velikol.ru
1

Открытый урок по теме:

Значение птиц в природе и для человека.

Охрана и привлечение птиц (7кл)

Урок – рассуждение.

Цель урока:

- воспитание научного мировоззрения, заботливого отношения к природе, экологическое, эстетическое воспитание.

- продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с натуральными объектами, определять роль птиц в природных сообществах.


Оснащенность уроков:

влажный препарат; скелет птицы; таблицы с изображением строения птиц либо рисунки из учебника и других книг; дополнительная литература.


^ Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний по вопросам. Беседа.


1. Усложнение нервной системы и органов чувств у птиц по сравнению с организацией пресмыкающихся.

2. Основные особенности кровеносной системы, её преимущества перед кровеносной системой пресмыкающихся.

3. Прогрессивные черты в строении дыхательной системы птиц.

4. Особенности пищеварительной и выделительной системы птиц в связи с приспособленностью к полету.

5. Характерные особенности размножения и развития птиц.


III. Изучение нового материала.


1. Значение птиц в природе.

9000 видов; на нашей планете всего около 100млрд.птиц.

- ограничение роста растений

- опыление цветковых растений

- распространение семян

- являются санитарами

Птицы нужны в природе для поддержания баланса.


2. ^ Значение птиц в жизни человека.

Это значение не меньше, чем в природе.

Промысловые и домашние птицы предоставляют нам:

1) мясо, яйца, жир

2) удобрение

3) пух (морская утка-чага дает теплейший пух для скафандров космонавтов, для костюмов полярников)

4) цель спортивной охоты (фазаны, куропатки, рябчики, гуси, перепела, утки)

5) едят вредителей с/х растений (цесарки едят колорадских жуков)

6) едят разносчиков опасных инфекционных заболеваний человека и животных

7) эстетическое и научное значение

8) являются украшением


3. ^ Причины сокращения и исчезновения птиц.

«Вы услышите сквозь грохот столетий

Вашу кровлю минует беда,

Если новой весной на рассвете

Белый аист вернется сюда».

К.В. Авилов


В настоящий момент птицам грозит беда, они могут пропасть полностью. Сейчас каждый второй вид птиц под угрозой исчезновения.


Причины подобного положения дел такие:

1. Неоправданный промысел (полярная утка-гага, колибри, страусы).

2. Перемена места жительства, вырубание леса, распилка степей, осушение болот.

3. Болезни, которые завез человек.

4. Уничтожение домашними животными.

5. Загрязнение окружающей среды


4. Охрана птиц.

1. Международные организации: «Гринпис».

2. Красная Книга, Черная Книга.

3. Особые меры для сохранения исчезающих видов.

4. Заповедники.

5. Защищать гнезда.

6. Не кричать в лесу.

7. Не нарушать правила отстрела.

8. Не брать яйца и птенцов из гнезда.

9. Строить кормушки.

10. Устраивать искусственные гнезда: скворечники, дуплянки.


5. Дополнительные сообщения о многообразии птиц.


Страница первая«Кто они такие?».


Ученик: 1 (Ведущий)


Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной припо­лярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ве­дущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с человеком.

Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к со­седству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно по­этому множество поверий, легенд, примет, поговорок так или иначе связано с пернатыми.


^ Первый ученик:

Вспомните русские пословицы и загадки:

Метил в тетерю, а угодил в сук.

Счастье - вольная птица, где захотела, там и села.

Где ворона не летала, а к ястребу в когти попала.

Два раза родился, ни разу не крестился, один раз умирает. (птица).


^ Второй ученик:

Птиц на земле много - около 9 тысяч видов.

Раздел зоологии, изучающий пернатых, на­зывается орнитологией. Археологи свидетельствуют, что еще в глубокой древности люди понимали хозяйственное и эколо­гическое значение птиц. Не случайно некоторые их виды име­ли культовое значение. Уже в палеолите неизвестные ваятели изображали гусей, сов, рябчиков, уток, чаек. В неолите этот список пополнили беркуты, вороны, глухари, журавли. С неза­памятных времен существует соколиная охота.


^ Третий ученик:

Любопытно, что в истоках народной музыки можно найти пение птиц. Венгерский иссле­дователь П. Секе — основатель нового направления — орнито-музыки. Народные названия птиц, даже в разных языковых группах, бывают сходны. Так, слово "кукушка" во всех языках включает два слога - "ку-ку". Уместно вспомнить, что многие выдающиеся биологи прошлого века, начиная с великого Дар­вина, были по специальности орнитологами.


^ Четвертый ученик:

Птицы заметно различаются по внешнему виду и размерам. Самая крупная из совре­менных птиц - африканский страус, его высота достигает 2,7 м, вес - около 70-90 кг. А самая маленькая птица - колибри - размером не больше шмеля. Есть птицы, летающие выше облаков, а есть и такие, которые и вовсе не поднимаются в воз­дух. Одни птицы живут в лесу, другие - в степи, третьи - в пус­тыне или в горах. Однако все они имеют перьевой покров, за что их называют пернатыми!


^ Страница вторая - "Удивительное рядом".


Первый ученик:

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод,-

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

^ В. Жуковский


Второй ученик:

Весна "прилетела" к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Пер­вым делом она освобождает землю: делает проталинки. А вода еще спит подо льдом. Спит под снегом и лес.

21 марта - день весеннего равноденствия. В этот день утром по старинному русскому обычаю пекут жаворонки - булочки с носиком, с изю­минкой на месте глаз, выпускают на волю певчих птиц. И с это­го дня но новому нашему обычаю начинается месяц птиц.


^ Третий ученик:

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!

^ И. Никитин


Четвертый ученик:

Именно это время года - раннюю весну - изобразил на своем полотне русский ху­дожник Алексей Кондратьевич Саврасов. Прошло более ста лет с того дня, когда этот маленький холст был показан на пер­вой Передвижной выставке в Москве. В зале Третьяковской галереи возле картины "Грачи прилетели" всегда людно. По­дойдите ближе, и вы услышите, как она звучит. Слух уловит музыку весны, звон капели, журчание воды в проталинах, гра­чиный гомон, скрип сверкающего наста. Кричат грачи, вьется сизый дымок из трубы деревянного домика. Кажется, мы слы­шим пение весны, чувствуем колыхание голых веток березы. Художнику удалось передать зрителю дыхание раннего утра года — времени прилета грачей.


^ Пятый ученик:

Ученые заметили, что пернатые прилетают как бы волнами. В одних волнах — мало птиц, в других - много. Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы.

Издавна любят скворцов в народе. Не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинки, зимовавшие в зем­ле, летом отыскивают различных гусениц, жуков-листоедов, выкармливая птенцов, прилетают к гнезду по 200-300 раз в день и каждый раз приносят по 3-4 крупных насекомых, а мелких - гораздо больше. Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звуко­подражатели. Вот как описывает весеннюю песню скворца пи­сатель А. Куприн: "Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники, которые всегда распола­гаются отверстием на восток. Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой кон­церт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голос малиновки, и музыкальное лепетание пе­ночки, и тонкий свист синички, и среди этих мелодий вдруг раздаются такие звуки, что, сидя в одиночестве, не удержишь­ся и рассмеешься: закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загнусит детская военная тру­ба».


^ Шестой ученик:

А теперь отгадайте загадку:

Шило-вило-мотовило, по-немецки говорило,

Спереди шильце, сзади вильце,

На спине суконце, с исподу - белое полотенце.


Ну конечно, это ласточка! Ласточки прилетают к нам в по­следних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки - прекрасные летуны: значи­тельную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища лас­точек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые, увлекаемые потоками теплого воздуха, в яс­ную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, также летают высоко в небе. Когда же, особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых "прибивает" к земле, ласточки летают низко.

Ласточка — одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц, поговорок:

Ласточка под кровлею - к счастью.

Ранняя ласточка - к счастливому году.

Одна ласточка весны не делает.

Ласточка весну начинает, а соловей кончает.


^ Седьмой ученик:

Не знаю, когда прилетел соловей,

Не знаю, где был он зимой,

Но полночь наполнил он песней своей,

Когда воротился домой.

Весь мир соловьиного песней прошит:

То слышится где-то свирель,

То что-то рокочет, журчит и стучит

И вновь рассыпается в трель.

Ты издали дробь соловья улови

И долго не сможешь уснуть.

Как будто счастливой тревогой любви

Опять переполнена грудь.

^ С. Маршак


Восьмой ученик:

Поет соловей, сидя на веточке невысоко от земли, немного сгорбившись и опустив крылья. Молодые певцы учатся искус­ству пения у старых, подражая им. Вот почему там, где птице­ловы отлавливают хороших певцов, новое поколение птиц поет хуже. Долгое время своим искусством славились курские соловьи, у которых в песне было до 40 колен. Благодаря сти­хам, песням, легендам многие представляют себе соловья по­добным жар-птице. Однако обыкновенный соловей — птичка невзрачная: коричневато-буро-сероватая с рыжинками птаха с большими темными умными глазками и длинными тонкими ногами.


^ Страница третья - "Легендарные птицы".


Первый ученик:

Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столь­ко поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы - ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу "нечистым животным", слугой дьявола. Что это за птица? (сова).


^ Второй ученик:

Правильно, это сова. Сова не случайно ис­покон веков привлекала внимание людей: необычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни — все тревожило людское воображение. Били сов, уничтожали нещадно, пока за них не вступилась наука. Сова - единственная птица, у которой оба глаза распо­ложены на лицевом диске и направлены вперед. И в то же вре­мя, не поворачивая корпус, она может смотреть вбок и даже назад - голова совы поворачивается на 180°. Бесшумный по­лет объясняется устройством ее оперения и крыльев. Задние края крыльев этой птицы снабжены мягкой бахромой из перь­ев, которые уничтожают завихрения воздуха. Бесшумный по­лет совам необходим: их добычей служат такие чуткие зверь­ки, как мыши. Сейчас известно, что одна сова уничтожает за год в среднем от 1000 до 1200 мышей. А это значит, что она спасает минимум тонну зерна!


^ Третий ученик:

Послушайте вторую легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвоз­ди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это Бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил к ли­ку святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлага­ются и, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы без изменения. Угадали? Конечно, это клесты.


^ Четвертый ученик:

Клюв у клестов крестообразный, приспо­собленный для вылущивания семян из ши­шек хвойных. Сосновые и еловые семена содержат большое количество смолистого вещества. Оно накапливается в орга­низме птиц, и клесты как бы пропитываются смолой. Птицам это совершенно не вредит, а после смерти они сохраняются в неизменном виде довольно долго - иногда по 15-20 лет. И еще одна удивительная особенность есть у клестов; птенцы их мо­гут появляться в любое время года - даже в декабре и январе, т.е. тогда, когда можно добыть больше корма для выкармлива­ния. А кормят родители свое потомство семенами хвойных растений, размягченными в зобу.


^ Пятый ученик:

В одном из самых распространенных преда­ний об этой птице говорится, что одна жен­щина, погубившая своего мужа, в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горь­ко плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее ее имя?


^ Шестой ученик:

Это кукушка. В то время, когда почти все птицы, выбиваясь из сил, выкармливают птенцов, кукушка живет припеваючи: она подкидывает свои яйца в чужие гнезда и не знает ни горя, ни забот. Трясогузки, зарянки, славки не замечают, что в их гнезде появилось чужое яйцо. Но это еще полбеды - главное, кукушонок выкидывает из гнезда детей законных хозяев. Ведь ростом он больше при­емных родителей, и всю семью им не прокормить. Это явление в биологии называется гнездовым паразитизмом. И все-таки кукушка полезна, полезна благодаря своему аппетиту. Взрос­лая кукушка за час может съесть до 100 гусениц. Однако про­жорливость - не единственное ее достоинство. Среди гусениц есть немало таких, которых не едят другие птицы, - волосатых и ядовитых. А кукушка их поедает с удовольствием.


^ Седьмой ученик:

А вот еще одна легендарная птица. Она ве­дет ночной образ жизни. У нее необычная внешность: большие выпуклые глаза, маленькие, не приспо­собленные для ходьбы ноги, а главное - огромный рот. По ве­черам эта птица часто вьется над стадами, шныряет прямо у са­мого вымени коз и коров. В Испании ее зовут обманщиком пастухов. А как ее называют у нас?


^ Восьмой ученик:

Это козодой. Сейчас уже мало кто верит в то, что птица эта действительно доит коз. Но имя, данное козодою когда-то, осталось. Козодой - птица ноч­ная. Вьется она возле коз только за тем, чтобы ловить насеко­мых. Огромный рот нужен им для охоты на крупных ночных жуков и бабочек, которыми птицы в основном и питаются, схватывая их клювом, как сачком. Днем же козодой вообще не летает, сидит в тени на земле или на ветке. Пестрая в кра­пинку окраска поразительно напоминает цвет древесной коры. Можно пройти в нескольких шагах от птицы и не заметить ее.


Необходимо ответить на вопросы:

1. Благодаря какой птице мужская рубашка получила

2. Какая птица спасла Рим? (Гусь).

3. Эта птица – ближайшая родственница снегурочки? (Снегирь).

4. Как зовут сказочную птицу, которая при приближении смерти сгорает, а потом опять возрождается из пепла? (Феникс).

5. Какая птица служит талисманом КВНа? (Кивин).

6. Какую птицу по русской поговорке можно поймать, а «слово» нет? (Воробья).

7. Какая птица с давних времен символизирует мудрость? (Сова).

8. Какая птица имеет хвост в виде рожек? (Ласточка).

9. Какая птица приносит младенцев? (Аист).

10. Какая птица носит свое название в честь коренных жителей Америки? (Индейка).

11. Как зовут птицу-однофамилицу известного украинского писателя? (Гоголь).

12. Какая птица любимая у певицы Алены Свиридовой? (Фламинго).

13. Какой птицей называют обратную сторону монет? (Орлом).

14. Благодаря какой птице легковой автомобиль ГАЗ-14 получил свое название? (Гайка).

15. Какая птица занималась доставкой почты? (Голубь).

16. Какая птица символизирует незыблемость британской короны? (Ворон).

17. Какая певчая птица называется в честь тех островов, где она обитает? (Канарейка; Канарские острова).

18. Какой птичке в Петербурге установлен памятник? (Чижику).

19. У какой птицы в русских народных сказках золотое оперение? (У жар-птицы).

20. Какая птица подсчитывает годы нашей жизни? (Кукушка).


IV. Подведение итогов урока.

1. Почему птицы имеют большое значение в природе? Приведите примеры.

2. Какое влияние оказывает на птиц деятельность человека?

3. Докажите примерами, что птицы играют большую роль в жизни человека.

4. Что можно сделать для привлечения птиц в сады, скверы и парки?

5. Расскажите о птицах, которых вы видели на экскурсиях и прогулках?




V. Задание на дом: §53, составить таблицу.


Выполнила учитель биологии

I квалификационной категории

Мамедкулыева Г.М.


МАОУ СОШ № 16 г.Альметьевск. РТ