velikol.ru
1

10 класс

Обобщение знаний об углеводородах


Цель: Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Углеводороды»


Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, «Черный ящик», хирургические перчатки, таблички с названиями команд, секундомер, каждому ученику по 2 листочка, на команду 2 листочка.


Тип урока: урок-соревнование


Ход урока.

  1. Оргмомент Слайд 1

Приветствие, тема урока

Цель урока - Повторить и систематизировать знания по теме «Углеводороды» ^ Слайд 2

Девиз урока - «Мало знать, надо и применять.

Мало хотеть, надо и делать»

Гёте. Слайд 3

Форма проведения – соревнование команд

Для того чтобы фиксировать результаты вашей работы нам потребуется помощь консультанта

  1. Соревнование

Разминка

Команды распределены раньше. Каждая команда оглашает свой девиз, исходя из названия «Предельные» и «Непредельные»

Капитаны команд оглашают свои девизы

^ Конкурс 1 «Кто больше? Кто быстрее?» Слайд 4

На конкурс дается 3 минуты каждой команде. Все члены команды отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимальное число вопросов – 12

Вопросы 1-й команде:

      1. Кто создатель теории химического строения? - Бутлеров

      2. Какова общая формула алканов? – СnH2n+2

      3. Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разное химическое строение? – изомеры

      4. Назовите формулу ацетилена. – С2Н2

      5. Что получают, обрабатывая каучук серой? – резину

      6. Какова общая формула алкенов? - СnH2n

      7. Какой вид гибридизации атомов углерода в алкинах? – sp

      8. Какова формула этилена? – С2Н4

      9. Как называется реакция присоединения водорода к алкенам? – гидрирование

      10. Какова общая формула алкинов? – СnH2n-2

      11. Назовите тип гибридизации в алканах? – sp3

      12. Каково расстояние между атомами углерода при двойной связи? – 0,134 нм

Вопросы 2-й команде:

  1. Как называют вещества, имеющие сходное строение, но разный состав? – гомологи

  2. Кто впервые получил синтетический каучук? – Лебедев

  3. Как называется реакция отщепления водорода от молекул углеводородов? – дегидрирование

  4. Какаво расстояние между атомами углерода в алканах? – 0,154 нм

  5. Какой тип гибридизации в алкенах? – sp2

  6. Как называется реакция соединения молекул углеводородов между собой? – полимеризация

  7. Каково расстояние между атомами углерода при тройной связи? – 0,120 нм

  8. Какова формула бутадиена? – С4Н6

  9. Какова общая формула аренов? – СnH2n-6

  10. Как называется реакция присоединения воды к углеводородам? – гидратация

  11. Какова формула дихлорэтана? - С2Н4Cl2

  12. Перечислите виды изомерии алкенов. – углеродного скелета, положения связи, пространственная, межклассовая

Конкурс 2 «Графический диктант»

Слайд 5

(Работают на листочках самостоятельно)

На листочке подпишите свою фамилию и поставьте цифры от 1 до 10. я буду читать утверждения, если речь идет об алканах ставим знак «-», если об алкенах «=»

  1. в названиях имеют суффикс –ан.

  2. характерна sp2 гибридизация

  3. в молекуле только σ-связи

  4. в молекуле имеется двойная связь

  5. характерны реакции замещения

  6. характерна sp3 гибридизация

  7. в названиях присутствует суффикс –ен

  8. характерны реакции присоединения

  9. общая формула СnH2n

  10. характерна реакция полимеризации

Правильные ответы: Слайд 6 Самопроверка


  1. -
    Если 10 правильно – «5»

    9-7 правильно – «4»

    6-5 правильно – «3»



  2. =

  3. -

  4. =

  5. -

  6. -

  7. =

  8. =

  9. =

  10. =


По окончании диктанта самопроверка и выставление оценок, согласно критериям.

Работы сдаются консультанту для подведения итогов

Количество баллов, присужденных команде, рассчитывается как среднее арифметическое.

^ Физкультминутка Слайд 7


Конкурс 3 «Номенклатура»

Работают в команде

На листочке подпишите название команды. Вам необходимо назвать пять веществ, чтобы быстрее справиться с заданием распределите вещества между собой. Работа командная максимально можно набрать 5 баллов.

а) СН3 – С = СН – СН – СН3

│ │

СН3 СН3


б) СН3 – СH – СН – СН2 – СН3

│ │

СН2 СН3



СН3

в) СН3 – СН – С = С – СН – СН3

│ │ │ │

СН3 СН2 СН3 СН3



СН3

СН3



г) СН ≡ С – С – СН3



СН3

д) СН2 = СН – СН – С = СН2

│ │

СН3 СН3

По окончании работы команды меняются листочками, проверяют по слайду, выставляют количество баллов

^ Слайд 8 Взаимопроверка

Конкурс 4 «Черный ящик» Слайд 9

Кто отгадал, поднимает руку и отвечает, вторая команда может дополнить

Консультант вносит «Черный ящик». Выслушав комментарии к содержимому ящика, учащиеся должны угадать, какой предмет и из какого материала там находится.

^ Вещество, из которого изготовлено это изделие, было завезено в Европу известным мореплавателем.(3 балла)

В далёком прошлом его получали из тропических растений, а с 1932г стали получать искусственно.(2 балла)

^ Без этого изделия ни один хирург не встанет за операционный стол.(1 балл)

Та команда, которая первая правильно назвала предмет и материал, получает баллы, в зависимости от того, после какой подсказки оно угадано.

^ Конкурс 5 «Знаете ли вы...?» Слайд 10

На слайде области применения вещества, команды отгадывают

В нашем девизе сказано «Мало знать(вы свои знания показали), надо и применять». Теперь вам предстоит по схеме применения вещества отгадать его. Картинка будет для каждой команды своя, если правильно ответили – 2 балла, если неправильно - даётся возможность ответить другой команде

1. метан

2. этилен

^ Конкурс 6 «Что горит?» Слайд 1

(На листочке подписывают вещества и сдают консультанту для проверки)

Вам будет предложено три видеофрагмента под номерами. Ваша задача на листочке написать какое вещество сгорает на каждом фрагменте. Максимально можно получить 3 балла.

  1. этилен

  2. метан

  3. ацетилен

Конкурс 7 «Кот в мешке» Слайд 12

(Каждый работает самостоятельно, в конце урока листочки сдаются учителю на проверку)

Индивидуальный конкурс. Он будет оценен на следующем уроке и не повлияет на общекомандный зачет. Пока вы решаете, мы подведем итоги.

  1. Составьте формулы четырех изомеров пентина, назовите их

  2. Осуществите цепочку превращений

С2Н4 → С2Н5Сl → C4H10 → CO2

  1. Исправьте ошибку

СН3 – СH = С – СН – СН3

│ │

СН3 СН2

│ 3-метил-4-этилпентен-2

СН3


  1. Подведение итогов Слайд 13

Команды получают призы

Победители награждаются шоколадками, проигравшие - шоколадками поменьше.

За урок каждый получит 2 оценки за письменные работы, а также можно оценить активных членов обеих команд.

  1. Д/з подготовиться к к/р

Повторить §§ 3-8