velikol.ru
1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22

г. КОВРОВА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ


Урок по теме

«Общая характеристика элементов

второй группы главной подгруппы»

(1 час)


(урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний).


Учитель первой квалификационной категории

Андреева Татьяна Германовна

Цель урока – дать общую сравнительную характеристику элементов второй группы главной подгруппы Периодической системы химических элементов в свете трех форм существования элементов: свободных атомов, простых веществ и важнейших соединений.

Задачи урока:

1. Обучающие:

    • Изучить особенности строения атомов бериллия, магния и щелочно-земельных металлов, химические свойства простых веществ, образованных этими атомами.

    • Рассмотреть физические свойства простых веществ – бериллия, магния и щелочно-земельных металлов, нахождение их в природе.

    • Рассмотреть биологическое значение этих металлов.

2. Развивающие:

    • Развивать общеучебные умения и навыки (составлять конспект, выделять главное, сравнивать, систематизировать материал)

    • Развивать специально-химические умения и навыки (составлять электронные и графические формулы, записывать уравнения реакций, рассматривать их как ОВР)

    • Развивать положительную мотивацию, внимание, мышление.

3. Воспитательные:

    • Формировать химическую культуру

    • Продолжить формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе.

Тип урока – урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.

^ Дидактические основы урока:


Сообщение

новых знаний


Подготовка учащихся Первичная проверка

к восприятию новых знаний понимания учащимися

нового учебного материала


Методы: * словесные, наглядные

* изложение, беседа, самостоятельная работа

* объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый

* сравнительный

Ход урока.


Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний.


учитель

ученики

1. Объявляет тему урока, записывает ее на доске.

(слайд № 1)

2. Просит назвать элементы 2-ой группы главной подгруппы ПСХЭ.

3. Предлагает учащимся самим сформулировать план изучения темы.

4. Подводит итог по постановке задач урока.

(слайд № 2)


1. Записывают тему урока в тетрадь.


2. Находят и называют элементы, записывают их знаки в тетрадь.


3. Предлагают последовательность вопросов, подлежащих рассмотрению.



ΙΙΙ. Сообщение новых знаний.


учитель

ученики

^ Особенности строения атомов.

1. Просит записать схемы, электронные и графические формулы атомов бериллия и магния.

2.Просит рассмотреть слайд № 3

(клик 1), записи на доске и сравнить строение атомов.

(Помогает учащимся сделать выводы)


3. Предлагает сделать вывод об изменении свойств металлов в подгруппе.

(слайд № 4)


Нахождение в природе.

4. Предлагает подумать, в каком виде встречаются металлы данной подгруппы в природе и почему.


5. Предлагает заслушать доклад о природных соединениях бериллия, магния и щелочно-земельных металлов.


Свойства простых веществ.

6. Предлагает заслушать доклад о физических свойствах простых веществ щелочных металлов и истории их открытия.

^ Химические свойства

щелочных металлов.

(слайд № 12, клик 1)

7. Просит перечислить общие хим. свойства металлов.


Рассматривает каждое свойство в отдельности:

Говорит о взаимодействии с простыми веществами неметаллами (клик 2)

А) с кислородом (клик 3, 4)


Обращает внимание на особенности взаимодействия с кислородом бериллия и магния, имеющих на поверхности защитную оксидную пленку.


Б) Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия кальция с водородом и назвать полученное вещество (слайд № 12, клик 5)

Предлагает проверить правильность записи по слайду и при необходимости внести поправки (слайд № 12, клик 6).


В) Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия магния с азотом и назвать полученное вещество (слайд № 12, клик 7)

Предлагает проверить правильность записи по слайду и при необходимости внести поправки (слайд № 12, клик 8)

Предлагает дома рассмотреть уравнение как ОВР.


Г) Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия кальция с серой и назвать полученное вещество (слайд № 12, клик 9)

Предлагает проверить правильность записи по слайду и при необходимости внести поправки (слайд № 12, клик 10)

Предлагает дома рассмотреть уравнение как ОВР.


Д) Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия кальция с хлором и назвать полученное вещество (слайд № 13, клик 1)

Предлагает проверить правильность записи по слайду и при необходимости внести поправки (слайд № 13, клик 2)

Предлагает дома рассмотреть уравнение как ОВР.


Е) Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия кальция с углеродом со слайда (слайд № 13,

клик 3, 4)


8. Говорит о взаимодействии бериллия, магния и щелочно-земельных металлов с водой (слайд № 14, клик 1, 2- видеоролик)

При просмотре видеоролика просит сравнить активность металла кальция с ранее изученными щелочными металлами в ходе их взаимодействия с водой.


Просит записать уравнение реакции.


Предлагает проверить правильность записи по слайду и при необходимости внести поправки (слайд № 14, клик 3)


9. Говорит о взаимодействии металлов 2-ой группы главной подгруппы с кислотами (слайд № 15, клик 1, 2).

Предлагает записать уравнение реакции взаимодействия кальция с соляной кислотой и рассмотреть его как ОВР.

10. Акцентирует внимание на особенностях взаимодействия с растворами солей (слайд № 15, клик 3, 4).

Предлагает записать уравнение взаимодействия магния с сульфатом меди (ΙΙ).


11. Говорит о взаимодействии металлов 2-ой группы главной подгруппы с оксидами.

Предлагает записать уравнение взаимодействия магния с оксидом титана (ΙV).

Вводит понятие магниотермия и кальциотермия.



1. У доски 2 ученика выполняют задание. Остальные делают записи в тетради.

2. Делают вывод: «На внешнем электронном слое атомов 2 электрона.

Атомы способны отдавать 2 электрона, приобретая при этом степень окисления +2, проявляют восстановительные свойства».

Записывают схему процесса отдачи электрона в общем виде.

(слайд № 3, клик 2)


3. Делают вывод: «Свойства элементов 2-ой группы главной подгруппы (восстановительные и металлические) с возрастанием порядкового номера усиливаются», делают запись-схему в тетрадь.


4. Предполагают, что эти металлы встречаются только в виде соединений, т.к. имеют высокую хим. активность.

5. Выступает 1 ученик с докладом. Выступление сопровождается слайдами № 5, № 6, № 7, № 8.

Остальные ученики кратко записывают в тетрадь основные сведения, используя слайды.


6. Выступает ученик с докладом, использует слайды № 9, № 10, №11. Остальные делают пометки в тетрадях.


7. Вспоминают о взаимодействии металлов с неметаллами (кислородом, водородом, серой, азотом, галогенами и др.), водой, кислотами, растворами солей.


А) Ученик на доске (остальные в тетради) записывают уравнение взаимодействия магния с кислородом, рассматривает его как ОВР, называет полученное вещество. 2Mg + O2 = 2MgO


Б) Записывают в тетради уравнение.

Ca0 + H20 = Ca+2H2-1


Сверяют свою запись с записью на слайде.


В)Записывают в тетради уравнение.

3Mg0 + N20 = Mg3+2N2-3


Сверяют свою запись с записью на слайде.


Оставляют в тетради место для ОВР


Г) Записывают в тетради уравнение.

Ca0 + S0 = Ca+2S-2


Сверяют свою запись с записью на слайде.


Оставляют в тетради место для ОВР


Д)Записывают в тетради уравнение.

Ca0 + Cl20 = Ca+2Cl2-1


Сверяют свою запись с записью на слайде.


Оставляют в тетради место для ОВР


Е) Записывают в тетради уравнение.

Ca0 + 2С0 = Ca+2С2-1

Называют полученное вещество.


8.


Обращают внимание, что кальций реагирует с водой намного спокойнее, делают вывод об ослаблении восстановительных свойств в периоде.


Записывают в тетради уравнение реакции

Са + 2H2O = Са(OH)2 + H2

Сверяют свою запись с записью на слайде.


9.


На доске ученик (остальные в тетради) записывает уравнение реакции Са + 2HCl = СаCl2 + H2

и рассматривает его как ОВР.


10. Записывают уравнение реакции со слайда

Са + CuSO4 + 2H2O =

СаSO4 +Cu(OH)2 +H2

На доске ученик (остальные в тетради) записывает уравнение реакции Mg + CuSO4 = Cu + MgSO4


11. Записывают уравнение реакции со слайда

SiO2 + 2Mg = Si + 2MgO

На доске ученик (остальные в тетради) записывает уравнение реакции 2Mg + TiO2 = Ti + 2MgO




ΙV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

§ 12(до соединений, стр. 62). Доделать задания в тетради (ОВР).

Записать в тетради области применения бериллия, магния м щелочно-земельных металлов, используя дополнительную литературу.

Записать в тетради биологическую роль кальция и магния (стр. 66)


^ VI. Первичная проверка понимания учащимися нового материала.


Вариант № 1.

1. Выберите элемент с меньшей активностью: а) Ва, б) Mg, в) Na.

2. Выберите электронную формулу элемента 2-ой группы главной подгруппы:

а) 1S2 2S2p1 б) 1S2 2S2p63S2 в) 1S2 2S2p63S1

3. Выберите природные соединения кальция:

а) галит б) известняк в) магнезит

4. На воздухе нельзя хранить:

а) магний б) кальций в) бериллий

5. Закончите уравнения реакций: а) Ba + N2

б) Ba + O2

в) Ba + H2O →


Вариант № 2.

1. Выберите элемент с большей активностью: а) Al, б) Be, в) Ca.

2. Выберите электронную формулу элемента 2-ой группы главной подгруппы:

а) 1S2 2S2p2 б) 1S2 2S2 в) 1S2 2S2p63S2p5

3. Выберите природные соединения магния:

а) мрамор б) доломит в) сильвин

4. При комнатной температуре с водой не взаимодействует:

а) кальций б) барий в) магний

5. Закончите уравнения реакций: а) Ca + N2

б) Сa + O2

в) Mg + HCl


Учащиеся отвечают на вопросы теста, заполняя таблицу (выдана заранее).

1

2

3

4