velikol.ru
1

Урок по теме «Изменение климата». ( 3 класс)

Урок составила учитель начальных классов : Соколова Светлана Владимировна

Гимназия № 42 Приморского района.


  1. Организационный момент.


На нашей планете- великой Земле
Дивлюсь я природе, её красоте.
Люблю я ,как ветер играет в траве,
Средь пышных деревьев- зеленой листве.

Люблю , когда солнце бросает лучи,
И звездное небо сияет в ночи.
Люблю я прохладу тенистых аллей
И ветер свободный, как веет с полей.

Одна во Вселенной планета Земля,
Где есть и пустыни , леса и моря.
От сумерек темных до светлого дня
Плывет по орбите планета Земля.



  1. Подготовительный этап.






Когда-то давно эти животные населяли нашу планету.

- Как вы думаете, почему их сейчас нет? (вымерли)

- Что послужило причиной вымирания? (может быть не было еды, убили, холод,…)

Посмотрите на географическую карту. Именно здесь археологи нашли останки этих животных, что послужило поводом к выводу об их месте прежнего проживания.

- Какой здесь сейчас климат? (суровый)

- А ведь когда-то на этой территории были иные условия. Что же произошло?

Примерно 65 млн. лет назад, по предположениям учёных, наша Земля столкнулась с астероидом. Это привело к изменению климата, наступил ледниковый период (вечная мерзлота), мамонты не сумели приспособиться к новым условиям, что и привело к их гибели.


  1. Введение в новую тему.


Прошло много лет. Начался новый этап зарождения жизни. Люди стали постепенно осваивать некогда забытые территории, жизнь стала налаживаться. Но вновь грядёт новая катастрофа – глобальное потепление.

- Что вы слышали о предстоящем глобальном потеплении? (ответы учащихся)

Сегодня мы с вами на уроке попытаемся ответить на вопросы:

  • А) Что такое глобальное потепление?

  • Б) Каковы его последствия?

  • В) Причины глобального потепления.

  • Г) Что делать?

А) Как вы понимаете слово глобальное? (обширное, большое). Итак, глобальное потепление – это обширное потепление на нашей планете, то есть температура воздуха станет гораздо выше. Хорошо это или плохо? (предположения детей)



+

-

Все время тепло, не надо носить теплую одежду

Не все любят жару

Можно все время купаться

Можно кататься на санках, лыжах

Можно ходить в лес за грибами и ягодами

Играть в снежки



Б) - Давайте попытаемся дать ответ на следующий вопрос: к чему может привести потепление?

Проведём опыт. Возьмём кусочек льда и поднесём его к настольной лампе.

- Что мы наблюдаем? (лёд начинает таять)

- Что образовалось на блюдце в результате таянья? (лужица)

- А теперь давайте обратимся к модели нашей планеты – глобусу. Посмотрите, на севере, в Арктике, находится большое количество ледников. Если температура начнёт повышаться, то что будет происходить с ледниками? (они начнут таять)

- К чему это может привести? (часть суши начнёт уходить под воду)

Для наглядности учитель берёт глобус и выливает на него стакан сметаны (представим себе, что это тающий ледник).

- Что происходит? (действительно части материков уходят под воду)

- Итак, к чему это может привести? (к гибели людей, растений, животных. Многие виды не смогут приспособиться к новым условиям)


В) Итак, последствия мы увидели, а что же является причиной глобального потепления?

(просмотр д/ф – 1,5 мин. о деятельности человека)

- Какое воздействие оказывает человек на окружающую среду? (ответы детей: выхлопные газы от автотранспорта, дымящиеся трубы фабрик и заводов, вырубка лесов, ТЭЦ и т.д.)





заводы и фабрики транспорт ГЭС ТЭЦ




леса

К чему приводит такая деятельность человека? (к загрязнению окружающей среды)

- И не только. Дело в том, что все эти выбросы газов скапливаются и образуют некую плёнку, которая не пропускает эти испарения в атмосферу, что приводит к нагреванию поверхности Земли и соответственно к повышению температуры.

Учитель наглядно показывает этот «парниковый эффект» на примере электрического чайника. Вскипятим воду и поднесём к носику чайника плёнку.

- Что мы наблюдаем? (капельки пара не поднимаются вверх, а остаются на внутренней стороне плёнки. Пар остывает, превращается в воду, капли стекают вниз.)





П А Р Н И К О В Ы Е Г А З Ы








Г) - Что можно сделать в сложившейся ситуации? Ведь согласитесь, что, к примеру, отказаться полностью от электричества, или скажем транспорта, мы не можем. А вот сократить потребление – это я думаю в наших силах.

(Работа в группах).

Каждой группе предстоит найти варианты, позволяющие сократить образование и скопление парниковых газов (время на обсуждение 3 минуты)

Поочерёдно, после обсуждения в группах, одному представителю предоставляется слово.

На доске предложения детей фиксируются.


Мы можем :




  • Экономия электроэнергии (использование энергосберегающих ламп, контролировать разумный и экономный расход электричества дома и в школе)

  • Переработка вторичного сырья – это обойдётся гораздо дешевле (сбор макулатуры, металлов, пластика и других отходов)

  • Экономный расход воды (установка счётчиков, устранить течь из кранов и труб водоснабжения)

  • Теплоснабжение (заклейка окон на зиму, установка регуляторов подачи тепла на батареи, дополнительное утепление стен домов)

  • Прекратить вырубку лесов

  • На транспорте: строгий контроль при техническом осмотре машины за выбросом газов, нельзя оставлять машину с включённым двигателем, использование топлива хорошего качества, ездить на машинах с экономным расходом бензина; в ряде случаев не пользуйся машиной, а пройди пешком.

Все эти меры будут способствовать меньшему выбросу в атмосферу и скоплению парниковых газов, что благоприятно скажется на климате нашей Земли.