velikol.ru
1

Физкультурные минутки - одна из форм двигательной активности: небольшой по интенсивности и времени комплекс физических упражнений, средство активного отдыха от статических напряжений. Физкультминутки способствуют повышению внимания и активности на занятиях, лучшему усвоению учебного материала. Особенно важно проводить их на каждом занятии, т.к. дети быстро утомляются, отвлекаются, их внимание ослабевает. Комплекс упражнений состоит из трех-четырех простых упражнений: сжимание и разжимание пальцев рук, наклоны, приседания, разгибание в позвоночнике с потягиванием. Время выполнения 1-3 минуты. Постепенно нужно обновлять комплекс упражнений.

Для возбудимых детей подбирают успокаивающий комплекс упражнений, а для заторможенных, наоборот. Упражнения дети могут выполнять сидя за партой или стоя. Подбор упражнений зависит от занятий. Существует ряд разработок: для занятий по математике, развитию речи, изодеятельности (см. приложение).

Наиболее эффективные упражнения со словесным сопровождением: «Зайка», «Кони», «Буратино», «У медведя во бору», «В лесу», «Учимся маршировать», «Птички».

Однообразная поза во время занятий также способствует общему утомлению. Поэтому нужно активно внедрять свою практику проведения занятий не за столами, а в движении, не только в помещении группы, но и на участке. Важным считается повышение эффективности десяти минутного перерыва между занятиями. С этой целью детям по окончании первого занятия предлагается подойти к окну и в течение двух-трех минут посмотреть вдаль: на дальние и близкие предметы, понаблюдать полет птиц, сосредоточить взгляд на одном предмете и постараться видеть только его.

При проведении всех видов занятий, особенно когда бывает большая нагрузка на зрение, необходимо обращать внимание на снятие не только мышечного напряжения и зрительного утомления, но и на использование приемов развития подвижности глаз и восстановление бинокулярного зрения. Поэтому в физкультминутки включаются упражнения для глаз: посмотреть вверх-вниз, вправо-влево, не поворачивая головы, повращать глазами по кругу, широко открывать глаза и плотно их закрывать. Обычно такие упражнения проводятся первыми на десятой минуте занятия в течение 2-3 минут, а затем на 14-17 минуте – упражнения для снятия мышечного напряжения в течение 3 минут.

Если необходимо снять только зрительную нагрузку используется гимнастика для глаз, состоящая из 3-4 упражнений. Для более четкого восприятия таких упражнений применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель – сосредоточение взора на предмете, перевод взора с одного предмета на другой.


Например: Красный шарик озорной,

Поиграй-ка, ты, со мной.

Подниму глаза я кверху,

Отыщу цветную ленту.

Ну-ка, шарик, покатись,

На глаза мне попадись.

Потом снова опущу

И на метку посмотрю.

(см. разработки по профилактике близорукости и восстановлению зрения)

Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, в умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке и других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса детей. В умывальной комнате можно предложить детям такое соревнование: кто больше скажет слов о том, какое мыло, что с ним делать, что им можно мыть.

В живом уголке попросить детей ответить, какой аквариум, что делают в нем рыбки, что может делать попугайчик. В этих словесных играх, прежде всего, необходимо побудить детей слушать и слышать воспитателя, придавать словесным играм дух соревновательности, вызывая к ним интерес, задавая вопросы, кто больше придумает слов, кто точнее скажет слово, кто быстрее ответит на вопрос, кто больше заметит частей предмета. Не следует стремиться для этих словесных упражнений каждый раз собирать всю группу, достаточно объединить 4-5 детей. Главное, чтобы они занимались добровольно, с желанием и положительными эмоциями.

Внимание и память тесно связаны с речью. Необходимо внимательно относиться к играм и упражнениям, которые эффективно развивают внимание и память. Во время сборов на прогулку можно предложить детям, чтобы они проверили, все ли в порядке в одежде товарищей и своей собственной (правильно ли зашнурованы ботинки, все ли пуговицы застегнуты). На прогулке можно поиграть в игру «летает — не летает»: ворона, ворота, дверь, вертолет, лебедь, самолет, автомат.

По этому же принципу проводятся игры на выделение любого обобщающего понятия: овощи, продукты, одежда, деревья, транспорт, игрушки, мебель. Задуманное обобщение можно выделять среди других слов хлопками, прыжками, приседаниями и другими действиями. Полезно проводить и традиционные, хорошо известные игры: «Чего нет?», «Что изменилось?», «Что прибавилось?», «Разложи предметы, как я скажу».

Полезными упражнениями являются отгадывание загадок, причем, чем загадка труднее, тем она полезнее для развития мышления («Два соболя хвостами друг к другу лежат» — брови; «Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом и на улицу» — окно; «Свернется – с кошку, растянется – с дорожку» — веревка).

Заучивание скороговорок, понимание пословиц и поговорок, способствует развитию словесно-логического мышления ребенка. Проговаривание чистоговорок способствует развитию артикуляционной моторики. Как показывает опыт, оно осуществляется с самого начала обучения в течение 1,5-2 месяцев с начала обучения. Вполне достаточно 3-5 минут каждый день со всей группой детей.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выявлена следующая закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Тренировка пальцев должна начинаться в самом раннем детстве (массаж, разминание фаланг в течение 2-3 минут). Малышам можно давать катать деревянные шарики, шарики из пластилина, конструирование из кубиков, пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички, мозаику. В дальнейшем малышам дают шнуровку, завязывание-развязывание узлов, застегивание пуговиц. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки: сорока и т.д. Выполнением пальчиками различных упражнений достигается хорошее развитие мелкой моторики рук, которое не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а в дальнейшем, облегчает приобретение навыков письма. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики. Упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Необходимо также сопровождать эти игры стихотворными строками:

«Домик» — Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

«Очки» — Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

«Флажок» — Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

«Лодка» — Лодочка плывет по речке

Оставляя на воде колечки.

Также рекомендую выкладывание фигурок из палочек (геометрические фигуры, фигурки).

«Квадрат» — Четыре палочки сложил

И вот квадратик получил.

«Рыбка» — Рыбка плавает в воде

Плещется, играет.


Оздоровительная работа в режиме дня

(зрительная, физкультурная, речевая, пальчиковая)


Подготовила: Бурмистрова Н.Г.


2006 г.