velikol.ru
1

Выступление на Методическом объединении учителей начальных классов

02.09. 2011




Учителю о первоклассниках с незначительными отклонениями в психофизическом развитии.


Среди трудностей, которые переживает школа, особое место занимают проблемы, обусловленные ростом числа школьников с незначительными отклонениями в психофизическом развитии. Этот вопрос весьма актуален не только при подготовке молодых педагогов, но и даже для опытных учителей. Актуальность данного вопроса определяется заметным увеличением числа детей, нуждающихся в особо сопровождении.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с незначительными отклонениями в развитии является относительно новым явлением для массовой школы.

В системе коррекционного образования накоплен большой опыт. Этот опыт вполне может быть применен для массовой школы.

Понимая важность сопровождения детей с незначительными отклонениями в психофизиологическом развитии, следует отметить, что именно учитель обеспечивает успешное вхождение в школьную жизнь. И сегодня, принимая детей в 1 класс, учителю предстоит решать более сложные задачи, нежели ранее.

В настоящее время контингент первоклассников стал менее однороден как по социальному составу, так и по здоровью.

Начало обучения в школе, вхождение в школьную жизнь, новую социальную ситуацию является сложной задачей для всех категорий детей. В то же время учитель должен быть готов к тому, что в классе могут быть и дети, имеющие незначительные отклонения в психофизическом развитии, учебные трудности которых имеют стойкий характер и, как правило, сопровождаются поведенческими нарушениями. Это школьники с нарушениями речи, слуха, зрения, астеническими состояниями ЗПР, тяжелыми психическими переживаниями, психопатическими формами поведения.

«Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть менее развитой, чем его нормальные сверстники ребенок, но иначе развитой»,- писал Л.С. Выготский. Задачей школы и общества является создание условий компенсации нарушения развития.

Основным методом изучения адаптации первоклассников к школе является направленное наблюдение. На основе наблюдения за поведением и учебной деятельностью, а так же результатов анализа данных о состоянии здоровья и физического развития необходимо выделить учащихся, которые испытывают те или иные

затруднения.

Следует фиксировать при наблюдении все случаи, которые выделяют ребенка из общей массы, а именно доминирующее эмоциональное состояние на уроке, на перемене, усвоение и соблюдение школьных норм и правил поведения, особенности внимания (переключение, устойчивость, объем, отвлекаемость и т. д.), умственную работоспособность, темп учебной деятельности и т.д.

В первые дни обучения в школе важно выявить школьников с нарушением слуха, поскольку наличие сохранного физического слуха является необходимой предпосылкой успешного овладения чтением и письмом. Чтобы четко и правильно произносить звуки и слова, ребенок должен услышать их. При незначительном снижении слуха он лишается возможности нормального восприятия речи. Как правило, эти дети имеют ограниченный словарный запас, специфические дефекты в произношении. При чтении и письме характерны специфические ошибки: смешивание звонких и глухих согласных, шипящих, и свистящих, выпадение безударных окончаний, опускание начала слова, искажение сочетания согласных звуков, нарушение грамматического строя речи и им подобные.

В то же время дети с легким нарушением слуха при создании надлежащих условий могут быть успевающими учениками.

^ Следует рекомендовать учителю посадить учащихся с нарушениями слуха на первую парту. При объяснении материала педагогу следует говорить громко, четко произносить слова, так, чтобы ребенок видел и лицо, и рот учителя. При необходимости следует повторить материал, проводить качественный анализ ошибок, и если есть в работе ошибки, связанные с недостаточностью слуха, не снижать оценки.

Необходимо в присутствии других учеников подчеркивать его положительные качества и успехи, достигнутые ребенком.

Желательно в первые дни в школе провести несколько дополнительных занятий, на которых больше внимания уделить различению на слух глухих и звонких согласных, безударных частей слова, обогащению словарного запаса. Важно обратить внимание родителей на необходимость выработки в семье требований к речи взрослых.

Нередко среди первоклассников встречаются школьники с речевыми нарушениями.

Овладение грамотой требует сохранного физического слуха и развитого фонематического слуха. Даже легкие отклонения в развитии фонематического слуха вызывают затруднения в чтении и письме.

Заикание так же ведет к возникновению вторичных проблем: нерешительности, робости, раздражительности, плаксивости и т. д.

Педагогу следует

-опираться на сильные стороны ребенка;

- подбадривать и не травмировать ребенка снижением оценок за специфические ошибки;

-тактично оказывать помощь;

- не требовать развернутых фраз;

- нельзя требовать развернутых устных ответов в присутствии других учеников, лучше негромко у стола, либо письменно. Следует организовать работу ребенка с логопедом.


Затруднения в обучении часто связаны с нарушением зрения (дальнозоркость, близорукость, астигматизм).

Дети часто нечетко видят буквы и цифры, путают их по начертанию, они утомляемы, имеют низкую работоспособность.

Все нарушения обычно компенсируются очками. Педагог должен помнить, что эти дети не всегда хорошо видят доску, карту.

Желательно использовать разные виды работ, следить за объемом зрительной нагрузки на уроке. И в школе и дома следует соблюдать правильные санитарно-гигиенические условия: правильное освещение, использование подставки, правильность посадки.

Возможно выполнение упражнений для тренировки глазной мышцы по профессору Аветисову.


Трудности возникают у детей с ЗПР (для них характерны инфантильность, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность школьных интересов, трудности сосредоточения на уроке, повышенная утомляемость, головные боли, детская непосредственность в поведении).

В работе с такими детьми целесообразно:

-использовать игровые моменты на уроке;

-использовать красочный наглядный материал;

- строить занятия разнообразными и эмоционально-насыщенными;

- создавать положительный настрой ребенка на занятии, что повышает его работоспособность;

-уменьшить на начальном этапе объем домашнего задания и наращивать его постепенно;

- применение на уроке средств ТСО.


При обучении детей с астеническими состояниями (для них характерны отвлекаемость, возбуждение, беспокойство, иногда вялость, нервность, плаксивость, заторможенность)

следует рекомендовать

- постепенное увеличение объема домашних заданий,

-постепенное усложнение домашних заданий,

- при первых признаках утомления переключать их внимание на другую деятельность.

Эффективным приемом с данной категорией детей является периодическая смена поз, перевод из позы сидя в позу стоя не менее 3 раз за урок.


Изредка среди школьников массовой школы встречаются дети с психопатическими реакциями.

Возникновение психопатических реакций может быть обусловлено родовыми травмами , мозговыми инфекциями, хроническими заболеваниями матери и другими причинами.

Психопатия – аномальное течение детского развития, дисгармоничное развитие отдельных функций. Трудности, как правило, связаны как с биологическими, так и социальными условиями. От условий, в которых живет и развивается ребенок, зависит тяжесть психопатических реакций. Часто наряду с сохранным интеллектом присутствует недоразвитие эмоционально-волевой сферы (дети ранимы, обидчивы, эмоционально холодны, замкнуты, склонны к аффективным вспышкам, часто имеют неустойчивый фон настроения). Низкая работоспособность не дает им преодолевать учебные трудности. Недостатки их поведения заметны сразу же с первых дней: они не умеют подчиняться учебным требованиям, не выполняют учебные задания, нарушают дисциплину, конфликтны и т. д.

При обучении детей с психопатоподобными расстройствами необходимо настойчиво приучать их к тщательному выполнению домашних заданий, усложнять задания постепенно, не допускать пробелы в знаниях, учить школьников анализировать свои поступки.

Педагог должен постоянно держать их в поле зрения и иметь спокойный, ровный тон (от повышенного тона, крика они легко впадают в аффект).

При аффекте следует переключать их внимание на другую деятельность.

Большое значение при работе с данной категорией детей имеет труд, так как он снимает общую возбудимость. Особое значение имеет контакт с родителями, и дома и в школе должен осуществляться единый подход к воспитанию.

Учителю необходимо помнить, что до 10 лет обычно наблюдаются психопатические качества, которые могут потом сгладиться при правильном подходе.

Таким образом, успешность адаптации первоклассников с незначительными отклонениями в психофизическом развитии зависит от соответствия организации учебно-воспитательного процесса особенностям развития данной категории школьников.