velikol.ru
1

Экзаменационная работа по русскому языку

7 класс


Комплексный анализ текста

Вариант 1

Соловей и лягушка

(1)Журчал в кустах ручеек. (2)Жила в ручье лягушка. (3)А в кустах – соловей.

(4)Только солнце садилось на лес – лягушка и соловей начинали петь. (5)Лягушка урчала и квакала, а соловей щелкал и свистел.

(6)Конечно, соловей не лягушка. (7)Ему, наверное, было противно слышать ее, поэтому он свистел и щелкал все громче и громче.

(8) Но и лягушка не соловей: она, наверное, боялась, что ее из-за свиста не слышно, и тоже все громче квакала и урчала.

(9)До того раззадорятся – гул и стон!

(10)Соловей раскат за раскатом – только листики вздрагивают. (11)Лягушка надрывается – даже рябь по воде.

(12)А ты стоишь и слушаешь, хоть и грызут тебя комары.

(13)Все на лягушку сердились: не дает соловья толком послушать! (14)И в ладоши хлопали, и камни в ручей бросали. (15)А ей хоть бы что.

(16)Но вдруг она сама замолчала. (17)Наверное, ее уж сожрал. (18) Толстенный пятнистый уж жил в этом ручье.

(19)Все очень обрадовались: вот теперь – то мы послушаем голосистого соловья!

(20) Вечер за вечером опускается на тугай, и тишь, и покой, а соловей все никак не распоется. (21)Посвистит, пощелкает – и умолкнет. (22)И все как-то вполсилы, лениво и нехотя. (23)И как-то небрежно, с помарками, кое-как. (24)Ни листик от свиста не дрогнет, ни сердце. (25)Наверное, спорить ему стало не с кем – он и размяк. (26)Худо стал петь: дрябло, сонно и вяло. (27)Хоть лягушку в ручей подбрасывай!

(Н. Сладков)


Тугай – приречные леса на крупных реках пустынной и полупустынной зон Средней и Центральной Азии.


  1. Определите тип текста.

  2. Определите стиль текста.

  3. Из предложений 1-5 выпишите все слова (самостоятельные части речи), в которых все согласные твердые.

  4. Выпишите из текста разговорные и просторечные слова.

  5. Выпишите из текста слова с орфограммой «Употребление Ь на конце существительных после шипящих» и укажите род существительных.

  6. Найдите в предложениях 1-8 имя существительное, которое не имеет формы множественного числа, и выпишите его.

  7. Выпишите из предложений последнего абзаца (20-27) все местоимения и определите их разряды.

  8. Выпишите из текста глагол в форме повелительного наклонения, употребленный в значении изъявительного.

  9. Найдите в тексте наречие в сравнительной степени и выпишите его.

  10. Среди предложений 1-11 найдите усилительную частицу и выпишите ее.

  11. В каком предложении автор передает звуки, издаваемые соловьем и лягушкой? Укажите его номер.

  12. Удавалось ли вам слышать что – то подобное? Расскажите об этом.



Экзаменационная работа по русскому языку

7 класс


Комплексный анализ текста

Вариант 2

Заячий сон

  1. Под кустом тамариска, в холодке и тени, - заяц. (2) Ушки на спине, пухлый подбородочек на лапках. (3) Спит.

(4) Будь я зайцем, я бы не смог так спокойно дремать. (5) Тут и лиса, и орел, и волк.

(6) Заяц дремлет, притенив ореховые глаза свои очень длинными, чуть изогнутыми ресницами.

(7) От меня до зайца – ногой достать. (8) Он проспал мой подход.

(9) Вдруг усы у зайца зашевелились, носик смешно зашмыгал, изогнутые ресницы медленно приподнялись.

(10) Я замер. (11) Но заяц почуял недоброе. (12) Ушки взлетели торчком, лапки задние напряглись, как два взведенных курка. (13) А глаза полезли на лоб!

(14) Прекрасные, ореховые, с искоркой золотой заячьи глаза вздулись, как детские резиновые пузыри! (15) Заяц стал похож на сову. (16) Глаза налились темным страхом, они прямо разбухли от ужаса: вот-вот как две набрякших слезы перельются через край и капнут в траву!

(17) Я не дышал. (18) Я не моргал. (19) Так я перепугался за зайца.

(20) А заяц вдруг успокоился. (21) Расслабился, успокоился и опустился на землю. (22) Поерзал, угнездился и задремал. (23) И посветлевшие глаза его снова осенили ресницы. (24) Так и казалось, что он сейчас скажет: (25) «Уф, и примерещится же такое!»

(26) Меня, неподвижного, он просто принял за пень.

(Н. Сладков)


  1. Определите тип текста.

  2. Определите стиль текста.

  3. Из четвертого предложения (4) выпишите слова, все согласные в которых звонкие.

  4. Найдите в тексте устаревшее слово со значением покрыть густой тенью, мраком и выпишите его.

  5. Выпишите из текста слова с разговорной окраской.

  6. Найдите в тексте и выпишите прилагательное, употребленное в роли существительного.

  7. Найдите в тексте краткое прилагательное и выпишите его.

  8. Выпишите из текста притяжательное(-ые) прилагательное(-ые).

  9. Найдите в тексте глагол в форме повелительного наклонения, который употреблен в значении условного наклонения, и выпишите его.

  10. Выпишите из текста все причастия, укажите их основные грамматические признаки (действительное или страдательное, настоящее или прошедшее время).

  11. Написание каких наречий в тексте требует знания орфограммы: «Правописание суффиксов наречий»? Выпишите эти наречия из текста.

  12. Удавалось ли вам встречать что-то подобное? Расскажите об этом случае.