velikol.ru
1



Рабочая программа учебного курса по выбору «Учимся учиться»

для 4 класса


Составитель:



Трулубекова У.С.


2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Умение учиться – это не только умение писать, считать, читать. Это и умение распределять свое время, определять учебную задачу, владеть своим вниманием, тренировать память, уметь воспринимать и осмысливать полученную информацию каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Причины, вызывающие отставание в учении, многообразны. В основном они заключаются в несформированности тех или иных психических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности. Одной из основных причин отставания в учении являются несформированность мыслительной деятельности учащихся: таких ее мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, неумение сравнивать и т.д.

Определенные трудности при усвоении учебного материала создают возрастные особенности мыслительной деятельности младших школьников:

  • Конкретность мышления (она затрудняет понимание школьником переносного значения слов и словосочетаний, пословиц, аллегорий; математического содержания задачи в связи с сосредоточенностью на ее сюжетной стороне);

  • Синкретичность мышления (отсутствие необходимого и достаточного анализа всех данных, что приводит к неправильным умозаключениям и ошибочным решениям задач);

  • Недостаточная обобщенность мышления (обуславливают затруднения при образовании понятий, которые основываются на выделении существенных признаков в учебном материале);

  • Однолинейность мышления (то есть прикованность к какой-либо одной стороне рассматриваемого предмета или ситуации, неумение видеть и удерживать в сознании различные признаки одного и того же предмета, неумение оперировать одновременно всеми нужными для решения задачи данными);

  • Инертность мыслительной деятельности (приводит к образованию шаблонов мышления, к стереотипности действий, несмотря на изменение условий);

Учащиеся младшего школьного возраста обычно мыслят конкретными категориями, часто подменяют аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опираются на аналогию, порой не всегда правомерную. К моменту перехода в среднее звено младшие школьники должны научиться сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Учащиеся должны уметь выделять признаки предметов, явлений, давать обоснованное доказательство, понимать причинно-следовательные связи.

В связи с преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память. Они склонны к механическому запоминанию, без осознания смысловых связей. К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений.

В процессе обучения в начальном звене школы восприятие ребенка становится более анализирующим и дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Развитие восприятия не приходит само собой, а идет параллельно с развитием мышления учащихся. Развивая у детей такую мыслительную операцию, как сравнение, делаем восприятие учащихся более глубоким, думающим.

Для успешного обучения в школе у учащихся младших классов необходимо развивать устойчивость и концентрацию внимания, работать над увеличением объема внимания, повышать уровень распределения и переключения внимания.

Для успешного обучения ребенка в школе и для полноценного усвоения знаний необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по развитию познавательных способностей учащихся. Очень важно с первых дней обучения в школе прививать у учащихся интерес к познанию, который является залогом успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.

^ Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  1. Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  2. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  3. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;

  4. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

  5. Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  6. Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  7. Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Предлагаемая программа направлена на развитие познавательных способностей учащихся, учит школьников самостоятельно мыслить и творчески работать, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по данному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок на занятиях снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что весьма привлекательно для младших школьников. Это побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, способствует развитию познавательной активности и раскрытию всех возможностей и способностей младших школьников.

Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества учащихся, развитие и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти, мышление и речь. Идет формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Развиваются способности учащихся искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой формы.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение одного урока. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Программа данного курса предназначена для учащихся начальных классов и рассчитана на 34 занятия, которые проводятся 1 раз в неделю.

Формы контроля:

  • Тестирование;

  • Практические работы;

  • Творческие работы учащихся;

  • Контрольные задания.

После изучения курса учащиеся должны уметь:

  1. Воспринимать и осмыслять полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

  2. Определять учебную задачу;

  3. Ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументированно доказывать свою точку зрения;

  4. Владеть своим вниманием;

  5. Сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

  6. Владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;

  7. Использовать основные приемы мыслительной деятельности.

  • Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • Сравнивать между собой предметы, явления;

  • Выделять существенные признаки предметов;

  • Обобщать, делать важные выводы;

  • Классифицировать предметы, явления;

  • Определять последовательность событий;

  • Судить о противоположных явлениях;

  • Давать определения тем или иным понятиям;

  • Определять отношения между предметами типа «род-вид»;

  • Выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • Выявлять закономерности и проводить аналогии.

  1. Самостоятельно мыслить и творчески работать;

  2. Владеть нормами нравственных межличностных отношений.



Содержание курса

Как человек познает мир. Органы чувств – окна в мир. Восприятие и его роль в познании окружающего мира. Особенности и свойства восприятия человека. Виды восприятия: восприятие времени, речи, пространства, движения, формы, цвета. Иллюзии. Развитие опосредованного восприятия. Развитие ощущений: слуховых, зрительных, осязательных. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов, явлений. Обучение целенаправленному и осмысленному наблюдению. Учить детально анализировать наблюдаемый объект, выделять главные и существенные признаки путем сравнения тех или иных предметов, явлений.

^ Методы и приемы развития восприятия и наблюдательности: матрица (100-клеточная таблица с цифрами, буквами, геометрическими фигурами и т.д.), определение на глазразмеров предмета, чувство времени, веса, расположенности в пространстве.

^ Практические занятия: «Диагностика восприятия», «Тренировка восприятия с помощью системы упражнений: матрица (100-клеточная таблица с цифрами, буквами, геометрическими фигурами и т.д.), определение на глазразмеров предмета, чувство времени, веса, расположенности в пространстве, «Закончи предложения», «Дорисуй картину, образ», «Допиши рассказ» и др.

^ Развивающие игры и упражнения на развитие восприятия: «Дорисуй узор», «Что общего между геометрическими фигурами?», «Что в свертке?», «Взвесь в руках», «Развиваем глазомер», «Измеряем на глазок», «Делим на части», «Определяем длину отрезка», «Зоркие глазки», «Развиваем наблюдательность», «Веселый следопыт», «Что за картина?», «Самые наблюдательные», «Чей узор лучше», различные виды графических диктантов и т.д.

^ Развиваем память (8 часов)

Память и ее роль в обучении. Основные типы памяти: по длительности хранения информации: кратковременная, долговременная; по способу восприятия: моторная, фотографическая, вербальная, сенсорная. Запоминание: произвольное, непроизвольное; смысловое, механическое. Качества памяти: объем, точность, быстрота запоминания, воспроизведение.

^ Приемы запоминания. Правила сохранения информации. Приемы мнемотехники: логические связи, метод ассоциации, составление пиктограмм, картинного плана.

Практические занятия: «Диагностика памяти: зрительной, образной, слуховой, оперативной, смысловой», «Диагностика скорости запоминания». Тренировка избирательности запоминания.

^ Упражнения и игры для развития памяти: «Запомни слова» (в парах), «Запомни фразы», «Запомни рисунки», «Узнай фигуры», «я положил в мешок», «Я – фотоаппарат», «Следопыт», «Детектив», «Разведчики», «Слова» - на определенную тему – в парах, «Запомни текст», «Кто больше запомнит» (в группах), «Запоминаем, рисуя» (в парах), «Логические цепочки», «Чей предмет?», «Пересказ по кругу», «Запомни движения», «Учим текст наизусть» и т.д.

^ Развиваем внимание (6 часов)

Внимание и его виды: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Друзья и враги внимания. Приемы привлечения и удержания внимания: риторические вопросы, опорные точки, ключевые слова, модуляция речи, уточняющие вопросы, жестикуляция, ассоциации.

^ Практические занятия: Диагностика произвольного внимания. Упражнения и игры на развитие способности переключать, распределять внимание, развитие объема, устойчивости, концентрации внимания.

^ Упражнения и игры для развития внимания: «Найди отличия», «Хитрые числа», «Поем вместе», «Алфавит», «Наоборот», «Поиск предмета», «Запрещенные движения», «Самый внимательный», «Кто внимательный и наблюдательный?», «Найди ошибки», «два дела одновременно», «Играем в считалки» (в парах), «Пишущая машинка» (в группах), «Лови мяч», «Передай смысл стихотворения», «Найди два одинаковых предмета», «Парные картинки», «Перепутанные линии», «Маленький учитель», «Найди спрятанные слова», «Запомни сказку» и др.

^ Развиваем речь и учимся работать с информацией (3 часа)

Совершенствование навыков чтения и понимания прочитанного. Обогащение словаря учащихся. Формирование навыков работы по содержанию текста: выделение главной мысли текста, постановка вопросов к тексту, ответы на вопросы по тексту, составление плана простого и сложного, составление рассказа по алгоритму. Изменение сюжета текста. Уяснение смысла вербального материала. Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла. Понимание смысла пословиц. Обоснование суждений. Формирование навыков ясно и последовательно излагать свои мысли.

^ Практические занятия: Развивающие задания: «Учимся давать определения понятиям», «Учимся объяснять образное сравнение», «Учимся подбирать слова – синонимы», «Учимся составлять текст по вопросам», «Учимся составлять сюжетный рассказ», «Учимся задавать исследовательские вопросы», «Придумываем сказки по опорам», «Описываем предмет, явление», «Рассатриваем событие с разных сторон» (дидактическая игра «Хорошо – плохо), «Даем характеристику герою» и др.

^ Развиваем мышление (Развитие интеллектуальных умений) (6 часов)

Понятие. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логических цепочек: общее – менее общее – честное (в прямом и обратном направлении). Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий.

^ Практические занятия: Развивающие игры: «Найди общее слово», «Логические цепочки», «Поиск общего», «Четвертый лишний», «Домино», «Исключи лишнее», «Волшебный магнит», «Лото», «Чужой», «Разложи по порядку».

^ Выделение существенных признаков понятий (2 часа)

Описание, характеристика, разъяснение, сравнение понятий. Обобщение понятий и формулирование определений. Загадки как определений понятий.

^ Практические занятия: Развивающие задания: «Узнаем предмет по его признакам», «Нахождение признаков разных предметов, животных, времен года», «Учимся давать определения понятиям», «Составляем загадки», «Говорим о предмете не называя его», игра «Да-нет», «Найди существенное», «Волшебный сундучок».

^ Функциональные отношения между понятиями (1 час)

Часть – целое, последовательности, расположенности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей, когда одно из понятий указывает на причину, а другое на следствие.

^ Практические занятия: «Выявление причины и следствия явлений», «Установление отношений между понятиями». Развивающие задания и игры: «Учимся устанавливать причинные связи между событиями», «Учимся находить причину событий», «Найди пару», «Причинно-следственные цепочки», игра «Обмен причинами», игра «Действия и последствия».

^ Сравнений понятий (2 часа)

Выявление сходства и различия по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогии. Умение проводить аналогии. Противоположные отношения между понятиями.

^ Практические занятия: «Нахождение предметов с одинаковым значением признака», «Сравни предметы». Решение задач на сравнение чисел, слов, предметов, фигур.

^ Классификация понятий (2 часа)

Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трем признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям.

^ Практические занятия: Развивающие игры: «Четвертый лишний», «Раздели на группы», «Исключи лишнее», «Четыре лишних», «Выбывание слов», «необычное домино», «Найди лишнее». «Триады», «Цепочки», «Волшебный паровозик».

^ Закономерность (4 часа)

Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить закономерности, завершить схемы.

^ Практические занятия: Развивающие игры: «Продолжи ряд цифр, букв, знаков», «Восстанови пропущенное число», «Вставь пропущенный знак, число, фигуру», «Найди закономерность», «Восстанови последовательность», «Волшебные цепочки», «Завершение схем», «Нарисуй недостающие фигуры».

Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам (загадки, описание предметов). Упражнение в нахождении признаков разных предметов, животных, времен года. Описание признаков геометрических фигур. Описание предмета по его признакам. Выделение «лишнего» предмета в группе однородных предметов. Решение различных задач на нахождение «лишнего» среди предметов, чисел, слов, фигур.

Содержание

Развитие внимания. Дальнейшее развитие внимания на основе тренировочных упражнений по увеличению объема внимания, способности переключать, распределять внимание, увеличение концентрации и устойчивости внимания. Формирование навыков глубокого и целенаправленного наблюдения.

^ Развитие памяти. Диагностика объема слуховой и зрительной памяти, выявление индивидуальных различий. Развитие памяти через установку на запоминание. Приемы для кратковременного запоминания. Проведение зрительных и слуховых диктантов. Знакомство с планом запоминания зрительного и слухового диктанта. Тренировочные упражнения по проведению зрительных и слуховых диктантов. Разбивка запоминаемого материала на куски и объединение в группы. Приемы запоминания. Развитие приемов, позволяющих увеличить объем запоминаемого материала. Ассоциативное запоминание. Прием попарного запоминания. Тренировка по установлению ассоциаций. Прием объединения в группы по разным категориям. Выстраивание сюжетной линии для запоминания ряда слов, не связанных между собой. Систематизация материала при его воспроизведения. Тренировочные упражнения по развитию памяти.

^ Развитие речи. Дальнейшее развитие связной монологической речи учащихся. Обогащение словаря учащегося. Формирование и развитие навыков правильного конструирования предложений. Дальнейшее развитие умения понимать и объяснять смысл пословиц и крылатых выражений. Закрепление умения давать определение понятиям, делать несложные выводы и умозаключения.

^ Развитие мышления.

Учимся сравнивать и анализировать зрительные образы. Выделение в предметах множества. Различных свойств. Сравнение предметов. Выделение общих и отличительных признаков предметов. Сопоставление объектов по данному признаку. Выделение нескольких вариантов «лишнего» предмета в группе однородных предметов. Выявление группы однородных предметов и определение названия этих групп. Нахождение закономерностей. Продолжение закономерности.

^ Учимся устанавливать отношения между понятиями. Определение последовательности действий, событий, явлений. Слова, противоположные по смыслу. Упражнение в нахождении действий, противоположных по значению. Установление причинно-следственных связей между действиями, событиями, явлениями.

^ Учимся рассуждать и доказывать. Определение понятий. Понятия и суждения. Истинные и ложные суждения. Построение рассуждений. Построение доказательств. Формулирование выводов. Составление аналогий. Продолженные аналогии. Решение логических задач.

^ Учимся обобщать и классифицировать. Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Отличительные признаки. Значение отличительных признаков у разных объектов в группе.


Тематическое планирование 4 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма занятия

Дата проведения

1

Выявление уровня развития детей

1

Беседа, практические задания




2

  1. Развитие концентрации внимания.

  2. Узнаем предмет по заданным признакам. Загадки.

  3. Сравнение геометрических фигур.

  4. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

  5. Решение логической задачи.

1

Практическое занятие




3

  1. Тренировка внимания.

  2. Учимся находить общие и отличительные признаки.

  3. Выявление закономерности.

  4. Мыслительные операции анализа и синтеза.

  5. Логическая задача.

1

Практическое занятие, работа в группах




4

  1. Тренировка слуховой памяти.

  2. Развитие мышления. Сравнение.

  3. Классификация.

  4. Закономерности.

  5. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

  6. Логическая задача.

1

Практическое занятие, работа в парах




5

  1. Тренировка зрительной памяти.

  2. Развитие мышления. Классификация.

  3. Учимся давать определения понятиям.

  4. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

  5. Развивающие игры со палочками

1

Практическое занятие, работа в группах




6

  1. Развитие произвольного внимания.

  2. Развитие мышления. Описание предметов по признакам.

  3. Классификация.

  4. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

  5. Логическая задача.

  6. Развитие воображения.

1

Практическое занятие, работа в группах




7

  1. Развитие речи и творческого воображения.

  2. Учимся задавать исследовательские вопросы.

  3. Развитие мышления. Ограничение понятий.

  4. Развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

1

Практическое занятие, работа в парах




8

  1. Развитие мышления. Поиск закономерностей.

  2. Узнаем предмет по заданным признакам.

  3. Учимся давать определения понятиям.

  4. Развитие образного мышления и комбинаторных способностей.

1

Практическое занятие, работа в группах, парах




9

  1. Развитие речи и творческого мышления. Учимся придумывать сказки.

  2. Сделай картинный план к своей сказке.

2

Беседа, практическая работа




10

  1. Развитие мышления и речи. Учимся обозначать словами существенные признаки предметов.

  2. Классификация.

  3. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

Дидактическая игра, коллективно в группах




11

  1. Тренировка зрительной памяти.

  2. Развитие воображения

  3. Развитие мышления. Поиск закономерностей.

  4. Развивающие игры со счетными палочками. Составление и преобразование фигур.

1

Практическое занятие




12

  1. Развитие слуховой памяти.

  2. Развитие речи и мышления.

  3. Развитие логического мышления.

  4. Логические задачи.

2

Практическое занятие




13

  1. Развитие концентрации внимания.

  2. Развитие мышления.

  3. Классификация.

  4. Поиск закономерностей.

  5. Задачи на смекалку.

1

Практическое занятие, работа в группах




14

  1. Тренировка внимания.

  2. Развитие мышления, умения выделять существенные признаки предметов (война…)

  3. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

  4. Анаграммы.

  5. Развитие образного мышления и комбинаторных способностей.

1

Практическое занятие, работа в группах




15

Развитие речи и творческих способностей.

1

Беседа, практическая работа




16

Развитие речи и творческого воображения.

1

Беседа, практическая работа




17

  1. Тренировка слуховой памяти.

  2. Развитие речи и мышления.

  3. Сравнение, нахождение отличительных признаков.

  4. Поиск закономерностей.

  5. Развивающие игры со счетными палочками.

2

Практическое занятие




18

  1. Тренировка зрительной памяти.

  1. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

  1. Логические задачи на смекалку.

1

Практическое занятие




19

  1. Тренировка памяти и развитие артикуляции. Заучивание чистоговорок и скороговорок.

  2. Учимся сравнивать времена года.

  1. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

  2. Решение нестандартных задач.

1

Практическое занятие




20

  1. Развитие слуховой памяти.

  2. Развитие речи и внимания.

  3. Развитие мыслительных операций сравнения.

  4. Развитие умения классифицировать.

  5. Развитие мышления и комбинаторных способностей.

1

Беседа, практическое занятие, работа в группах




21

  1. Тренировка внимания.

  2. Поиск закономерностей.

  3. Учимся давать определения понятиям.

  4. Логическая задача.

  5. Игры со счетными палочками. Составление и преобразование фигур.

1

Беседа, практическое занятие, работа в парах




22

  1. Развитие речи и творческого мышления.

  2. Обогащение словаря учащихся.

1

Беседа, практическая работа




23

  1. Развитие концентрации внимания.

  2. Поиск закономерностей. Закономерности в числах, фигурах, словах.

  3. Решение логических задач.

1

Практическое занятие, работа в группах





24

  1. Развитие двигательной памяти и внимания.

  2. Классификация понятий.

  3. Развитие мыслительных и комбинаторных способностей.

1

Практическое занятие




25

Развитие памяти, внимания, совершенствования навыков техники чтения. Письменная проверка понимания текста в виде ответов на вопросы. Определение главной мысли текста.

1

Практическое задание




26

  1. Тренировка слуховой памяти.

  2. Определение понятий.

  3. Логическая задача.

  4. Развивающие игры со счетными палочками.

2

Практическое занятие, работа в группах





27

  1. Развитие мышления и творческого воображения.

  2. Сравнение.

  3. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.

1

Практическое занятие, работа в группах





28

  1. Тренировка концентрации внимания.

  2. Сравнение предметов. Назвать общие признаки этих предметов.

  3. Конкурс на лучшее определение понятия. Дать определение понятию велосипед. Сравнить с определением, данным в словаре.

  4. Решение логических задач.

1

Практическое занятие, работа в группах





29

  1. Тренировка зрительной памяти.

  2. Поиск закономерностей.

1

Практическое занятие, работа в парах




30

Заключительное занятие «Конкурс эрудитов»

1

Урок праздник