velikol.ru
1

Седегова В. В.

педагог-психолог

ГБОУ школа №471

Выборгского района

город Санкт-Петербург


Формирование ценностно-смысловой позиции подростка

через самопознание.


Проблема воспитания и развития личности подростков на современном этапе актуальна, как никогда. Продолжаются кардинальные перемены в стране и обществе, старые ценности критикуются, а новые еще не выкристаллизовались, при этом электоральная ценность молодежи в последние годы резко возросла. Взрослый человек постоянно стоит перед выбором, а наш ученик – это ребёнок, который в четырнадцать лет должен выбрать свой путь и не ошибиться, потому что ошибки стоят дорого.

У человека, "вступающего в жизнь", есть целых две серьезных проблемы: определить свое место в окружающем мире (или в принципе свою значимость в нем) и найти смысл жизни, цель своего существования. Вопросы эти по плечу не каждому взрослому, и далеко не каждый взрослый может помочь ребёнку найти дорогу, по которой идти дальше.

Да, подросток естественным образом беспокоится о том, что он будет делать в мире взрослых, что его ждет впереди. Теперь он вроде бы должен сам идти по жизни, но КУДА? И вот тут многие буквально спотыкаются, потому что не могут найти ответа на этот вопрос.

Процесс социализации начинается с младенческих лет, период детства и юности в процессе социализации играет наиболее важную роль, в этом возрасте закладываются основные знания о нормах поведения в обществе.

Прежде подготовка к взрослой жизни была менее продолжительной, чем сейчас: в 14-15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью, а вот сейчас человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими предками период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз. Говорить о конце социализации не приходится, так как этот процесс происходит на протяжении всей жизни человека, и заканчивается в глубокой старости, но наиболее благоприятным временем для социализации является все же детство и юность.

Сегодня система образования, обладая относительной стабильностью, оказалась в противоречии с обществом, изменившем ориентиры своего развития. Кризис образования, переживаемый сейчас Россией, достаточно глубок и многолик. И почти все его характерные черты сказываются на положении молодежи.

Смена государственнно-политического устройства и социально-экономического строя создала принципиально новую ситуацию в сфере образования, которая не способствует укреплению социально-правовых гарантий каждого молодого человека в получении образования и профессии в соответствии с его интересами и способностями.

Новое поколение россиян вступает в жизнь в условиях, резко отличающихся от тех, что были раньше. Страна оказалась отброшенной далеко назад не только в сфере материального производства и уровня жизни основной части населения, но и по состоянию системы образования.

Интенсивное расслоение общества по уровню материального благосостояния, ухудшение условий жизни большей части населения уже вносят свои коррективы, а в будущем скажется еще значительнее на судьбах учащейся молодежи.

Первый этап выбора, после девятого класса, подростки делают обычно под влиянием родителей, но в месте с тем возможно влияние уже сложившейся у подростка социальной ориентации, наличие у них известной самостоятельности при решении вопроса о последующих формах образования. Проблему социальной ориентации и выбора дальнейшего жизненного пути целесообразно рассматривать для подростков в возрасте 15 лет, когда они завершают обучение в основной общеобразовательной школе (9 классов).

Важной частью мировосприятия школьников, по моему мнению, становится снижение авторитета знаний и науки в целом, поскольку они знают что труд “интеллигенции” оплачивается ниже, чем труд других слоев общества. Это произошло во многом из-за устойчивого стереотипа невостребованности знаний, низкого престижа интеллектуального и высококвалифицированного труда в системе экономических отношений.

Снижение спроса на интеллектуальный и высококвалифицированный труд служит основным фактором, способствующим обесценению и разрушению мотивов получения образования и вместе с тем все снижающегося его качества. Сегодня Россия - пока еще одна из самых образованных стран мира, что подтверждается данными о коэффициенте грамотности взрослого населения, долей работников, имеющих высшее и среднее специальное образование и другими показателями (доступность, всеобщность, бесплатность), но что будет через несколько лет, никто не знает.

Проводя в школе исследования по адекватности самооценки (методика Г.Н. Казанцевой, «Изучение общей самооценки») я увидела проблему сложности восприятия мира у детей. Эта проблема ведёт за собой сложности в общении со сверстниками, с учителями и родителями.


рисунок 1.


Из диаграммы видно, что у подростков 12 – 15 лет преобладает неадекватная самооценка, что заставляет ребёнка защищаться в определённых ситуациях, при этом часто вызывая раздражение окружающих. Поэтому, я считаю наиболее правильным определить исходной основой моей работы как педагога-психолога понимание необходимости учета внешних условий и внутренней позиции ученика, возникающей в процессе саморазвития личности.

Педагогические и социально-психологические исследования последних лет, очерчивающие все основные уровни и диапазоны личностных ориентаций подростков, выявляют необходимость формирования у них готовности к выполнению общественных обязанностей и использованию своих гражданских прав. Только обладающий развитым самосознанием человек, имеющий высокую способность к рефлексии, усвоивший общественные законы, проявляет гражданское чувство долга и ответственности. Особо важна проблема эффективности межличностного общения в контексте осознания и осуществления своих прав и обязанностей.

Проблема заключается в том, каким образом содержательно и методически повысить эффективность социализации подростка, содействовать усвоению им законов социального пространства и необходимости нормативного поведения, развить рефлексию, тем самым, реализуя их личностный потенциал в соответствии с достижением общественно полезных целей. Решить эту глобальную проблему, помочь состояться молодому человеку, может, по моему мнению, один из первых социальных институтов - школа. Поэтому успешная социализация учащихся является сегодня основной педагогической идеей моего курса профессионального самоопределения.

На мой взгляд, успешная реализация этой идеи может осуществляться только одним способом - нужно создать для ученика условия свободы, творчества, уважать индивидуальность каждого, совместно осваивать культурные способы взаимодействия с миром, человечеством, самим собой.

Исходя из идеи успешной социализации ученика, я считаю, что школа является особым образовательным пространством, где происходит профессиональное, гражданское, социальное самоопределение молодого человека.

Цель моей деятельности как педагога-психолога: добиться адекватного представления учащихся о себе, соотнося требования профессии и времени с личностными особенностями и возможностями.

В этом контексте основополагающее значение имеют:

  • создание условий для развития социально активной личности подростка;

  • формирование установки на самостоятельный выбор и самоопределение в контексте социальной инициативы в рамках образовательной среды;

  • развитие качеств личности.

Обозначенные позиции разделяются мною и являются определяющими в работе по профессиональному самоопределению учащихся 8 – 11 классов.

Известно, что именно отрочество, подростковый возраст (от 11—12 до 14—15 лет) является периодом особенно интенсивного освоения окружающей социальной среды. Подросток проходит путь через внутренние конфликты с другими и с самим собой, через внешние срывы, разочарования и огромные достижения. Он обретает чувство взрослости, приходит к порогу юности.

В своей работе я учитываю следующие психолого-педагогические основания:

  • подростковая и юношеская сензитивность к социальным феноменам;

  • готовность к изменениям, потребность в телесных и духовных достижениях как характеристике подросткового и юношеского возраста;

  • психологические и социальные тенденции взросления в разных сферах жизнедеятельности;

  • потребность в признании, характерная для личности на всех возрастных этапах;

  • потребность подростка к саморазвитию.

Важнейшее положение, выдвинутое и обоснованное в работах Д.И. Фельдштейна, сформулировано следующим образом: «...подростком решается не просто задача занятия определенного "места" в обществе, но и проблема взаимоотношений в обществе, определения себя в обществе и через общество, т.е. решается задача личностного самоопределения, принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определения смысла своего существования».

Поэтому первоочередной задачей в работе по самоопределению подростков я ставлю познание самого себя через диагностические процедуры, самоанализ, рефлексию.

Социальное продвижение подростка должно осуществляться через формирование потребности реализоваться в исходном для него социальном пространстве через самопознание. Необходимо идти от самопознания к саморегуляции, от саморегуляции к самооценке, от самооценки к самоанализу, от самоанализа к самосовершенствованию, от самосовершенствования к самоукреплению и к самоопределению, от самоопределения к самоактуализации (циклическая диаграмма саморазвития личности).



Рисунок 2.

Чтобы добиться в этом успеха, я организую условия для саморазвития подростков через:

- повышение у учащихся социальной компетентности;

- формирование ценностного отношения к себе, другим и человечеству;

- создание нового типа развивающей среды, способствующей личностному росту;

- развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций.

Следующая немаловажная задача - формирование профессиональной направленности, осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

Результатом процесса профессионального самоопределения в школьном возрасте является выбор будущей профессии, а на этапе обучения в школе - правильный выбор профиля. Помощь в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей: получение знаний о мире профессий (анализ профессиональной деятельности); соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности (профориентационные тесты). Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения учащихся. Таким образом, профессиональная ориентация направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии. Л.Ю. Ювенская трактует готовность школьника к выбору как сложное целостное состояние личности, характеризуемое совокупностью нравственно-психологических качеств человека, позволяющих ему осознать свои возможности и своё отношение к определённой профессиональной деятельности.

Третьей задачей моей деятельности, как педагога-психолога по курсу профессионального самоопределения, является развитие способности к социальной и профессиональной адаптации в современных условиях.

Осуществление развития личности в подростковом возрасте может происходить через систему специально организованных условий, способствующих развитию сензитивности к культурным ценностям и социальным процессам, самоорганизации и самоопределения подростков в многообразии реалий жизни людей.

И моя задача, как педагога-психолога, чтобы ученик мог «примерить» на себя манеру поведения человека уверенного, уважающего другого и, прежде всего, себя самого.

Очень важным для учащихся является выбор будущего профессионального направления. Наряду с ознакомлением с видами деятельности, особенностями профессий ребятам необходимо «примерить» профессию на себя. В восьмом классе у детей очень большой разброс интересов, нет устойчивых планов, нет определённого направления. И ребята не умело пробуют воплотить свои мечты в жизнь, что порой приводит к ошибочному выбору. К концу девятого класса, разброс интересов учеников снижается, вырисовываются определённые направления в освоении будущей профессии, намечается программа будущего образования.

В результате моей работы учащиеся к концу девятого класса познают свои личные особенности, интересы и склонности, обретают уверенность в себе, что помогает адаптироваться в любой ситуации. Ребята получают и умело используют информацию об учебных заведениях и различных профессиях. Определяются в сфере будущей профессиональной деятельности и при необходимости могут корректировать свой выбор в зависимости от запросов рынка труда. Мои занятия являются толчком, стимулятором саморазвития и помогают учащимся осознать оптимальные способы развития.

Поэтому очевидно, что подростки наиболее сенситивны к усвоению социально значимых ценностей, поскольку они обеспечивают трансформацию самоопределения на уровне «Кто есть я?», в самоопределении себя в обществе, на уровне осознания социально ориентированных ценностей и мотивов. Сегодня подросток ангажирован в России самыми различными социальными силами, нередко – силами недобрыми, от криминальных структур до воинствующих националистов. Исключением остается государственная система образования, мотивированная на развитие личности.

Как только в нашем обществе будет возведена на пьедестал ценность каждой отдельной личности и уважение к ней, тогда молодым людям не будет нужды спрашивать, насколько нужен миру любой из них – это будет изначально понятно.

Миру нужен самостоятельный человек. Несамостоятельный человек опасен для мира. В условиях головокружительной скорости технических достижений, часто меняющейся политической, социальной обстановки, человек, рассматривающий эти изменения как трагедию, переходит в пограничные отношения с миром.

Чтобы такого не случилось, еще на школьной скамье ребенка нужно научить ориентироваться в быстроменяющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения.

Литература


  • Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970;

  • Берне Э. Я. Концепция и воспитание. Пер. с англ. М., 1968.

  • Ковалева А. И. Социализация. № 1. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2004). Архивировано из первоисточника 24 мая 2012.

  • Коломинский Я.Л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников. Минск, 1972.

  • Кон И. С. Социология личности. М., 1967.

  • Кон И. С. Открытие Я. М., 1978.

  • Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979.

  • Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.

  • Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.

  • Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

  • Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994.

  • Столин В. В. Самосознание личности. М., 1984.

  • Рогов Е.И. Азбука психологии: психология человека. Москва: «Владос», 1999.

  • Рогов Е.И. Азбука психологии: эмоции и воля. Москва: «Владос», 1999.

  • Рогов Е.И. Психологические исследования в образовании. Ростов-на-Дону: «Литера-Д»

  • Рогов Е.И. Азбука психологии: психология общения. Москва: «Владос» 2001.

  • Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.