velikol.ru
1

Что дает младенцу природа?

Для ответа на этот вопрос следовало бы провести такой эксперимент, в котором дети с первых дней жизни росли бы в условиях изоляции от взрослых: не слышали бы человеческой речи, не вступали бы в общение с другими людьми. Если бы в таких условиях дети заговорили бы примерно в те же сроки, речевую способность можно было бы считать действительно врожденной, заложенной в человеке самой природой. Понятно, что ни один родитель не позволит провести с ребенком такой рискованный эксперимент. Однако в истории человечества подобные эксперименты ставились неоднократно. Так, например, один император решил точно установить, на каком языке заговорят дети сами по себе, если им не навязывать никакой речи извне, - на латыни, греческом или немецком. Для этого он отобрал несколько здоровых младенцев. Велел кормить по-королевски, содержать в абсолютной чистоте, выполнять все их желания, но… не играть и не разговаривать с ними. Однако эксперимент не удался, потому что никто из детей не дожил и до двух лет, и не произнес ни одного слова. Таким образом, для того чтобы заговорить, недостаточно родиться человеком. Вместе с тем речь развивается только у человека, и никакое животное ею не овладевает. Важной врожденной предпосылкой развития речи является особая избирательность новорожденного младенца к звуковой слышимой речи. Еще в период внутриутробного развития создаются благоприятные условия для ее формирования. Дело в том, что околоплодные воды хорошо проводят звук, и первыми близкими и родными становятся звуки материнского голоса. Вот почему ожидающей ребенка женщине так важно быть спокойной и радостной и в разговоре тоже. Слуховой опыт еще неродившегося младенца можно расширить звуками музыки, пением, собственной игрой на музыкальных инструментах. Внутриутробное развитие может не только способствовать будущей речи, но и, напротив, в дальнейшем служить причиной ее задержки. Так, например, в небольшом японском городке частыми стали случаи появления на свет глухих детей. Причем число их из года в год возрастало. Оказалось, что причиной явилось близкое расположение построенного недавно аэродрома, день и ночь жители слышали непрекращающийся гул и рокот самолетов. В результате еще не родившиеся дети оглохли, тем самым, оградив себя от неприятных и травмирующих звуков. Но среди всех звуков голос матери вызывает сосредоточение и специфическую активность сразу двух анализаторов – зрительного и слухового. И в дальнейшем ребенок всегда предпочитает звуки человеческого голоса всем остальным звукам. Вместе с тем наличие избирательного отношения к звукам человеческой речи само по себе не может быть решающим условием развития активной речи. Оно может исчезнуть за 2-3 месяца, если после рождения ребенок не слышит человеческой речи, т.к. эта способность не является природно-заданной, а формируется под влиянием окружающих условий. Пластичность нервной системы ребенка, отсутствие каких-либо врожденных форм поведения служат основой быстрого и легкого вхождения ребенка в любую культуру, усвоения любых знаний , навыков и умений. Именно пластичность нервной системы маленького человека делает его открытым для внешнего мира, для овладения способами и формами человеческой деятельности вообще и человеческой речи в частности.