редко. Дождь прошел и деревья умылись.

8.Упражнение в составлении сложных предложений. Игра «Найди пару».

Сейчас мы будем работать в группах. Ваша задача составит из двух простых предложений одно сложное. Помните, что части сложного предложения связаны друг с другом в одно целое по смыслу. Если вам нужна карточка-помощница, вы можете ей воспользоваться.


Неожиданно выглянуло солнце.

Бочка по морю плывёт.

И деревья засеребрились от росы.

В темнице там царевна тужит.

Да орешки все грызет.

Скоро закружат метели.

А бурый волк ей верно служит.

Туча по небу идёт.

Белка песенки поет.

Ляжет снег на ветки ели.

«Карточка-помощница»

Туча по небу идет……

Белка песенки поёт…..

Неожиданно выглянуло солнце…..

В темнице там царевна тужит…..

Скоро закружат метели…..


Проверка составленных предложений.

Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.

Белка песенки поёт, да орешки все грызет.

Неожиданно выглянуло солнце, и деревья засеребрились от росы.

В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.

Скоро закружат метели, ляжет снег на ветки ели.

Чья группа справилась с заданием? Молодцы.

Что общего во всех этих предложениях? Они сложные.

Как на письме разделены части сложных предложений? С помощью запятой.

Разделите предложения на две группы.

Отрывки из произведений Пушкина и других авторов, стихотворные и прозаические, с союзами и без.

Запишите по выбору два предложения. Одно союзное, второе – бессоюзное. Проверьте по алгоритму постановку запятой.

Взаимопроверка.

Оцените себя. Каковы критерии оценки?

9.Закрепление знаний о сложных предложениях.

Проверим ваши знания о сложных предложениях. Выполните тест.

Тест

1.Сложными называются предложения, в которых:

А) одна грамматическая основа;

Б) две и более грамматических основ;

В) две грамматические основы;

2.Отметь схему сложного предложения:

А)

Б)

В)

3. Выбери схему для данного предложения.

Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле.

А)

Б)

В)

4. Перед союзом и ставится запятая:

А) В предложении с однородными членами.

Б) В сложном предложении.

В) Никогда.

5. Перед союзами а, но запятая ставится:

А) Никогда.

Б) В предложении с однородными членами.

В) Всегда.

Проверка. Самооценка. Если выполнили тест без ошибок, поставьте в тетради «+».

10.Домашнее задание.

Дома вы выполните упр.№136.

11.Итог урока. Оценивание детей.

Каких целей мы достигли?

Чему учились на уроке?

Что особенно запомнилось?

О чем расскажите родителям?

Оцените свою работу на уроке. У кого есть плюсы? Чьи «звездочки» поднимались по шкале выше середины?

Начертите шкалу под названием «свой вклад» У кого сегодня «звездочка2 выше. Чем на прошлом уроке? Молодцы!

Урок окончен.