velikol.ru
1

Формирование универсальных учебных действий

во внеурочной и учебной деятельности.

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа обязана ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности.

Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми

С этого года войдя в эксперимент по внедрению ФГОС, в 1 классе во внеурочную деятельность в нашей школе был введен предмет «Информатика». Для этого была составлена рабочая программа дополнительного образования по информатике для 1 класса. За основу взята хорошая программа «Мир информатики» 1-2, 3-4 годы обучения, разработанная на 4 года начальной школы, методическое обеспечение к ней имеется. Эта занимательная программа предназначена для обучения навыкам работы за компьютером в игре для младших школьников (возраст 6 – 12 лет). Особый "плюс" программы в том, что она обучает детей понятиям, встречающимся в курсе информатики средней школы в рамках учебной программы (т.е. переучивать ребёнка вторично на уроках информатики не придётся). Несомненно, это - одна из самых лучших на сегодня обучающих программ этого вида для детей! В неё включены интересные игры от самых простых до умеренно сложных. Формируется понятие алгоритма действий, правильной работы с мышью, быстроте набора текста с клавиатуры. Ребёнок узнает устройство компьютера, (в т.ч. внутреннее), правила безопасной и правильной работы за компьютером. Так же особенностью этого курса является ориентация на разнообразие задач с учетом возрастной психики. Ученикам необходима постоянно смена деятельности или рода занятий, чтобы поддерживать интерес к занятию, и в этом очень помогает наличие разнообразной техники — решаем задачи с применением интерактивной доски и проектора, для демонстрирования лучших работ или тех, кто закончил её быстрее всех.

Однако в процессе работы в программу был включён дополнительно ещё пакет обучающих программ - GCompris

GCompris представляет собой пакет обучающих программ для детей от 2 до 10 лет, состоящий из различных упражнений и игр образовательного характера.

Категории упражнений GCompris и примеры упражнений:

основы компьютерной грамотности: использование клавиатуры и мыши; падающие буквы;

арифметика: основы счёта; таблица умножения; сложение и вычитание; …

основы физики: электричество; круговорот воды; подводная лодка; …

география: размести страны на карте; …

игры: шахматы; развитие памяти; соедини четыре точки; судоку; …

чтение: практика чтения; …

многое другое: как читать часы и минуты; пазлы; рисование; создание мультиков.

В настоящий момент в GCompris входит более ста упражнений и постоянно разрабатываются новые. GCompris — это свободная программная платформа. Это означает, что её можно адаптировать под свои собственные нужды, улучшать, разрабатывать собственные упражнения, и, самое главное, дарить детям возможность пользоваться ею.

Отзывы детей очень положительные, многим понравилось, захотели иметь такие игры у себя дома. Сборник можно рекомендовать для детей от 2-х лет (при условии занятий с родителями) и до 11-12 лет (в качестве казуальных игр, а также в качестве сопровождения на уроках логики, математики, основ программирования). Очень хорошо продуман интерфейс, изображения четкие, аккуратные, грамотно подобраны цвета. С другой стороны - отсутствует вычурность и излишние эффекты.


Реализуемая программа позволяют добиться УУД результатов, не форсируя события.

Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:

• степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

• поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

• результаты выполнения заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.

Ожидаемые результаты внеурочной деятельности.

Мерилом эффективности фактически любой деятельности отдельного человека или сообщества людей являются два основных критерия:

1) продуктивность деятельности;

2) удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.

Эти же критерии целесообразно избрать и для выявления эффективности внеурочной деятельности по информатике.

Внеурочная деятельность предусматривает формирование регулятивных действий через разучивание игр, введения правил, через организацию продуктивных видов деятельности, сотрудничества.

^ Основными результатами внеурочной деятельности могут стать:

• формирование представлений о социальных ролях, правилах и нормах поведения;

• формирование реалистической позитивной осознанной самооценки;

• формирование у обучающегося реального представления о том, как его оценивают и воспринимают одноклассники, родители, учителя;

• развитие толерантности в межличностном общении и взаимодействии;

• формирование представления о трудовой деятельности, уважения к труду и его результатам.


Вывод: Таким образом, курс информатики в начальных классах вполне может быть реализован во внеурочной деятельности (кружковая работа).