velikol.ru
1

Новикова Любовь Анатольевна,

учитель математики

МАОУ «Средняя школа №19»,

Мытищинский район,

Московская область.


Учебный проект по геометрии

«Такая знакомая и таинственная пирамида».


Краткое содержание проекта

Пирамида, как геометрическая фигура, пожалуй, самая совершенная в природе. Пирамиды найдены на всех континентах. Мы неоднократно слышали о них или видели их в реальной жизни. А что мы знаем о пирамидах? Кто творил пирамиды и для чего? Что в них до сих пор поражает ученых мира? Чтобы приоткрыть завесу тайн о пирамидах, построенных руками человека, учащимся 10 класса был предложен проект по геометрии «Такая знакомая и таинственная пирамида». Он предполагает изучить тему «Пирамида», развить интерес к предмету, навыки самостоятельной работы, увидеть связь между наукой и жизнью.


Предметы

Математика, информатика, история, экология, астрономия.


Классы

10 класс


Приблизительная продолжительность проекта

3 недели


Образовательные стандарты

Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

  2. развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

  3. овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучныхдисциплин на базовом уровне и для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

  4. воспитание средствами математической культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры, знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.



Дидактические цели. Ожидаемые результаты.


После завершения проекта учащиеся смогут:

  • распознавать, обследовать и разрешать проблемные ситуации из области математики, привлекая знания из разных областей науки;

  • самостоятельно, критически мыслить;

  • прогнозировать результаты;

  • практически применять полученные знания;

  • формировать навыки работы в команде, навыки публичного выступления;

  • расширять свои знания;

  • развивать аналитическое мышление;

  • приобрести навыки самостоятельной работы;

  • работать творчески, конструировать, моделировать, проектировать и т.д.

  • использовать определение и свойства пирамиды при решении геометрических задач.


Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

  • Как наука меняет мир?


Проблемные вопросы

  • Пирамида – обычный многогранник? Есть ли у пирамид какие-нибудь тайны?

  • Какова история пирамид?

  • Какие формы у пирамид, построенных на земле?

  • Какая связь между пирамидами и звездами?

  • Какое место занимают пирамиды в жизни людей?



Учебные вопросы

  • Определение пирамиды. Площадь поверхности пирамиды.

  • Определение правильной пирамиды. Площадь боковой поверхности правильной пирамиды.

  • Свойства правильной пирамиды.

  • Свойства пирамид, основание которых, вписанный или описанный многоугольник.

  • Правильная усеченная пирамида. Ее элементы и площадь боковой поверхности.


Этапы проведения проекта

  1. Подготовительный этап.

    • Выбор темы. Постановка задач.

    • Обсуждение основополагающих и учебных вопросов с учащимися.

    • Формирование групп для работы над проектом.

    • Обсуждение плана работы в каждой из созданных групп.

    • Создание критериев оценивания и ознакомление с ними учащихся.

    • Создание стартовой презентации учителя.

    • Создание публикаций для родителей.

  1. Основной этап.

  • Самостоятельная работа в группах. Распределение обязанностей.

  • Подбор учащимися материалов для выступлений по теме и для создания презентаций. Просмотр и обсуждение этих материалов с учителем.

  • Подготовка презентаций и размещение их в сети.

  1. Заключительный этап.

  • Защита презентаций на уроке-конференции.

  • Оценивание работ учащихся и подведение итогов, рефлексия.
^

Выполнение проекта


1 неделя:

  • определение состава группы участников проекта, обсуждение основополагающего и проблемных вопросов, составление учебных вопросов, ознакомление учащихся с вводной презентацией учителя и критериями оценивания презентации, распределение обязанностей, поиск информации в разных источниках;

2 неделя:

  • анализ информации, отбор материала для публикации и презентации, корректировка планов работы в группах, обсуждение задач прикладного характера, определение сроков выполнения работ учащихся; индивидуальные консультации учащихся по вопросам планирования и создания презентации;

3 неделя:

  • демонстрация и защита работ, рефлексия участников проекта.



План оценивания

Самооценка и взаимооценка осуществляется во время защиты проектов с помощью бланков: а) лист оценивания презентации

б) самооценка исследовательской работы учащегося

в) лист оценивания буклета