velikol.ru
1


Тема урока. «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне».


Цель:

  1. Способствовать закреплению знаний учащихся о правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

  2. Содействовать развитию речи, мышления, внимания, памяти учащихся.

  3. Воспитывать интерес к русскому языку.


Ход урока

1. Организационный момент.

2 Повторение изученного.

(На доске: к…ток, в…дро, береза, пов…р, в…сна, спос...б, ст…нал, малина, зел…нь).

Внимательно прочитайте написанные на доске слова. Разделите их на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились?

(^ I группа – каток, ведро, повар, весна, способ, стонал, зелень. Эти слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.

II группа – береза, малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне . Они состоят из трех слогов).

-Что объединяет все эти слова?

(Все они с безударной гласной в корне).

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(^ На доске написаны слова с безударной гласной в корне слова. Значит, тема сегодняшнего урока: «Правописание слов с безударной гласной в корне»).

-Как проверить безударную гласную в корне?

-Запишите слова с проверяемыми безударными гласными, подберите к ним проверочные слова.


^ 3. Минутка чистописания.

-На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются проверяемыми безударными гласными в данных словах. Какие это буквы? (а, о, е).

-Какие безударные гласные в корне нужно проверять?

-Корни-домики. На улице Безударных Гласных в них живёт по одной букве. Единоличные хозяйки домиков – корней всегда готовы предъявить паспорта с пропиской-ударением. Они привыкли вести своё словарное хозяйство самостоятельно, трудолюбивы и неизбалованны.


Корневая буква «А» Корневая буква «О»

Не приемлет баловства. Отвергает баловство

В корне-домике она И одна который год

Управляется одна! В корне домика живет.


Вот знакомая моя Неизвестно букве «Е»

Корневая буква «Я» Ничего о баловстве,

Низко голову склоня, И ничуть не скучно ей

Вяжет, спицами звеня В корне-комнатке своей.


Буква «И» гостей не ждёт

Здесь она одна живёт

В корне-домике сидит

И в окошечко глядит.3


  • Составить свою цепочку из данных букв и запишите ее.

  • Как понимаете смысл записанной на доске пословицы?

(Умная г…л…ва не скажет пустые сл…ва).

-Какие буквы пропущены в словах? Объясните их написание.

-Как проверить безударную гласную в корне?


^ 4. Словарно-орфографическая работа.

-Из стихотворения, которое я прочитаю, выберите и запишите слова с непроверяемой безударной гласной.


Автобус, аллея,

Асфальт и трава.

В «опасные» снова

Играем слова.

Аптека, базар,

Магазин и народ,

Газета, квартира,

Забор и завод.

Машина, вагон,

Пассажир и трамвай.

Пиши с буквой «а» их

Их не забывай.


^ 5. Закрепление изученного.

1.На доске записано предложение:

-Прочитайте примету , написанную на доске.

Прохладная ос /и/ нь – к холодной з /и /ме

-Объясните орфограммы в предложении, написанном на доске..

( в слове “осень” безударная буква Е, проверочное слово осенний

в слове “зима” безударная гласная И, проверочное слово зимний)




(в слабой позиции вместо звука/ И,/пишем буквы И, Е)

-Прочитайте и другие приметы

Мягкая осень - к долгой зиме.

Берёзовые листья ложатся изнанкой – зима будет холодной.

^ 6. Вспоминаем правила проверки безударных гласных

- Как проверить безударную гласную?

(чтобы проверить безударную гласную,нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы безударная гласная стала ударной).

( вывешивается таблица)

Алгоритм проверки безударных гласных

  1. поставить ударение в слове

  2. найти безударную гласную

  3. подобрать однокоренное слово или изменить форму слова


2. Прочитайте предложения. Напишите предложение, в котором все слова (кроме предлогов) имеют безударную гласную, подчеркните ее, устно подберите проверочное слово.

^ Журавли летели через поля, леса, города.

Качает ветвями косматая седая сосна.

Вечерняя тишина висит над рекой.

(Выписать можно любое предложение, т.к. они все подчиняются заданию).


7.Физкультминутка.

-Встаньте, пожалуйста, выйдите из-за парт. Я буду называть слова с безударной гласной. Если в слове есть безударная гласная а, вы хлопаете над головой. Если в слове есть любая другая безударная гласная, вы приседаете.

Слова: вода, река, шаги, трава, леса, село, земля, моря, скала, шары, дела, сады.


8. Прочитайте. Исключите в цепочках «лишние» слова. Ответ обоснуйте. Напишите «лишние» слова, подчеркивая безударные гласные.

М…рской, с…довый, сп…ртивный, х…лодный

(садовый, т.к. безударная гласная а)

Зв…зда, в…сло, в..дро, сп…шить,

(спешить, т.к. глагол)

Св… тлячок, л..сной, кр…чать, сн…говик

(кричать, т.к. глагол и безударная гласная и)

Т…желый, пр…мой, в…селый, гл…дит.

(веселый, т.к. безударная гласная е, глядит, т.к. глагол)


-Как проверить безударную гласную в корне?

-На какие две группы можно разделить выписанные слова? (Глаголы и имена прилагательные)


^ 9. Словарная работа.

а)



(картинки леса и лисы, слова л/и/ са, л /и /са)

- Докажите, какую букву нужно писать в словах?

(леса - лес, лиса – лисы)

б)



(картинки мальчика, который поёт и дедушки, который пьёт чай, слова зап /и/ вать, зап /и /вать )

- Докажите, какую букву нужно писать в словах?

(запевать – петь, запивать = пить)

-Придумайте предложения по картинкам.

  1. Итог урока.

-Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

-Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?