velikol.ru
1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Фомичева И.Г./

________ октября 20 г.
ПРОГРАММА

Государственной (итоговой) аттестации

Учебно-методический комплекс

для студентов специальности 070106.52 Хоровое дирижирование,

специализации 070106.01 Хоровое дирижирование

(повышенный уровень среднего профессионального образования)

Квалификация – Руководитель творческого коллектива, преподаватель хоровых дисциплин, артист хора и ансамбля
^ «ПОДГОТОВЛЕНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Автор работы Шевелева Т.Ю. /Ф.И.О./

«______» сентября 2012г.

Рассмотрено на цикловой комиссии хоровых дисциплин

« » _____________2012 г. , протокол № __

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

^ «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 9 стр.

Председатель цикловой комиссии _______________________/Шевелева Т.Ю./

«______» сентября 2012 г.

Рассмотрено на заседании УМК ^ Колледжа искусств

« » октября 2012 г., протокол № 2

Соответствует ГОС СПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Смирнова С.Ю./

«19 » октября 2012г.

«СОГЛАСОВАНО»

Директор научной библиотеки _______________/Соколова Н.П../

«______»_____________2012г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зам. начальника УМУ_________________/Засорина Н.П../

«______»_____________2012 г.

  1. Общие положения




    1. Государственным образовательным стандартом по направлению подготовки (специальности) 070106.52 Хоровое дирижирование, специализации 070106.01 Хоровое дирижирование, утверждённым Минобразованием России «_17_» июня 2002 г. (регистрационный №_03-0503-П) предусмотрена государственная (итоговая) аттестация выпускников в виде:

а) итогового междисциплинарного экзамена по педагогической подготовке,

б) выпускной квалификационной работы – исполнение концертной программы и работа с хором.


    1. Виды деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности:

1.2.1. Виды деятельности выпускников:

Основной образовательной программой по специальности 070106.01 Хоровое дирижирование, специализации 070106.01. Хоровое дирижирование предусматривается подготовка выпускников к следующим видам профессиональной деятельности:

а) исполнительская;

б) преподавательская;

в) культурно-просветительская.
Выпускник специализации 070106.01 готовится к профессиональной деятельности в качестве руководителя хора и творческого коллектива; к выполнению педагогических функций в качестве преподавателя хоровых дисциплин в детских музыкальных школах, детских школах искусств и дополнительного образования, а также в общеобразовательных школах; артиста хора и ансамбля.

1.2.2. Задачи профессиональной деятельности (профессиональные функции)

Задачами профессиональной деятельности для выпускника данной специальности являются:

- осуществление целостного процесса, направленного на организацию работы в качестве руководителя хора и творческого коллектива;

- подготовка и совершенствование ансамблевого и хорового репертуара;

- репетиционная и публичная исполнительская работа в условиях концертного зала и студии звукозаписи;

- социально-педагогическое и учебно-методическое осуществление учебного процесса в учреждениях дополнительного профессионального образования;

- создание в сфере своей деятельности единой информационной среды, обеспечивающей формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения,

- создание на данной основе заинтересованной аудитории слушателей; приобщение этой аудитории к шедеврам отечественной и зарубежной музыкальной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.

1.2.3. Требования к профессиональной подготовленности выпускника, необходимые для выполнения им профессиональных функций:

Выпускник должен уметь:

- организовать хоровой коллектив, ансамбль;

- работать с хоровым коллективом и ансамблем, имея в репертуаре различные произведения классической и современной, академической и народной музыкальной литературы;

- петь в ансамбле (дуэт, трио, квартет) камерные хоровые произведения классической, современной и народной музыки;

- петь в хоре и ансамбле;

- аранжировать музыкальные произведения для хора и ансамбля;

- аккомпанировать с транспонированием в другие тональности произведений хоровой, вокальной и инструментальной литературы;

- читать с листа музыкальную литературу, а также хоровые партии;

- осуществлять педагогическую деятельность в детских музыкальных школах, кружках и студиях, общеобразовательных школах в качестве преподавателя хоровых дисциплин.

^ Выпускник должен знать:

- принципы организации руководством хором, ансамблем;

- цели, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения в сфере дополнительного музыкального образования, методику преподавания хоровых дисциплин;

- профессиональную терминологию, специфику хорового и ансамблевого исполнительства;

- особенности психологии различных возрастных групп обучающихся;

- основы организации деятельности учреждения дополнительного музыкального образования;

- активный хоровой и ансамблевый репертуар различных эпох, жанров и стилей.

2. Требования к выпускнику, проверяемые в ходе итоговых экзаменов по отдельным дисциплинам и междисциплинарного экзамена

2. 1. Итоговый междисциплинарный экзамен по педагогической подготовке включает программы нескольких дисциплин учебного плана по данной специальности, объединенных в два модуля:

1) История и теория преподавания хоровых дисциплин

2) История и теория хорового исполнительства

2.1.1. Итоговый междисциплинарный экзамен проводится в виде письменно-устного ответа по билетам. В билет входит два вопроса – по одному вопросу из каждого модуля. Экзамен проводится в аудитории для проведения групповых занятий. На выполнение задания по билету отводится не более одного часа. На ответ по билету отводится не менее пятнадцати минут.

Модуль I История и теория преподавания хоровых дисциплин
Дисциплина 1. Методика преподавания хоровых дисциплин

Перечень вопросов:

  1. Основные исторические этапы отечественного детского музыкального образования.

  2. Зарубежные методики музыкального воспитания детей (К. Орф, З. Кодай, Жак-Далькроз)

  3. Принципы организации хорового обучения в ДМШ. Хоровая студия.

  4. Возрастные особенности развития детского голоса.

  5. Распевание детского хора: основные цели и задачи.

  6. Особенности вокальной работы с хором мальчиков.

  7. Принципы формирования репертуара детского хора. Особенности составления концертной программы.

  8. Хоровое сольфеджио: цели и задачи. Методики Г. Струве, Ф. Гузя.

  9. Детский хоровой театр: цели, задачи, репертуар.

  10. Ведущие детские хоровые коллективы России («Пионерия», «Весна», Большой детский хор ТВ и радио и др.)


Модуль II История и теория хорового исполнительства

Дисциплина 2. Хороведение

Перечень вопросов:

  1. Подготовительная работа дирижера над партитурой и репетиционная работа с хором.

  2. Мужские певческие голоса, их классификация. Примеры голосов и партий из оперной и хоровой литературы.

  3. Выдающиеся хоровые коллективы России прошлого. Петербургская певческая капелла. Московский Синодальный хор.

  4. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре.

  5. Современные хоровые коллективы и их дирижеры.

  6. Ансамбль хора как равновесие хоровой звучности.

  7. Дикция. Орфоэпеия.

  8. Женские певческие голоса, их классификация. Примеры голосов и партий из оперной и хоровой литературы.

  9. Певческое дыхание. Звукообразование.

  10. Строй хора. Особенности строя а капелла.


2.1.2. Перечень рекомендуемой литературы:

  1. Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: Музыка, 2000.

  2. Мусин И.А. О воспитании дирижера: Очерк.- Л.: Музыка, 1987.- 217 с.

  3. Птица К.Б. О музыке и музыкантах: Сборник статей. – М.: Мистикос Логинов, 1994.

  4. Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания. / сост. С.С. Кашнин. – М.; Музыка, 1998.

  5. Тевлин Б. Хоровые пути: Статьи. Воспоминания. Материалы / Ред.- сост. В.С. Ценова. – М.: Музыка, 2001.

  6. Батюк И.В. Современная хоровая музыка: теория и исполнение. Очерки. – М.: Московская государственая консерватория, 1999.

  7. Григорьева Г.В. Русская хоровая музыка 1970-80-х годов. – М.: Музыка, 1991.

  8. Паисов Ю. Современная русская хоровая музыка 1945-1980: Исследование. – М.: Сов. композитор, 1991.

  9. Рождественский Г. Треугольники. Триптих, М., «Слово», 2001 г.

  10. Кошмина И.В. Русская духовая музыка: Пособие для студентов муз. – пед. училищ и вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – кн. 1: История. Стиль. Жанры.

  11. Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сб. статей, исследований, интервью / Редактор – составитель Ю.И. Паисов. – М.: композитор, 1999.


2.1.3. Критерии выставления оценок на итоговом междисциплинарном экзамене по педагогической подготовке выпускника специальности Хоровое дирижирование.

  • На «отлично» оценивается ответ, когда освещены оба вопроса по следующим критериям: студент демонстрирует отличное знание основ работы с хоровым коллективом, грамотное изложение материала, логику, глубину раскрытия вопроса, владение фортепиано, знание хорового репертуара, безукоризненный показ вокально-хоровых упражнений на развитие дикции, гармонического и ладового слуха; активная артистическая подача материала, знание основной и дополнительной литературы по вопросам билета.

На «хорошо» оценивается ответ, когда один из вопросов представлен недостаточно глубоко, либо имеются неточности в изложении. При этом второй вопрос раскрыт полностью, студент демонстрирует хорошее методическое оснащение ответа, знание педагогического репертуара. В ответе присутствует достаточное количество практических примеров вокально-хоровых упражнений на развитие дикции, гармонического и ладового слуха.

При «удовлетворительной» оценке выпускник освещает оба вопроса, однако демонстрирует недостаточно углубленное знание теоретических материалов по курсу методики преподавания хоровых дисциплин и хороведения, не владеет профессиональной терминологией. В ответе имеется непоследовательность в изложении теоретического материала, слабая иллюстрация вокально-хоровых упражнений, недостаточное владение терминологией, ограниченное знание методической литературы.



2.2. Выпускная квалификационная работа.

2.2.1.Защита выпускной квалификационной работы проводится в форме исполнения концертной программы и работы с хором. Подготовка концертной программы осуществляется в течение восьмого семестра. Программа выступления обсуждается на заседании цикловой комиссии хоровых дисциплин не менее чем за 8 месяцев, утверждается не менее чем за шесть месяцев до государственной (итоговой) аттестации.

^ Порядок проведения экзамена.

Экзамен состоит из двух частей:

- концертное исполнение 2-х произведений в виде общей концертной программы выпускников данной специальности с хором;

- работа с хором в виде фрагмента хоровой репетиции.

Экзамен проводится в концертном зале. На каждого аттестуемого отводится не менее 30 минут.

Выбор партитур из предлагаемого списка для фрагмента хоровой репетиции осуществляется путем жеребьевки не менее, чем за три дня до экзамена. Аттестуемый готовит к экзамену необходимое количество данной партитуры для всех участников хора. Обязательным условием для работы с хором является использование камертона.


      1. ^ Требования к программе выпускной квалификационной работы.

При подборе репертуара учитывается техническая оснащенность выпускника, уровень хорового исполнительства учебного коллектива, наличие в программе выпускника разнохарактерных сочинений отечественной и зарубежной классики, наличие современной хоровой музыки в жанре хоровой миниатюры и оперной или кантатно-ораториальной сцены. Для исполнения концертной программы используется однородный (женский) и неполный смешанный состав хора. Для исполнения оперных и кантатно-ораториальных сцен возможно участие солистов - вокалистов, инструменталистов.

В программу концертного выступления аттестуемого входят два сочинения - а капелла и произведение с сопровождением.

Примеры хоровых сочинений без сопровождения (а капелла):

  1. Березовский М. Концерт «Не отвержи мене во время старости», часть 1

  2. Бортнянский Д. Концерт №2 «Скажи, ми, Господи, кончину мою»

  3. Глинка М. Хоровые сочинения а капелла

  4. Гречанинов А. Хоры а капелла для смешанного состава

  5. Даргомыжский А. Цикл «Петербургские серенады»

  6. Калинников В. Хоры а капелла: «Зима», «Элегия», «Ой, честь ли то молодцу», «На старом кургане»

  7. Коваль М. Хор «Ой, земля-земелюшка» из оратории «Емельян Пугачев»

  8. Коваль М. Хоры а капелла «Траурный прелюд», «Слезы», «Что ты клонишь над водами», «Буря бы грянула, что ли»

  9. Кюи Ц. Хоры «Воды», «Слезы», «Весеннее утро», «Всюду снег», «Охотник и зайка»

  10. Макаров В. Хор «Город немеркнущей славы» из сюиты «Река-богатырь»

  11. Салманов В. Хоровой концерт «Лебедушка»

  12. Салманов В. Хоровой цикл на стихи Н. Хикмета «Но бьется сердце»

  13. Салманов В. Хоры на стихи С. Есенина: Топи да болота», «Нивы сжаты», «Прячет месяц»

  14. Свиридов Г. Хоровой концерт «Пушкинский венок»

  15. Свиридов Г. Концерт «Памяти А. Юрлова»

  16. Свиридов Г. 3 хора к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович»

  17. Свиридов Г. «3 миниатюры»

  18. Свиридов Г. «5 хоров» на стихи русских поэтов

  19. Слонимский С. Хоры а капелла и 4 обработки р.н. песен

  20. Танеев С. Хоры а капелла: «Серенада», «Вечерняя песня», «Посмотри, какая мгла», «Вечер», «На могиле»

  21. Фалик Ю. Концерт «Поэзы на стихи И. Северянина», «Карельская акварель»

  22. Чайковский П. Хоры а капелла: «Соловушко», «Ночевала тучка», «Без поры да без времени»

  23. Чесноков П. Хоры а капелла «Теплится зорька», «Не цветочек в поле вянет»

  24. Шебалин В. Хоры а капелла «Зимняя дорога», «Утес», «Полынок», «Дикий виноград».

  25. Шостакович Д. «10 поэм на стихи революционных поэтов 19 - начала 20 веков»

  26. Щедрин Р. Циклы хоров на стихи А. Твардовского, А. Вознесенского


Примеры хоровых сочинений с сопровождением:

  1. Баневич С. Хоровой концерт на стихи С. Черного «Благослови детей и зверей».

  2. Бородин А. Хоровые сцены из оперы «Князь Игорь».

  3. Глинка М. Хоровые сцены из опер «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила».

  4. Давиденко А. Коллективная оратория «Путь Октября». Хоры «На 10 версте»

  5. Даргомыжский А. Хоры и сцены из оперы «Русалка».

  6. Кабалевский Д. Кантата «Песни утра, весны и мира» (4 части).

  7. Мусоргский М. Хоры из опер «Борис Годунов» и «Хованщина»

  8. Прокофьев С. Кантата «Александр Невский» № 2,4

  9. Рахманинов С. 6 хоров для женских голосов.

  10. Римский-Корсаков Н. Хоровые сцены из опер «Снегурочка», «Майская ночь», «Царская невеста».

  11. Свиридов Г. «Патетическая оратория» на ст. Вл. Маяковского

  12. Свиридов Г. «Поэма памяти С. Есенина»

  13. Свиридов Г. Кантаты «Курские песни», «Снег идет», «Весенняя кантата»

  14. Свиридов Г. Хоровая поэма «Ладога»

  15. Слонимский С. Хоры из оперы «Виринея»

  16. Чайковский П. Кантата «Москва» № 1,3, финал.

  17. Чайковский П. Хоры из опер «Опричник», «Евгений Онегин», «Пиковая дама».

  18. Чесноков П. Хоры: «Русалка», «Зеленый шум», «Несжатая полоса».

  19. Щедрин Р. «Маленькая кантата» из оперы «Не только любовь»


__________________________________________________________

Примерный перечень произведений для работы с хором:

    1. 4 р.н.п. для женского хора (обр. А.Лядова)

    2. Абт Д. Весной

    3. Бойко Р. Утро

    4. Гендель Г. Радость в мире.

    5. Григ Э. Заход солнца.

    6. Кюи Ц. Весеннее утро.

    7. Кюи Ц. Всюду снег.

    8. Мендельсон Ф. Воспоминание

    9. Моцарт В.А. Азбука

    10. Р.н.п. «Белая черемуха» (обр. А.В. Свешникова)

    11. Р.н.п. «Не бушуйте, ветры буйные» (обр. А.А. Юрлова)

    12. Свиридов Г. Ты запой мне ту песню

    13. Струве Г. Капризные ерши

    14. Чичков Ю. В небе тают облака

    15. Чичков Ю. Жестовские кисти из сюиты «Музыка русских узоров»

    16. Шуберт Ф. Липа.




      1. Перечень решаемых профессиональных задач на выпускной квалификационной работе.

Выпускник должен продемонстрировать владение:

- техникой дирижирования,

- практическими навыками работы с творческим коллективом,

- процессом хорового исполнения,

- репертуаром, включающим хоровые произведения различных жанров, форм, стилей, составов.

2.2.4. В критерии оценки уровня подготовки выпускника при защите выпускной квалификационной работы по специальности Хоровое дирижирование входят:

- способность управлять исполнением концертной программы, яркость и убедительность трактовки сочинения;

- техническая оснащенность (владение различными видами звуковедения, разнообразием динамических оттенков, спецификой темповых и ритмических особенностей, умение управлять произведениями с разнообразным складом изложения);

  • - знание хорового репертуара;

  • - музыкальность и артистизм.

«Отлично» оценивается артистичное, вдохновенное исполнение сложной концертной программы, глубокая и яркая трактовка сочинения; наличие блестящей техники дирижирования, позволяющей ясно понять исполнительские намерения; наличие ярко выраженного эмоционального контакта с творческим коллективом, дирижерской воли, инициативы. При работе с хором продемонстрировано владение методикой работы с творческим коллективом, отражающееся в целесообразности, последовательности работы, логике, темпе, результативности.

«Хорошо» оценивается уверенная техника управления хором, ясность показа дыхания, схемы, фразировки. Программа выступления высокой степени сложности. Однако выпускнику не достает яркости, артистичности, эмоционального контакта с творческим коллективом. При работе с хором продуман план работы, достигнуты поставленные методические цели и задачи.

«Удовлетворительно» оценивается невыразительное дирижирование, наличие технически слабого, зажатого аппарата, неясные показы. В концертной программе не проявляется дирижёрская воля, не чувствуется управление. Исполнение музыкально невыразительно. Недостаточно раскрыт образный строй произведения. Много технических погрешностей в работе с хором.

Составитель: Т.Ю. Шевелёва, председатель цикловой комиссии
Согласовано:

Председатель учебно-методической комиссии колледжа С.Ю. Смирнова

(от 25.11.2011, протокол № 3)
Директор колледжа В.с.Л. Новакаускас
Заместитель начальника

учебно-методического управления Н.П. Засорина