velikol.ru
1

Развивающее занятие по русскому языку (2 класс)

«Словарный экспресс».


Цель: формирование мотивации учащихся к изучению русского языка.


Оборудование:

  • Изображение железнодорожного пути с обозначением станций;

  • Изображение поезда;

  • Карточки с заданиями;

  • Разноцветные листья деревьев;

  • Изображения стволов дуба, березы, клена.


Ход занятия:

Педагог и дети стоят около доски.

- Ребята, наше занятие я хотела бы начать с очень интересной истории. Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно себе представить когда. В те далёкие времена на всей земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди: в некоторых пещерах обитали медведи.

Долго ли, коротко ли, но древние люди каким-то образом выселили древних Топтыгиных из их медвежьих углов. Огляделись люди по сторонам и вдруг увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит, на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение.

Именно так представляют себе некоторые учёные начало дороги к письменности.


Минули тысячелетия, века. Все народы, населяющие нашу планету, имеют свой язык и письменность.

Мы с вами, живущие в России, обладаем бесценным сокровищем – это русский язык. Любой язык не может существовать без слова. Слово – это то, что нельзя заменить ничем другим. Мир слов многообразен, уникален, до конца не разгадан, а потому так интересен.

И сегодня мы с вами узнаем много нового о словах. Я приглашаю вас отправиться в путешествие на нашем «Словарном экспрессе».

Но прежде чем пассажиры займут свои места, нужно ответить на вопрос. Это и будет вашим билетом на экспресс.


^ Вопросы для пассажиров:

1 вагон – из чего состоят слова? (звуков)

2 вагон – какие бывают звуки? (гласные и согласные)

3 вагон – сколько букв в русском алфавите? (33 буквы).

Все заняли свои места. В путь!


Наш экспресс прибывает на первую станцию – «Страна загадок про слова».


Задание № 1: угадать пары слов, отличающиеся только одной буквой.


1 - С буквой «У» - на мне сидят,

С буквой «О» - за мной едят.

(стул – стол)


2 - С буквой «Т» - весенний месяц это,

А вот с «С» - огромная планета.

(март – марс)


3 - С буквой «Г» - я по небу лечу,

С буквой «В» - детишек я лечу.

(грач – врач)


Задание № 2: отгадать слово по его определениям.


  1. белый, чёрный, пышный, румяный, свежий, чёрствый, ржаной, пшеничный. (хлеб)




  1. ночной, дневной, детский, массажный, обувной, заварной, масляный. (крем)




  1. белая, серая, юркая, летучая, полевая, компьютерная. (мышь)


А мы отправляемся дальше. Наш экспресс прибывает на станцию «Остров правописания».


Задание № 3: вставить пропущенные гласные, подобрав и записав проверочные слова.


1 - П ля – (поле) 2 - С ды – (сад)


Гр бной – (гриб) Т гровый – (тигр)


М ря – (море) П рямой – (прямо)


3 - Ст лы – (стол)


Л сной – (лес)


Д ловой – (дело)


Задание № 4: из каждого слова «выньте» по одному звуку так, чтобы получилось новое слово с другим лексическим значением.


Склон – (слон) Беда – (еда)


Краска – (каска) Экран – (кран)


Тепло – (тело) Полк – (пол)


Продолжаем путешествие.

Станция «Зелёная зона».

Нетрудно догадаться, почему станция имеет такое название. Посмотрите, кругом растут деревья. Но все деревья растеряли свои листья. Листочки рассыпались, перемешались. Нужно вернуть каждому дереву его листочки. А вот пассажиры какого вагона, какому дереву будут помогать мы сейчас узнаем.


Задание № 5: по описанию, узнать, о каком дереве идёт речь.

^ Педагог зачитывает описания деревьев.


Итак, пассажиры 1 вагона возвращают листья дуба, 2 вагона – клёна, 3 вагона – берёзы.

Но сначала, отгадайте загадку:

И тонок, и долог,

А сядет – в траве не видать.

(дождь)


Ребята, а как вы думаете, почему я загадала вам эту загадку и как она может быть связана с деревьями? (дождь поливает деревья водой, это питание для деревьев).

Вот это слово «вода» и поможет нам вернуть листья.


Задание № 6: подобрать и записать на листьях однокоренные слова к слову «вода».


^ Каждый ребёнок находит лист своего дерева и записывает на нём однокоренное слово и прикрепляет на изображение дерева.


Все по вагонам! Мы отправляемся дальше. А вот и конечная станция нашего путешествия – «Пословицы и поговорки».

И вновь я хочу вернуть вас на много-много лет тому назад. В Африке жил народ – эве. Он создал специальное рисуночное письмо для записи своих пословиц.

^ Педагог показывает рисунок, на котором изображена иголка с ниткой и кусок ткани.

Этим рисунком эве обозначали пословицу: «Иголка сшивает большие полотнища». Это пословица о том, как надо ценить полезные маленькие вещи. А как вы думаете, какая русская пословица выражает эту мысль? («Мал золотник, да дорог», «Мал, да удал»).


Задание № 7: расшифровать пословицу, изображённую на рисунке.


1 – У семи нянек дитя без глазу.

2 - Семеро одного не ждут

3 – Семь раз отмерь, один – отрежь.


Вот и закончилось наше путешествие.


Л.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после

весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».

Изучение русского языка – великое дело. Вы только в начале этого трудного, но интересного пути. И впереди вас ждёт немало удивительных открытий.