velikol.ru
1

Тема урока: Строение сложноподчиненного предложения. Схемы СПП.


Цель урока: закрепить понятие о сложноподчиненном предложении; научиться представлять структуру СПП в виде схем; совершенствовать пунктуационные навыки.


Ход урока.

I. Лингвистическая разминка.

1. Сделать фонетический разбор слова дирижер.

2. Разобрать по составу и сделать словообразовательный разбор слова пешеходный.


II. Проверка домашнего задания.


- Чем различаются ССП и СПП?

- Какие способы прикрепления придаточных вы знаете?

- Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?

- Какую роль играют указательные слова?

- Каково место придаточных по отношению к главному?


^ III. Структура сложноподчиненных предложений.

Повторение по тексту слайда строения СПП, схемы СПП, подчинительные союзы.


Запись предложений у доски.

^ Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.

Мешают и заросли дикой малины, усеянные неспелыми ягодами.

Увидев самолет в небе, я помахал ему рукой.

В ходе проверке предложений учащиеся повторяют знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах.


Задание: переделайте эти предложения в СПП. Сверьте ваши предложения с предложениями на слайде. Все ли правильно вы сделали.

Слово учителя. В русском языке существуют синонимичные конструкции, которые по смыслу одинаковые, но разные синтаксически, они называются грамматическими синонимами.


^ IV. Схематический диктант.

Учитель читает предложения (между ними надо делать достаточные паузы), ученики записывают в тетради только схемы.


  1. Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. 2. Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». 3. Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим. 4. Но все же, неправда, - замечаем. 5. Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой. 6. Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично. 7. Бывают сладчайшие, драгоценные глотки воздуха, которые человек помнит всю жизнь.

V. Вывод: СПП разнообразны по своей структуре, придаточные предложения по отношению к главному могут занимать разные позиции.

VI. Домашнее задание.

Выписать из повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» 5 СПП, составить их схемы.


Совхозная общеобразовательная школа


Открытый урок по русскому языку в 9 классе.


Тема: Строение сложноподчиненного предложения. Схемы СПП.


Подготовлен учителем русского языка и литературы

Сорокиной Анной Анатольевной


2009 -2010 учебный год