velikol.ru
1




ВВЕДЕНИЕ

Почему мы с особым удовольствием слушаем одних преподавателей и с большим трудом других, если и те, и другие одинаково хорошо разбираются в преподаваемом предмете? Какой тембр голоса преподавателей наиболее приятен для слуха учащихся? На сегодня назрела необходимость единого требования к физическим характеристикам голоса преподавателей, так как, по мнению многих учащихся характеристики голосов преподавателей влияют на усвоение материала.

Цель: изучить влияние физических характеристик голоса преподавателей на усвоение материала учащимися


Задачи:

  • Изучение характеристик звука;

  • Выявление наиболее благоприятных и неблагоприятных голосов для усвоения материала методом анкетирования;

  • Изучение тембров голосов преподавателей;

  • Измерение уровня громкости голосов преподавателей;

  • Анализ результатов и вывод


Объектом исследования являются преподаватели «Профессионального лицея №5»

^ Предметом исследования являются голоса преподавателей

Практическая значимость: выявление наиболее неблагоприятных голосов для восприятия учебного материала учащимися и дальнейшая работа по их устранению

Первая глава посвящена изучению звука и его характеристик. Во второй главе описывается исследование физических характеристик голосов преподавателей



  1. ^ Звук. Характеристики звуковых волн

Звук – это волнообразное давление воздуха. Если бы не было воздуха, мы бы не слышали никакого звука. В космосе нет звука. Мы слышим звук потому, наши уши чувствительны к изменению давления воздуха – звуковым волнам. Когда вы хлопаете в ладоши, воздух между ладонями выталкивается и создается звуковая волна. Повышенное давление заставляет молекулы воздуха распространяться во все стороны со скоростью звука, который равен 340 м/с. Когда волна достигает уха, она заставляет вибрировать барабанную перепонку, с которой сигнал передается в мозг и вы слышите хлопок. Хлопок – это короткое одиночное колебание, которое быстро затухает.

Источником звука является какое-либо тело, колеблющееся с частотой от 17 до 20000 Гц. Именно эта частота вызывает у человека ощущение звука. Между колеблющимся телом(источником звука) и ухом необходима упругая среда, в которой идет звуковая волна. Звуковые волны являются продольными механическими волнами и представляют с собой чередование сгущений и разрежений среды.

Скорость распространения звуковой волны зависит от свойств среды, в которой она идет, т.е. от характера связи между частицами среды. В металле звук распространяется быстрее, чем в воде, а тем более быстрее, чем в воздухе при нормальных условиях, так как в металле частицы ближе к друг другу и быстрее передают энергию при колебаниях.

Характеристики звуковых волн бывают – объективные и субъективные.(4)

Физические характеристики звука

Объективные

Субъективные

  • Звуковое давление

  • Спектр звука

  • Интенсивность звуковой волны

  • Громкость

  • Высота звука

  • Тембр звука

Восприятие звука субъективно: один и тот же звук два человека могут воспринимать по-разному. Например, одному звук кажется нормальным, а другому очень громким. Поэтому мы будем рассматривать субъективные характеристики звука. Мы еще называем эти характеристики физическими свойствами звука:

  • :Громкость звука зависит от амплитуды звуковых колебаний:

слабый звук сильный звук


Единицу громкости называют белом(Б) в честь физика Генриха Бела. Однако на практике пользуется дольной единицей – децибелом(дБ). Весь диапазон воспринимаемых ухом звуковых волн соответствует громкости от 0 до 130 дБ.(7)

Уровень громкости

Соответствие

10 дБ

шепот

20-30дБ

норма шума в жилых помещениях

40 дБ

спокойная беседа

50 дБ

разговор средней громкости

60 дБ

лектор

70 дБ

шум пишущей машинки

80 дБ

шум работающего двигателя грузового автомобиля

100 дБ

громкий автомобильный сигнал на расстоянии 5-7 м

120 дБ

разрыв артиллерийского снаряда

130 дБ

порог болевого ощущения

Громкие звуки не безвредны для нашего организма. Установлены санитарные нормы для допустимого шума. Согласно этим нормам уровень громкости шумов не должен превышать 30-40дБ, что соответствует уровню громкости речи при спокойной, тихой беседе. Звук громкостью свыше 180 дБ может даже вызвать разрыв барабанной перепонки.

  • Высота звука зависит от частоты колебаний чем выше частота звука, тем выше звук. И наоборот, чем ниже частота, тем звук ниже. Люди способны воспринимать весьма малые изменения частоты звука. Слух человека остается сложной и не до конца изученной системой. Мы воспринимаем звук и затем он анализируется в головном мозге. Степень точности, с которой человек воспринимает высоту звука, зависит только от тренированности и музыкальности, которая напрямую связана с характером анализа звуковых раздражений в головном мозге. Другими словами, слух (в смысле музыкальный) - это приобретенное умение человека. О нем в общем случае говорят, когда человек может назвать какую-либо сыгранную ноту и даже аккорд, т.е. способен различать звуковые интервалы по частоте и соответственно разделять звук на отдельные составляющие. (1)




  • Тембр звука позволяет нам различать два звука одинаковой высоты и громкости, издаваемых различными инструментами. По тембру мы узнаем, кто говорит, поет и т.д.(2)

Если сравнивать чистый тон с музыкальным звуком то видно, что последний состоит из множества музыкальных звуков, которые присутствуют в нем наряду с основным тоном. Эти звуки, как правило имеют меньшие амплитуды и большие частоты, чем основной тон. Такие звуки получили названия обертонов, а тембр – это окраска звука, которая придается ему обертонами.




2. Исследование голосов преподавателей

    1. Анкетирование учащихся и анализ результатов

С целью выявления тембра голоса наиболее приятного и неприятного для слуха учащихся, мы провели анонимное анкетирование среди учащихся 5(«Электрик судовой»,1 курс),15(«Электрик судовой», 2 курс), 19а,б(«Повар, кондитер,2 курс), 29а(«Повар, кондитер», 3 курс)групп. При анкетировании подтвердилось, что восприятие голоса субъективно: один и тот же голос два учащихся могут воспринимать по-разному, поэтому один и тот же преподаватель может встречаться и в той и в другой категории..

Для анонимности мы ввели условное обозначение для каждого упомянутого в анкете преподавателя, где буква П означает преподаватель, а цифра, порядковый номер по общему списку:

Заглавные буквы ФИО

Условное обозначение

ГЕА

П1

ТЛЮ

П2

КАК

П3

ЛТИ

П4

ЛАИ

П5

ИТК

П6

МВП

П7

ОВТ

П8

КОВ

П9

ЛРЗ

П10

СОГ

П11

ВГК

П12

РНВ

П13

БСГ

П14

ЗЛН

П15

НАД

П16

БИВ

П17

МЗВ

П18

РЕВ

П19

ЭМВ

П20

Из 46 преподавателей учащиеся 10 – отнесли к преподавателям, с наиболее благоприятным, а 14 наиболее неблагоприятным голосом для восприятия учебного материала.

Анкетирование в группе 5 (специальность «Электрик судовой», I курс) выявило, что:

82% учащихся считают, что тембр голоса не влияет на усвоение учебного материала. Лишь 12% в качестве преподавателя с наиболее неблагоприятным голосом выбрали преподавателя – П14.

Совсем другие данные у учащихся 2 курса специальности «Электрик судовой», группы 15:

85% считает, что тембр голоса влияет на усвоение материала учащимися. Из них 38% в качестве преподавателя с наиболее благоприятным голосом выбрали преподавателя – П3, а наиболее неблагоприятным – П7(77%)..




Далее приведем данные учащихся группы 19а,б:








Из диаграмм видно, что педагогов с благоприятными голосами 2 – П9,П3, с неблагоприятными для восприятия учебного материала голосами можно выделить 3 – П6, П17, П14.

У старших курсов специальности «Повар, кондитер» с наиболее благоприятными для восприятия учебного материала голосами лидируют – 2 педагога (П9,П4). С неблагоприятными для восприятия учебного материала голосами – 2 (П14, П15). Причем, преподаватель П14 этих учащихся в этом учебном году не обучает, но тем не менее его написали.

85% учащимся данной группы небезразличен какой голос у преподавателя при усвоении учебного материала..




В ходе анкетирования нами выявлены основные 3 педагога (П9, П3, П4) с голосами, наиболее благоприятными для восприятия учебного материала голосами и 3 педагога с наиболее неблагоприятными для восприятия учебного материала голосами(П7, П14, 15).

Сравним качество обучения этих педагогов за 2008-2009 учебный год.





Как видно из диаграмм качество обучения педагогов с наиболее благоприятными голосами чуть выше, чем у педагогов с наиболее неблагоприятными для восприятия голосами. Если сравнить успеваемость, то характеристики голоса на него не влияют.


^ 2.2 Классификация тембров голосов преподавателей

Мы попросили преподавателей произнести слово «тембр» в течении 1с, записали на диктофон, затем, дали послушать учащимся. Для классификации мы ориентировались на собственные ощущения и на ощущения опрошенных учащихся, т.к. не являемся специалистами в данном вопросе. Записи голосов преобразованы с формата amr в формат wаv с помощью программы «Total Video Converter», чтобы слово получилось в виде звуковой волны..



Голос преподавателя

Наиболее благоприятный для восприятия учебного материала

Наиболее неблагоприятный для восприятия учебного материала

Плавный (П3)

Резкий (П14)

Спокойный(П9)

Невнятный(П7)


Четкий (П4)

Тихий (П15)


Е
т

е

м

б

р
сли внимательно посмотреть тембры, то можно увидеть каждую букву в виде волны. Например, рассмотрим «Плавный» голос.




Из рисунка видно, что амплитуда колебаний меньше у гласных и больше у согласных букв. У преподавателя П7 с невнятным голосом гласные и согласные буквы имеют схожие амплитуды.

Если сравнить все 6 голосов, то видно, что из этих 6 голосов наибольшей амплитудой колебаний обладает голос преподавателя П14, следовательно самый громкий. Наименьшей амплитудой П15, следовательно самый тихий.

Выясним высоту звука каждого преподавателя. Для этого, с помощью программы «Nero Star Smart» растянем колебания и посчитаем количество колебаний, затем разделим на время в течение которого совершались эти колебания и получим значение частоты колебаний:

Голос

Число колебаний (N)

Время

(t, с)

Частота колебаний

(ν, Гц)

Резкий П14

349

0,448

779

Тихий П15

309

0,468

660

Невнятный П7

298

0,505

590

Плавный П3

329

0,417

788

Спокойный П9

326

0,445

732

Четкий П4

338

0,382

884

Самый высокие звуки у преподавателей П4, П3, П14

^ 2.3 Уровень громкости голосов преподавателей.

Кроме изучения тембров голосов преподавателей нами был измерен уровень громкости голосов преподавателей во время занятий с помощью шумомера ИШ 98с расстояния 1м. Измерение показало, что у 4% преподавателей уровень громкости лежит в пределах от 50-60дБ, у 90% в пределах от 60 – 70дБ(60дБ соответствует нормальному голосу лектора) и у 6% выше 70дБ


Выводы:


    1. 81% учащихся старшего курса считают, что физические характеристики голоса преподавателей влияют на усвоение материала учащимися;

    2. Выявлены наиболее благоприятные и неблагоприятные для восприятия учебного материала голоса преподавателей;

    3. Измерение уровня громкости голосов преподавателей во время занятий показал, что у 4% преподавателей уровень громкости лежит в пределах от 50-60, у 90% в пределах от 60 – 70дБ и у 6% выше 70дБ.

    4. Физические характеристики звука влияют на качество обучения, но не влияют на успеваемость.


Рекомендации:

Включить программу обучения студентов педагогических ВУЗов узкой специальности такие предметы как «Основы педагогического мастерства»; «Риторика»;

По возможности проводить курсы повышения квалификации и тренинги по устранению дефектов речи среди педагогов с неблагоприятными для восприятия слуха голосами


Литература



  1. Билык Е.С. masters.donntu.edu.ua/2007/fgtu/beelyk/ind/index.htm

  1. Глинская П.В. Физика для поступающих в ВУЗы/Волгоград: «Учитель». 2001

  2. Жданов А.С. Учебник по физике для средних специальных учебных заведений. – М.: Наука, 1975.

  3. Луппов Г.Д. Опорные конспекты и тестовые задания/М: «Просвещение». 1996

  4. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11. – М.: Просвещение, 1989.

  5. Пинский А.А., Разумовский В.Г. Физика и астрономия-9. – М.: Просвещение, 1999.

  6. Тейлор Р. «Шум»/М: Изд-во «Мир».1978

  7. Хорбенко И.Г. Звук. Ультразвук. Инфразвук. – М.: Знание, 1986.

  8. Чедд Г. «Звук». /М.: Изд-во «Мир». 1975

  9. Яворский Б.М., Селезнев Ю.А. Справочное руководство по физике. Для поступающих в вузы и для самообразования. – М.: Наука, 1989.