velikol.ru
1

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. ТЕМА: «КАК ОБРАЗУЮТСЯ НАРЕЧИЯ»


Цель урока: формирование у учащихся общего представления о наречии


Задачи урока ( для учителя ):


- организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью определения образования наречия как неизменяемой части речи.


Задачи урока ( для учащихся ):


- учиться ставить учебные задачи;


- учиться самостоятельно формулировать выводы;


- научиться находить в тексте наречия;


- выяснить, как образуются наречия.


^ Ход урока.

  1. Организационный момент.

Мы не просто посидим,

Друг на друга поглядим:

Мы заметим главное, новое, забавное!

Нужное, бесценное! Узнаете? Наверное!


  1. Актуализация знаний.

Тест .

1. наречие чаще всего отвечает на вопросы: как? Когда? где, зачем? почему? куда? откуда?


  1. Наречие в предложении чаще всего является сказуемым?

Наречие в предложении чаще всего является обстоятельством.

Наречие – изменяемая часть речи.

Наречие может быть связано с глаголом, прилагательным, существительным.

Наречие в словосочетаниях связано с главным словом по смыслу.

Наречие не склоняется?

Наречие не имеет окончания?

Продолжи предложение: Наречие образуется …


Взаимопроверка тетрадей.


  • Да

  • Нет

  • Да

  • Нет

  • Да

  • Да

  • Да

  • Нет

  • ?


Наречие – неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака, признак предмета. В словосочетании связано с главным словом только по смыслу, оно не склоняется, не спрягается, не имеет окончания; в предложении – определение.


^ Формулировка цели урока и постановка учебных задач


- Наречие образуется …

- Можем ли мы продолжить предложение? (ответы детей)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. ( Как образуются наречия)


- Какую цель ставите перед собой?


«Открытие детьми нового знания»

- Какие есть пути решения всех этих задач?


-Исследовать самим или прочитать вывод в учебнике. Но мы выбираем исследование.


На доске:

- Для исследования предлагаю пары слов.


хороший – хорошо

быстрый – быстро

лёгкий – легко

высокий – высоко

капустный –

берёзовый -

липовый


- Что можете сказать по этим записям?

(в левом столбике – качественные прилагательные, в правом – наречия.

Наречия образованы от качественных прилагательных с помощью суффикса о)


- Можно ли от следующих прилагательных образовать наречия?

(Нет. Это не – качественные прилагательные.)


капустный –

берёзовый -

липовый –

Итак, подведём небольшой итог. Что мы узнали об образовании наречий?


^

Вывод: качественные прилагательные + О


Откроем учебник на стр. 45 и посмотрим, верно мы рассуждаем или нет. Найдите правило и сделайте вывод.


^ Решение учебных задач (продолжение)


Продолжаем наше исследование.


Ответим на вопрос: Есть ли другие способы образования наречий.


Работа в группе на карточках.


Карточка 1.


Чтобы ответить на вопрос , разберите предложения по членам. Найдите одинаковые слова в этих предложениях. Понаблюдайте, каким членом предложения являются и какой часть речи.


^ Весело и душевно мы поздравили папу с днем строителя.


Кто ходит утром на четырёх ногах, днём – на двух, а вечером – на трёх?


Слово ____________ в первом предложении является __________________,

выражено_______________________________________________.

Значит, наречия могут образоваться от _________________________________


Карточка 2.

Чтобы ответить на вопрос , разберите предложения по членам. Найдите одинаковые слова в этих предложениях. Понаблюдайте, каким членом предложения являются и какой часть речи.


^ С теплой весной прилетают к нам перелётные птицы.


Весной веселит, летом холодит, осенью умирает, весной оживает.


Слово ____________ в первом предложении является __________________,

выражено_______________________________________________.

Значит, наречия могут образоваться от _________________________________


Карточка 3

Чтобы ответить на вопрос , разберите предложения по членам. Найдите одинаковые слова в этих предложениях. Понаблюдайте, каким членом предложения являются и какой часть речи.


^ С дождливой осенью улетают на юг утки, гуси, журавли.


Весной веселит, летом холодит, осенью умирает, весной оживает.


Слово ____________ в первом предложении является __________________,

выражено_______________________________________________.

Значит, наречия могут образоваться от _________________________________


Каждая группа делает вывод: наречия могут образовываться от формы творительного падежа имени существительного.


- Откроем учебник на стр. 46 и посмотрим, верно мы рассуждаем или нет.


^ Первичное закрепление (применение знаний)

- А для чего мы изучаем наречие? (Мы изучаем наречие для того, чтобы развивать свою речь, уметь определять все части речи.)

- Тогда я предлагаю вам следующие задания.


На доске открываются 4 задания.


Сильный, красивый, высокий, интересный, хороший, стройный, холодный, отважный,

чудесный, волшебный.


Смешно, каменно, высоко, глубоко, клубнично, больно, морозно, метро, (от: метровый, забавно, лягушкино, светло, просто, колбасно.


Про кого эти стихи?

Холодно и голодно бедняжке!

Вот он робко вышел из норы.

В голубом заснеженном овражке

Поглодал осиновой коры. (заяц)


- Определите уровни сложности 3-х текстов. Обсудите в группах. Обоснуйте. Оцените работу каждого члена группы по таблице (см. в конце сценария).


1 уровень – 1задание – образовать наречия, выделить суффикс.


2 уровень – 2 задание – исправить ошибки. Выписать наречия, образованные от

качественных прилагательных.

3 уровень – 3 задание – выписать словосочетания с наречиями. Продолжить стихи про зайчика, используя, по возможности, наречия.


Учащиеся выполняют разноуровневые задания. По желанию оформляют выполненное на доске. Проверка фронтальная. Спорные вопросы обсуждаются.

Итог. Рефлексия

. В каждом слове зачеркни по одной последней букве и прочитай, что у тебя получилось.


Нож, вол, год, дар, луг, паж, мел, рай, астра, ров, гол, нет, зал, быт, вал, ай.

(Нового друга желай, а старого не забывай.)


Назовите слова, от которых можно образовать наречия.

Спасибо, друзья мои. Мне с вами было очень интересно.