velikol.ru
1



Урок по русскому языку по теме «Роль прилагательных в предложении»;

4 класс «Г», УМК «Школа России»


Провела студент-практикант:

Прокофьева Инна Викторовна


Старый Оскол 2012

Тема: Роль прилагательных в предложении


Цель урока: ознакомление  обучающихся с синтаксической ролью прилагательных в предложении.

Задачи уроки:

1. Формировать умения находить имена прилагательные в предложении, различать полную и краткую формы имен прилагательных.

2. Развивать внимание, мышление, память, речь, учить определять синтаксическую роль имен прилагательных – определение и сказуемое.

3. Воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.

^ Тип урока: урок открытия нового знания.

Технология построения урока: проблемно-диалогическая.

Оборудование: карточка «Я знаю, я умею, я могу»; части предложения; части схемы; раздаточный материал.

^ Ход урока.

Организационный этап.

Решение дидактических задач:

1. Подготовка учащихся к работе.

2. Создание условий для включения в деятельность.

 - Добрый день, ребята!  Я рада нашей встрече на уроке русского языка.

- «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

^ Учащиеся приветствуют учителя и настраиваются на работу и сотрудничество.

 Актуализация опорных знаний.

Решение дидактической задачи: актуализация опорных знаний и умений.

 - Ребята, я приехала из приполярного города, где еще лежит снег. Скажите, пожалуйста, какой бывает снег.

- При помощи слов какой части речи вы описали снег?

- Что вы знаете об имени прилагательном? Поделитесь, пожалуйста, со мной своими знаниями.

Учащиеся вспоминают все, что знают об имени прилагательном: что обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, с чем согласуется, какую роль играет в речи, в предложении является второстепенным членом. 

 ^ Постановка учебной проблемы.

Решение дидактической задачи: обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

 - Предлагаю заполнить карточку «Я знаю, я умею, я могу» в первой графе. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если нет – «?». (Приложение №1).

^ Каждый учащийся работает с карточкой и таким образом  определяет свое незнание.

- У кого не все знаки «+»? Что вы не знаете и не умеете?

Учащиеся формулируют ответ, начиная словами «Я не знаю, Я не умею».

 Формулирование проблемы, планирование.

Решение дидактической задачи: создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

 Учитель выслушивает ответы детей после работы с карточкой, обобщает и подводит учащихся к выводу. Учащиеся делают вывод о том, что не знают, что такое краткие и полные прилагательные, и не все могут определить роль прилагательного в предложении, кроме того, что прилагательное является  в предложении второстепенным членом.

- Что вы узнаете сегодня на уроке?

- Что такое краткое и полное прилагательное, каким членом предложения может быть имя прилагательное.

- Какова тема урока? 

- Роль прилагательных в предложении..

- Я предлагаю вам самим открыть новое знание, чтобы в результате нашей совместной работы все ваши «?» превратились в «+».

 ^ Открытие нового знания.

Решение дидактической задачи: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

 - Из рассыпанных слов составьте два предложения. (Приложение №2).

^ Учащиеся составляют предложения:

Красив цветок в лесу!

В лесу расцвел красивый цветок.

- Найдите прилагательные. Докажите.

- Красив, красивый, т.к. отвечают на вопросы каков?, какой? и обозначают признак цветка.

- Что заметили интересного?

- Прилагательные – это разные формы одного и того же слова, т.к. основы одинаковые, а окончания разные. Прилагательное «красив» короче.

- В русском языке существуют две формы прилагательного: полная и краткая.

^ Учащиеся делают вывод о том, что прилагательное, которое отвечает на вопрос «какой?» - полное, «каков?» - краткое.

Учитель после вывода, сделанного учащимися, открывает схему (приложение №3):

                       ^ Имя прилагательное 

            какой?                  каков? 

           полное                   краткое

- Определим, каким членом предложения являются наши прилагательные. Какие у вас есть предположения?

- Прилагательные являются второстепенными членами предложения. Это нам известно.

- Выполните разбор предложения В лесу расцвел красивый цветок.

^ Учащиеся убеждаются в том, что прилагательное – второстепенный член.

- Найдите грамматическую основу в предложении Красив цветок в лесу.

Учащиеся убеждаются в том, что прилагательное – главный член - сказуемое.

- Сделайте вывод.

- Полное прилагательное является второстепенным членом, а краткое – главным – сказуемым.

                     ^ Имя прилагательное

            какой?                         каков?

           полное                         краткое 

   второстепенный            главный

             член                             член

                    ?                             сказуемое

- Какой остался вопрос?

- Как называется этот второстепенный член предложения?

- Чтобы  это выяснить, узнайте, пожалуйста,  предмет  по признакам, которые я назову: зеленое, круглое, маленькое, сочное, ароматное.

- Это яблоко.  

- Какой признак яблока определяет прилагательное зеленый?

- Цвет.

Аналогично анализируются все имена прилагательные и произносится вывод: прилагательное определяет признак предмета.

- Как можно назвать член предложения, который определяет признак предмета?

- Определением.

                      Имя прилагательное

            какой?                  каков?

         полное                   краткое

   второстепенный            главный

             член                      член

         определение              сказуемое

 

Применение нового знания.

Решение дидактических задач:

1.Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

2.Выявление качества и уровня овладения знаниями.

 - Вы узнали, какими членами предложения являются прилагательные?

^ С опорой на схему учащиеся проговаривают новое знание.

- Что нужно, чтобы закрепить новое знание?

- Упражняться в определении прилагательных как членов предложения. 

Упражнение 1.(Приложение №4).

Найдите в предложениях имена прилагательные. Определите, каким членом предложения они являются.

Солнце льет на землю теплые лучи.

Воздух прозрачен и свеж.

В лесу звучат птичьи голоса.

^ Учащиеся выполняют задания «по шагам» с самопроверкой по образцу.

Схема дополняется вопросом чей?

                    Имя прилагательное

         какой? чей?             каков?

           полное                     краткое

  второстепенный        главный

            член                        член

       определение           сказуемое

 

- Вы узнали, какими членами предложения могут быть имена прилагательные, умеете находить их и определять. Зная и умея, можно что делать?

- Применять.

Упражнение 2.  (Приложение №4).

Вставьте недостающие члены предложения.

Скользят по небу (какие?) …………облака.

Чуть колышет ветви деревьев (какой?) …… ветерок. Березы распускают свои (какие?) ………  листочки. На земле видны (чьи?) ……… следы.            первые весенние цветы.

^ Учащиеся выполняют задание самостоятельно, пользуясь словами для справок,  и делают взаимопроверку в группах. Если есть ошибки и недочеты, объясняют друг другу.

 - Предлагаю заполнить карточку «Я знаю, я умею, я могу» во второй графе.  

^ Каждый учащийся работает с карточкой и таким образом  определяет свое новое знание и  умение.

- Надеюсь, все «?» вы исправили на «+».

Применение нового знания в творческой деятельности.

Решение дидактической задачи: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

- Я предлагаю всем вместе составить рассказ «Наш любимый город».

^ Учащимся раздаются заготовки частей текста по группам. В текстах пропущены определения.

- Начало текста предлагаю такое: Старый Оскол - красив и необычен! (выставляется на доску).

 ^ Учащиеся в группах знакомятся с содержанием и приходят к выводу, что текст неудачен, т.к. в нем нет прилагательных.

- Что можно сделать?

- Вставить в текст необходимые определения.

 Учитель предлагает учащимся прилагательные-подсказки.

^ В случае затруднения ребята могут воспользоваться прилагательными-подсказками.

- Итак, давайте прочитаем, что у нас получилось.

Старый Оскол красив и необычен!

^ По одному представителю от группы зачитывают свою часть текста.

 Рефлексия учебной деятельности.

Решение дидактических задач:

1. Анализ и оценка успешности достижения цели.

2.Выявление качества и уровня овладения знаниями.

 - Удалось вам описать  красоту и необычность нашего города? Что вам помогло? 

- Знание того, что имена прилагательные делают нашу речь красочной, образной, яркой, выразительной, красивой, помогают лучше представить предметы и явления.

- Что нового узнали?

- Имена прилагательные имеют краткую и полную форму, бывают в предложении сказуемым и определением.

- Я думаю, все вы убедились в том, что вы действительно умные и талантливые дети. Успехов вам в достижении целей! Спасибо вам за урок!  


Приложение №1.

«Я знаю, я умею, я могу».

Ф. И.__________________________







 




 




В начале урока




В конце урока




























1.




Я знаю, что такое имена прилагательные.




 




 




























2.




Я умею находить прилагательные в предложении.




 




 




























3.




Я знаю, что имена прилагательные бывают полные и краткие.




 




 




























4.




Я могу определить, какую роль выполняет прилагательное в предложении.




 




 




























 

Приложение №2.

Части предложений.

В        расцвел     лесу       цветок     красивый    

в         Красив    лесу    цветок    

 

Приложение № 3.

Части схемы.

имя прилагательное        какой?             чей?                каков?              полное                   краткое

второстепенный член            главный член              определение            сказуемое

 


Приложение № 4.

Раздаточный материал.

Упражнение 1.

         Солнце льет на землю теплые лучи.

         Воздух прозрачен и свеж. 

         В лесу звучат птичьи голоса.

 Упражнение 2.

       Скользят по небу (какие?) ………облака.

      Чуть колышет ветви деревьев (какой?)  ………. ветерок.

       Березы распускают свои (какие?) ……….    листочки.  

       На земле видны (чьи?)......... следы

       (сказуемое)........... первые весенние цветы!