velikol.ru
1

Формирование стажевых требований в страховой модели пенсионной системы.

Одним из существенных направлений реформирования современной социальной политики России выступает совершенствование пенсионной системы. Несмотря на проводимый комплекс реформ в данной сфере, ряд проблем в настоящее время является не полностью решенными:

1. неэквивалетный учет пенсионных прав отдельных категорий пенсионеров;

2. недостаточность финансовых ресурсов, необходимых для покрытия пенсионных обязательств, возникающих по вышеуказанным обоснованиям;

3. неравномерный уровень пенсионного обеспечения для различных категорий застрахованных лиц, не всегда основанный на дифференциации страховых оснований.

Вышеуказанные особенности определяют одно из направлений совершенствования действующей модели пенсионной системы, связанное с модификацией подхода к учету пенсионных оснований и прав, необходимых для назначения трудовой пенсии по старости.

Отметим, что в обсуждаемой Программе реформирования пенсионной системы России, разработанной Министерством труда, в качестве одного из основных направлений реформирования действующей пенсионной системы предусматривается повышение страхового стажа с нынешних пяти до сорока лет. Данное предложения является наиболее обсуждаемым и критикуемым в рамках представленного документа. На наш взгляд, несмотря на безусловную правильность принимаемого шага, его дискуссионность вызвана отсутствием экономического обоснования предложенной величины и игнорированием актуарным прогнозированием относительно будущих периодов. Таким образом, недостаточная теоретическая и законодательная разработка и практическая значимость указанного направления определили актуальность и необходимость проведения исследования и разработки методологического подхода к определению требуемой величины минимального страхового стажа в системе обязательного пенсионного страхования.

Целью проводимого исследования является разработка и обоснование методического подхода количественного определения минимального страхового стажа в системе обязательного пенсионного страхования.

Основные допущения проводимого исследования:

1. Не предполагается законодательного изменения возраста выхода на пенсию.

2. Индексация трудовой пенсии по старости будет проводиться по существующему нормативному подходу; отношение прожиточного минимума пенсионера является постоянным и соответствует значению текущего 2012 года.

3. Темпы прироста средней заработной платы также постоянны и определяются как средневзвешенная величина за последние пять лет; при этом прирост средней заработной платы не может быть ниже величины индексации трудовой пенсии по старости в стране.

4. Демографическая ситуация (соотношение между экономическим активным населением и пенсионерами) основана на официальном прогнозе Демографического развития РФ.

Информационная и методическая база исследования.

В качестве информационной базы исследования послужили данные социально-экономического развития Российской Федерации. В качестве методики проведения использован системный и статистический анализ, выводы исследования получены на основе экономико-математических прогнозных моделях, факторном анализе и актуарном прогнозировании. В качестве законодательной основы исследования рассматривается действующее пенсионное законодательство, касающееся вопросов исчисления трудовой пенсии по старости, определения прожиточного минимума пенсионера, политики исчисления обязательных социальных страховых взносов на формирования страховых взносов.

На основании вышеизложенного, гипотезами проводимого исследования явились следующие предположения:

1. Действующие стажевые требования являются недостаточными для формирования требуемого пенсионного капитала.

2. В модели пенсионного страхования оптимальным является присутствие многокритериальной системы стажевых требований для формирования пенсионного капитала.

3. Величина страхового стажа зависит от таких параметров, как среднемесячная заработная плата, прожиточный минимум пенсионера (общефедеральный и региональный), требуемый коэффициент замещения. Отмечается зависимость от нормативных и законодательных основ построения тарифной политики обязательного пенсионного страхования.

4. Предполагается постепенное повышение минимального страхового стажа с нынешних пяти лет до полученной в ходе исследования величины в течение будущих пяти лет.

Для доказательства первой гипотезы произведена оценка достаточности величины накопленного пенсионного капитала при различных значениях заработка будущего пенсионера (Таблица 1):

Таблица 1

Оценка достаточности накопленного пенсионного капитала для формирования трудовой пенсии по старости.

Год

Расчетный пенсионный капитал при минимальном уровне заработной платы, руб.

Расчетный пенсионный капитал при среднем уровне заработной платы, руб.

Величина пенсионного капитала, необходимого для выплаты минимальной трудовой пенсии, руб.

Величина пенсионного капитала, необходимого для выплаты средней трудовой пенсии, руб.

2015

90757,07

336960,00

1649484,00

2865048,00

2016

102555,50

370656,00

1797938,00

3180203,28

2017

115887,70

407721,60

1959752,00

3530025,64

2018

130953,10

448493,76

2136130,00

3918328,46

2019

147977,00

493343,14

2328382,00

4349344,59

2020

167214,00

542677,45

2537936,00

4827772,50

2021

188951,80

596945,19

2766350,00

5358827,47

2022

213515,60

656639,71

3015322,00

5948298,49

2023

90757,07

722303,69

1649484,00

2865048,00

2024

102555,50

794534,05

1797938,00

3180203,28

2025

115887,70

873987,46

1959752,00

3530025,64

Источник: составлено автором.

Примечания к Таблице 1: 1) минимальная трудовая пенсия соответствует величине прожиточного минимума пенсионера по стране, темп индексации которого исчислен исходя из среднего темпа индексации данной величины в РФ за прошлые периоды времени; 2) значение представленных показателей определены путем построения тренда по данным за предыдущие периоды времени; 3) величина пенсионного капитала, необходимого для выплаты пенсии, определена исходя из текущего периода дожития (228 месяцев).

Как видно из представленной Таблицы, при нынешнем значении минимального страхового стажа (пять лет), ни при минимальном заработке, ни при среднем не будет достигнута величина, требуемая для формирования необходимого пенсионного капитала- при этом в долгосрочном периоде данный разрыв имеет тенденцию к увеличению, что подтверждает поставленную первую гипотезу.

Исходя из обобщения зарубежных законодательных требований и исторической ретроспективы развития отечественной пенсионной системы, выявлено, что установление определенного стажевого значения в пенсионном законодательстве направлено на выполнение следующих функций:

1. определение минимального значения, необходимого для определения пенсионных прав в пенсионной системе;

2. обеспечение минимального объема пенсионных накоплений страхового типа, необходимых для формирования минимального размера пенсии;

3. выявление продолжительности уплаты страховых взносов, при котором будет достигнута требуемая величина коэффициента замещения (на уровне не ниже среднего по стране);

4. введение ограничений по учету страхового стажа, учитываемого при формировании пенсионных прав застрахованных лиц.

Указанные особенности обуславливают необходимость введение многокритериальной системы требований к величине страхового стажа в пенсионной системе.

Для определения количественного значения данных критериев необходимо выявить зависимость между размером потенциальной пенсии, величиной страхового стажа и прочими факторами и характеристиками пенсионной модели.

В результате проведенного исследования обнаружена следующая зависимость между указанными выше величинами:

1. размер заработной платы, являющаяся базой для уплаты страховых взносов и, как следствие, основой для исчисления будущей пенсии, находится в обратной зависимости от величины страхового стажа; следовательно, для категорий застрахованных граждан, имеющих величину заработка ниже уровня среднего значения по стране, стажевые характеристики будут оказывать существенное влияние на размер будущих пенсионных выплат;

2. при определении зависимости между прожиточным минимумом пенсионера на региональном и федеральном уровне с величиной стажа прослеживается наличие прямой зависимости;

3. зависимость между требуемым коэффициентом замещения и размером страхового стажа носит прямой характер, поскольку при увеличении продолжительности времени уплаты страховых взносов потенциальный размер коэффициента замещения пропорционально возрастает;

4. нормативная и законодательная база регулирования тарифной политики находится в сильной зависимости с уровнем заработной платы и незначительной зависимости от размера страхового стажа будущего пенсионера.

Четвертая гипотеза нашего исследования основана на определении срока внедрения новой величины страхового стажа. Необходимость поэтапного внедрения новой величины обусловлена текущими законодательными особенностями учета пенсионных прав граждан при выходе на пенсию - а именно методикой расчета стажевого коэффициента, который в полном размере рассчитывается для 20-летнего стажа у женщин и 25-летнего стажа и мужчин, что существенно ограничивает возможность уклонения от солидарного выполнения пенсионных обязательств в пенсионной системе.

Результаты проведенного исследования и выводы:

1. Определено, что система стажевых требований помимо понятии «страховой стаж» включает в себя категорию «трудовой стаж», основное отличие между которыми заключается в уровне уплаты страховых взносов на формирование будущей пенсии. В свою очередь, страховой стаж включает в себя минимальный страховой стаж (минимально необходимый), достаточный страховой стаж, требуемый страховой стаж и максимальный (максимально учитываемый) страховой стаж.

2. Величина минимально необходимого страхового стажа предлагается исходя из суммы среднего размера оплаты труда по региону и прожиточного минимума пенсионера по рассматриваемому региону; окончательная величина стажа определяется как средневзвешенное значения по всем анализируемым регионам страны.

3. Достаточный страховой стаж будет исчисляться исходя из средней заработной платы по стране и величиной коэффициента замещения, рекомендованного Международной организацией труда с учетом современных особенностей образовательного и рынков труда в Российской Федерации (баланс между будущими пенсионными обязательствами и текущими выплатами).

4. Требуемый страховой стаж определяется по сумме пенсионных взносов, необходимых для выполнения солидарных обязательств перед нынешних поколением пенсионеров (баланс между текущими пенсионными обязательства и текущими выплатами).

5. Максимально учитываемый страховой стаж определяется исходя из законодательных ограничений тарифной политики обязательного пенсионного страхования по базе страховых взносов.

Предлагаемые направления окажут влияние на финансовую устойчивость обязательного пенсионного страхования (путем роста доходной базы от продолжительности уплаты страховых взносов) и уровень жизни будущих пенсионеров путем потенциального увеличения размера страховой пенсии, что будет свидетельствовать об общем росте эффективности социальной политики страны.