velikol.ru
1

Ход урока

1. Организационный момент.

Мы начинаем урок русского языка. Какими качествами нужно обладать, чтобы узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие? (Нужно быть наблюдательным и внимательным).

2.Тема. Цели. План урока.

Урок начнём с небольшой разминки. Прочитайте слова, записанные на карточках.

Морфология, словообразование, фонетика, орфография.

Нужно найти ту карточку, на которой написано слово, обозначающее науку, которая изучает:

  • звуки речи и звуковой состав языка (фонетика);

  • написание слов и их форм, причём правильное написание (орфография);

  • образование слов, их строение (словообразование).

Значение какого слова мы не знаем? (Морфология)

Морфология- наука, которая изучает части речи и их особенности.

Какие части речи мы знаем? (имя существительное, имя прилагательное, глагол.)

Прочитайте слова ещё раз. В чём мы можем поупражняться, встретившись с этими науками? (составлять звуковую модель слова, выполнять фонетический разбор слова; повторить правописание основных орфограмм; поупражняться в разборе слов по составу; поупражняться в определении частей речи.)

Вы абсолютно правы. Сегодня на уроке будем повторять то, что мы изучали о частях речи во 2 классе, познакомимся с названием частей речи, которые встречаются в нашем русском языке.

Тема нашего урока

" Части речи".

3. Чистописание.

Пришло время чистописания. Зачем на каждом уроке мы отрабатываем письмо букв? (чтобы правильно писать буквы, соединения.)

О каких звуках идёт речь?

Это согласные звуки, парные по звонкости-глухости, его звонкая пара [б], [б'], парный по твёрдости и мягкости (звуки [п],[п']).

Какая буква на письме обозначает данные звуки? (буква п.)

Сегодня мы будем упражняться в правильном написании и соединении буквы п с другими буквами. (прописать 3 раза п, пл, пм ,пя ).

Внимание, задание:

Мальчики перед вами лежат листочки. Вам нужно данную цепочку букв переписать правильно, аккуратно в тетрадь.(пспипнпопнипмпып)

Девочки для вас задание на доске. Эту цепочку нужно записать в тетрадь справа налево.(пыпмпипнпопнпипсп)

О чём нужно не забывать после того, как напишите в тетрадь буквы? (нужно их проверить)

Теперь возьмите карандаш и вычеркните букву п. Что интересного заметили? (получилось слово синонимы.)

Какие слова называются синонимами? (слова , близкие по значению ,но разные по звучанию)

Физкультминутка.

^ 4. Орфографическая минутка + минутка развития.

1. Подберите синоним к слову:

1) Товарищ, приятель (друг).

2) Не произносить ни слова, быть неразговорчивым:(молчать).

3) Невесёлый, печальный:(грустный)

В каждом слове объясните правописание.

2. Подберите к данным словам антонимы. Какие слова называются антонимами? (слова, противоположные по значению, например, молчать-кричать; грустный - радостный )

3. Посмотрите на получившиеся пары слов. Что заметили? (Каждая пара выражена одной частью речи. Какой? В каждой паре встретились одинаковые орфограммы )

4. Давайте повторим правила проверки этих орфограмм (правила написания согласных в конце слова, безударных гласных в корне слова, непроизносимых согласных.)

5. Что обозначают слова радость, грусть? (чувства)

"Чувство" - слово. Посмотрим на это слово глазами разных наук. Запишем его.

Чувство. (В слове 7 букв, 6 звуков т.к.< в> - не произносится.)

Подберите однокоренные слова к этому слову, так, чтобы они являлись разными частями речи. (Например, чувство-существительное, чувствовать - глагол, чувствительный - прилагательное).

Перечислим другие слова с непроизносимой согласной, написание которых нужно запомнить. Запишем эти слова.(лестница- существительное, праздник- существительное)

Итак, мы повторили правописание слов, которые можно проверить, написание 3-ёх последних слов нужно запомнить.

^ 5. Словарная работа (Выборочный диктант с непроверяемыми безударными гласными в корне).

Мы будем выбирать и записывать только те слова, которые относятся к определённой теме.

1 группа - тема: "Животные"

2 группа - тема: "Растения"

3 группа - тема: "Птицы"

Собака, орех, сорока, ворона, лисица, осина, петух, берёза, медведь, воробей, заяц, пшеница.

Что общего у всех слов?

Найти лишнее слово в каждой группе. Объясните свой выбор.

^ 6. Изучение нового материала.

1. Откройте учебник на стр.122. Прочитаем, что узнаем, изучая тему "Части речи".

2. Проблемная ситуация.

Никита выполнял задание в тетради и сделал такую запись. Исправь устно ошибки Никиты.

Признак предмета - что делать?

Что сделать? - имя существительное.

Название предмета - кто? что? - глагол.

Действие предмета - какой? какая? какое? какие? - имя прилагательное.

Физкультминутка.

4. Упр.2. стр.123

Запиши слова в столбики.

(кто? что?) (какой? какая? какое?) (что делать? что сделать?)

Название предмета Признак предмета Действие предмета

По, улица, мчаться, быстрый, автомобиль, у, краб, десять, ног, хорошо, иметь, друг, на, небо, светить, яркий, солнце, Вера, быстро, выполнить, задание.

Можно ли назвать словами то, что вы не выписали?

Составь и запиши предложения из слов каждой строчки. Будут ли участвовать в

предложениях слова, которые не записаны ?

5. Вывод

Все слова в русском языке делятся на несколько больших групп или частей речи: имя

существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог,

частица, междометие.

Части речи - группы слов, которые имеют признаки (общие)

Чтение "Тайны языка" в учебнике на стр.123.

6. Упр.3. стр.123-124

Рассмотреть рисунок.

Большие кусочки торта - самостоятельные части речи.

Маленькие кусочки - служебные части речи.

Устно ответить на вопросы:

Сколько всего частей речи в русском языке?

Сколько самостоятельных частей речи?

Сколько служебных частей речи?

Какие части речи вам знакомы?

А вот чем отличаются служебные и самостоятельные части речи мы поговорим на следующем уроке.

7. Домашнее задание.

Упр.4. стр.126.

8. Итог урока.

- Какое открытие вы сегодня сделали на уроке? (Познакомились с новыми частями

речи, узнали, что части речи делятся на 2 группы: служебные и самостоятельные)


Признак предмета - что делать?

Что сделать? - имя существительное.

Название предмета - кто? что? - глагол.

Действие предмета - какой? какая? какое? какие? - имя прилагательное

пспипнпопнипмпып

Морфология, словообразование, фонетика, орфография