velikol.ru
1

Урок математики в 1 классе.

(Большакова И.Н., учитель 1 квалификационной категории)


Тема. Понятие о неравенстве. Знаки >, <. Запись и чтение числовых равенств и неравенств.


Цель: познакомить учащихся с понятием «неравенство».

Задачи:

  • Формировать УУД

  • Развивать внимание, память, наблюдательность, логическое мышление, речь, мелкую моторику.

  • Актуализировать знания учащихся о равенствах.

  • Познакомить с понятием «неравенство».

  • Учить читать и записывать числовые равенства и неравенства.

  • Актуализировать знания о геометрических фигурах.

  • Воспитывать толерантность, любовь и интерес к предмету.


Место данного урока в системе уроков по избранной теме. Второй урок по теме «Равенства и неравенства».


Оборудование и используемые учебные пособия.

  1. И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина «Математика» 1 класс, ч. 1, Издательский дом Фёдоров, 2008.

  2. Наглядный материал.

  3. Счётные палочки, кружки, касса цифр.

Технические средства. Магнитофон для организации физминутки.



^ Этап урока

Содержание этапа урока

УУД, формирующиеся на данном этапе

^ 1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Прозвенел уже звонок? (да)

Учитель: Уже кончился урок? (нет)

Учитель: Только начался урок? (да)

Учитель: Хотите учиться? (да)

Учитель: Значит можно всем садиться.

Проверим все ли у нас на месте.

Руки?

На месте.

Ноги?

На месте

Локти?

У края.

Спина?

Прямая.


Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Использование игровых стихотворных строчек позволяет активизировать внимание, мотивировать детей на деятельность.


^ 2.Подготовка к работе на основном этапе.

Учитель: Ребята, а какой у нас сейчас урок? (Математика.)

Учитель: Сегодня мы снова отправимся в путешествие по стране Математики. Выберем дорогу для путешествия. (^ Детям предлагается два рисунка с кривой и прямой линией.)

Учитель: Какую дорогу вы выберете и почему? (Я предлагаю пойти по прямой дороге, потому что она ведёт в страну Математики. В стране математики живут числа и фигуры, поэтому пойдём по прямой дороге.)


На этапе актуализации знаний организовано наблюдение за наглядным материалом – геометрическими фигурами, числами, картинками. На этом этапе шло формирование логических универсальных действий:

анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.


^ 3.Актуализация знаний





Учитель: Сколько треугольников живёт в стране Математики? (5)





На этом этапе формировались

  • регулятивные действия: выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить.

  • личностные действия: формируется интерес к новому материалу, способность к самооценке.

  • знаково – символические действия: перекодировка полученной информации.







Учитель: А сколько четырёхугольников? (6)

Учитель: Чем похожи (различаются) треугольники?

(У всех треугольников три угла и три стороны. Различаются треугольники размером и цветом.)

Учитель: Чем похожи (различаются) четырёхугольники?

(Все четырёхугольники с четырьмя углами и четырьмя сторонами. Различаются они цветом, размером и формой.)

Учитель: Какой четырёхугольник можно исключить?

( У одного четырёхугольника углы не прямые.)

Учитель: Как вы думаете, что обозначают числа 6 и 5?

( 6 – это четырёхугольники, а 5 – это количество треугольников).

Учитель: Что вы можете сказать об этих числах?

( 6 больше 5, 5 меньше 6).

Учитель: Как вы думаете, что можно взять с собой в путешествие по стране Математики? (на доске цифры 1 4 6 9, знаки = < >, рисунки с игрушками в количестве 1, 4, 6 и 9 штук)

(Потому что в стране Математики можно считать. А ещё в стране Математики можно решать примеры и задачи, можно взять и знаки.)

Учитель: Почему игрушки не взяли? (Потому что мы уже первоклассники).

Учитель: А чем же они могут нам помочь? ( Их можно посчитать).

Учитель: Посчитайте игрушки и поставьте под каждой картинкой нужную цифру.

Дети пересчитывают игрушки и располагают под каждой картинкой нужную цифру.

Учитель: Что вы можете рассказать об этих числах?

Учитель: Назовите самое большое число, самое маленькое число.

Учитель: Что больше 4 или 6?

Учитель: Какое задание вы можете предложить?

Учитель: Предлагаю расположить наши числа в порядке возрастания.

Дети работают с кассой цифр. Два человека за закрытой доской.

Проверка. Высказывания детей о работе товарищей.


Регулятивные действия:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

  • коррекция.

Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы.






Упражнения по схеме зрительно-двигательной траектории




^ 4.Открытие темы урока

На доске остались неиспользованные знаки.

Учитель: Что у нас осталось? (Остались знаки.)

Учитель: Предположите, с чем мы встретимся в стране Математики?

(Встретимся там со знаками.)

Учитель: Вы правы! Сегодня на уроке мы будем говорить о математических знаках.

Учитель: Какой из этих знаков вам знаком? (Знак равно)

Учитель: Как вы думаете, между этими числами можно поставить наши знаки?

Учитель: Поставим знаки между первой парой. Прочитаем.

Учитель: Поставим знаки между второй парой. (третьей) Прочитаем.

Учитель: Предлагаю исследовать знаки «больше» и «меньше». Помогут нам круги и палочки.

Работа в парах.

^ Игра. Дощечки – шарики.

Цель игры. Научить различать знаки больше и меньше.

Ход игры. Возьмите две счётных палочки и два круга




Учитель: Что вы можете сказать о кругах и палочках. (Палочки одинаковой длины. Круги одинаковой формы и размера, а цвет разный.)

Учитель: Положите круги между палочками слева и справа.







Учитель: Что получилось? (Знак «равно»).

Учитель: Возьмите третий круг и замените круг слева.













Учитель: Что вы теперь можете сказать о кругах? (Они разного размера.)

Учитель: Какой круг лежит слева? (большой)

Читаем запись слева направо.

Учитель: Какой знак получился? (знак «больше»)

Учитель: На какое число указывают открытые концы знака? (на большее число)

Учитель: Поменяйте круги местами

Учитель: Какой круг теперь лежит слева? (маленький)











Учитель: Какой знак получился? (Знак «меньше»).

Учитель: На какое число будет направлен уголок знака? (на меньшее число)

Учитель: Какой вывод можно сделать в результате исследования?

(Открытые концы знака всегда смотрят на большее число, а уголок на меньшее.)



Регулятивные действия: целеполагание – постановка учебной задачи.

Регулятивные действия: планирование – составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные действия: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, управление поведением партнёра.

Логические универсальные действия: постановка и решение проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.







Учитель: Что вы теперь можете сказать о кругах? (Они разного размера.)

Учитель: Какой круг лежит слева? (большой)

Читаем запись слева направо.

Учитель: Какой знак получился? (знак «больше»)

Учитель: На какое число указывают открытые концы знака? (на большее число)

Учитель: Поменяйте круги местами

Учитель: Какой круг теперь лежит слева? (маленький)











Учитель: Какой знак получился? (Знак «меньше»).

Учитель: На какое число будет направлен уголок знака? (на меньшее число)

Учитель: Какой вывод можно сделать в результате исследования?

(Открытые концы знака всегда смотрят на большее число, а уголок на меньшее.)


Учитель: Чтобы продолжить путешествие нам необходимо разгадать тайну записи.

Закономерность.

< > < < > > < < < > > >

Учитель: Продолжите запись в тетрадях.


Учитель: Чтобы продолжить путешествие нам необходимо разгадать тайну записи.

Закономерность.

< > < < > > < < < > > >

Учитель: Продолжите запись в тетрадях.


  1. ^ Открытие новых знаний.

Учитель: Где ещё можно получить информацию по теме нашего урока? (в учебнике, задание 58 стр. 36)

Учитель: Что нового вы узнали из этого задания?

Учитель: Как вы думаете, почему так назвали?

Учитель: Как называются эти знаки? (Это знаки сравнения.)

Учитель: Прочитайте неравенства, записанные на доске? (4<9 6>1) Учитель: Какие ещё равенства и неравенства можно составить, используя эти числа?



Логические универсальные действия: выдвижение гипотез и их обоснование,

анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, построение логической цепи рассуждений.






Физминутка.

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире, 1,2,3,4,5,

Наклониться, 3, 4,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку!





^ 5.Открытие новых знаний


Учитель: Где ещё можно получить информацию по теме нашего урока? (в учебнике, задание 58 стр. 36)

Учитель: Что нового вы узнали из этого задания?

Учитель: Как вы думаете, почему так назвали?

Учитель: Как называются эти знаки? (Это знаки сравнения.)

Учитель: Прочитайте неравенства, записанные на доске? (4<9 6>1) Учитель: Какие ещё равенства и неравенства можно составить, используя эти числа?



Познавательные универсальные действия.

ОУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.

Регулятивные действия: оценка - выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить.



^ 6.Закрепление полученных знаний.


Учитель: Положите столько кругов, сколько в классе занавесок.

Учитель: Положите столько треугольников, сколько в классе дверей.

Учитель: Сколько кругов? Сколько треугольников?

Учитель: Какое число меньше – 1 или 6?

Учитель: Помогите сформулировать задание: «Составьте и запишите неравенств О или неравенств А?»

(Надо составить неравенство, потому что можно записать 6 > 1, можно записать и 1 < 6.



Регулятивные действия:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

  • коррекция.

Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы.


^ 7.Итоговый контроль усвоения новых знаний


Учитель: А сейчас вам предстоит поставить знаки сравнения, работая

в парах. Но прежде, вы должны найти своё задание на сигналах-метках

Карточки.

1 ряд 2 ряд 3 ряд

6…8 9…3 7…9

5…7 4…2 3…8

^ Проверка. Фронтально.

Учитель: Какие знаки поставили ребята на первом ряду?

Учитель: Какие знаки поставили ребята на втором ряду?

Учитель: Какие знаки поставили ребята на третьем ряду?

Учитель: Молодцы!

Учитель: Назовите общее название знаков. (знаки сравнения)

Учитель: Как одним словом назвать эти записи? (неравенство)

Учитель: Кто заметил, в каких рядах ребята поставили одинаковые знаки?

Учитель: А что надо сделать, чтобы у ребят со второго ряда стояли такие же знаки, как у всех? (поменять числа местами)



Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы.

Регулятивные действия:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

  • коррекция.




^ 8. Итог урока

Учитель: Вам понравилось путешествие по стране Математики?

Учитель: Какое настроение у вас в конце урока?

Учитель: О чём расскажете дома?


Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.