velikol.ru
1 2


по теме «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»



Эмоции – это реакция человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.

Чувство – это своеобразное выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.

Функции: регулятивная, сигнальная (основные); мотивационная; оценочная, стимулирующая; защитная; коммуникативная.

^ Эмоции и чувства:

Астенические - переживания, снижающие активность личности

Стенические – переживания, повышающие активность личности

Положительные

Отрицательные

Эмоции носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент

Чувства человека носят социальный характер

-моральные (переживания человеком его отношения к другим людям, обществу);

-интеллектуальные (связанные с познавательной деятельностью);

-эстетические (относительно событий общественной жизни);

-практические (связанные с деятельностью человека).

Страсти

Аффекты

Настроение

^ Формы протекания чувств и эмоциональные состояния: настроение, аффект, амбивалентность, апатия, вдохновение, депрессия, страсть , стресс, эмпатия.

^ Эмоции и чувства проявляются с помощью: мимики, пантомимики, жестов, изменений интонации и тембра голоса – возникновение и проявление эмоций и чувств всегда связано со сложной комплексной работой коры головного мозга, подкорки и вегетативной нервной системы.



^ Фундаментальные эмоции человека

( по К.Е. Изард )

Обозначение

Эмоций

Содержательная характеристика

1

2

Радость

Положительное эмоциональное состояние , которое связано с возникновением возможности в достаточно полной мере удовлетворить актуальную потребность , вероятность чего до настоящего момента была либо невозможной , либо неопределённой. Одна из максимально желаемых человеком . По своей сути является в большей степени продуктом событий и явлений , чем непосредственным устремлением.

Удивление

В зависимости от ситуации может характеризоваться как положительная , так и отрицательная эмоциональная реакция. Возникает в ответ на внезапно возникшие обстоятельства , вызывая торможение всех предыдущих эмоций и направляя всё внимание человека на объект , вызвавший его . При определённых обстоятельствах может переходить в интерес .

Страдание

Отрицательно окрашенное эмоциональное состояние . Появление связано с получением достоверной ( или недостоверной ) информации о невозможности удовлетворения жизненно важной потребности , которое до настоящего момента представлялось в той или иной степени возможным .Характеризуется появлением чувства одиночества , опустошения , снижением активности , жалостью к себе .

Гнев

Отрицательно окрашенное эмоциональное состояние , которое может быть вызвано внезапно возникшим большим препятствием на пути удовлетворения исключительно важной для человека потребности .Проявляется в виде сильной внешне выраженной реакции ( покраснение , учащение пульса) , сопровождается появлением чувства силы , часто неконтролируемой агрессии по отношению к препятствию или объекту , его воплощающему.

Отвращение

Отрицательное эмоциональное состояние . Вызывается определённым объектом (предметом , человеком , обстоятельством) , непосредственное взаимодействие с которым( физический контакт , наблюдение 0 резко противоречит с принципами (идеологическими , нравственными или эстетическим ) установками человека. Способствует возникновению непреодолимого желания избавиться от объекта , его вызвавшего .В сочетании с гневом может выступать мотивирующим фактором для агрессивного поведения.

Презрение

Отрицательное эмоциональное состояние , вызываемое взглядами , жизненной позицией и поведением объекта в процессе общения с ним , которые представляют субъекту общения не соответствующими принятым нормам и правилам , его собственным установкам и ценностям . Приводят к деперсонализации объекта , вызвавшего данное эмоциональное состояние .

Страх

Отрицательное эмоциональное состояние . Может быть вызвано получением информации о реальной или предполагаемой угрозе жизненному благополучию , целостности субъекта . Стимулирует развитие неуверенности человека в своих силах и возможностях , может парализовать волю к действию . Но в других случаях, в зависимости от личностных особенностей человека и конкретных обстоятельств , может способствовать повышению активности.

Стыд

Отрицательное эмоциональное состояние , вызываемое осознанием человеком несовпадения собственных мыслей , желаний , поступков, внешности с ожиданиями окружающих и своим собственными.

Вина

Отрицательно окрашенное эмоциональное состояние , появляющееся при нарушении моральных и ( или ) этических норм субъектом в ситуации , за которую он несёт личную ответственность.

Интерес

Положительное эмоциональное состояние , которое стимулирует развитие навыков и умений , способствует приобретению знаний , выступает мотивом обучения , побуждает к творческим устремлениям . Интерес, проявляемый по отношению к другим людям , способствует развитию эмоционально насыщенных межличностных отношений.



^ Шкала дифференцированных эмоций К. Изарда

(модификация С.И. Калинина)


Основная эмоция

Градация основной эмоции

Синонимы

Радость

Удовольствие-радость-ликование

Отрада, удовлетворение, наслаждение, блаженство, веселье, счастье, восторг, упоение.

Удивление

Удивление-изумление-поражение




Интерес

Внимательность-интерес-увлеченность

Заинтересованность, собранность, концентрированность; занимательный, любопытный; фиксировать, вникать, сосредоточиться.

Горе

Печаль-уныние-горе

Подавленность, скука, страдание, скорбь, горесть, тоска, грусть.

Гнев

Раздражение-гнев-ярость

Злоба, недовольство, возмущение, бешенство; сердитый.

Страх

Испуг-страх-ужас

Боязнь, трепет, жуть, тревога, беспокойство, опасение.

Стыд

Застенчивость-робость-стыд

Сожаление, раскаяние; смущаться, конфузиться, стыдиться, стесняться.

Отвращение

Неприязнь-отвращение-омерзение

Чувство брезгливости, гадливость; скверный.

Презрение

Презрение-пренебрежение-надменность

Напыщенность, спесь, чванство, заносчивость, кичливость.

Спокойствие




Тихий, безмятежный, невозмутимый.



^ Основные характеристики формирования эмоциональной сферы детей раннего возраста от1года до 3 лет:

-отсутствие эмпатии;

-характерные эмоциональные реакции отсутствует соподчинение мотивов,

связанные, с непосредственными желаниями;

-эмоциональная обусловленность конкретной ситуацией: может ли получить предмет, успешно ли действует с игрушками, помогает ли ему взрослый;

-отсутствие соподчинения мотивов;

-ребенок не в состоянии принять решение, сделать выбор;

-присутствует эгоцентризм;

-зарождается самосознание (узнавание себя в зеркале, называние себя по имени, переживание кризиса 3-лет «Я сам», употребление в речи местоимения «Я»);

-появляется первичная самооценка «Я хороший», как правило, в этом возрасте она максимально завышена;

-восприятие аффективно окрашено;

-включаясь в действия, ребенок не предвидит последствий и не переживает по поводу поступка и его последствий;

-важна оценка взрослого (похвала – отрицание);

-реакция на оценку взрослого, аффект - последнее звено в цепочке реакций.


^ Особенности формирования эмоциональной сферы у детей от 3 до 7 лет:


-более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия;

-эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями: желание - представление - действия – эмоция;

-эмоциональные процессы более управляемые;

-развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым). При отрицательном результате действий возникает неодобрительная оценка взрослого, что может повлечь за собой развитие тревожности. При положительном результате действия ребенок получает положительную оценку взрослого, что вызывает позитивный эмоциональный стимул для дальнейшего поведения;

-аффект – первое звено в цепочке реакций;

-происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям, связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конечного результата;

-самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха, но к моменту обучения в школе уровень самооценки снижается;

-соподчинение мотивов (мотивы приобретают разную силу и значимость), появление новых мотивов (мотив достижения успеха, соревнование), складывается индивидуальная мотивационная система (выделяются доминирующие мотивы, формируется иерархия, выделяются социальные мотивы: достижение успеха, интерес к достижению деятельности);

-появляется способность оценивать свое поведение.


Изучение эмоциональной сферы ребенка.


Задание 1

Изучение особенностей использования детьми мимики, пантомимики при демонстрации заданной эмоции (проводится индивидуально).

^ Первая серия. Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.

Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы 1.


^ Вторая серия. Ребенку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был веселым, грустным, испуганным, сердитым, удивленным. Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания или отказа от выполнения предыдущего.

В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребенок. Знаком «+» обозначают используемое ребенком выразительное средство во время изображения предъявленного героя.

^ Обработка данных.

Анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии исследования.


Задание 2

Изучение выразительности речи (проводится индивидуально).

Ребенку предлагают произнести фразу «У меня есть собака» радостно, грустно. Испуганно, сердито, удивленно.

Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы 3.

^ Обработка данных.

Делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передачи разных эмоциональных состояний


Задание 3

Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций (проводится индивидуально).

Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «какое это лицо?»

Ответы записывают в таблицу 4.

^ Обработка данных.

Выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.


Задание 4

Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей (проводится индивидуально).

^ Первая серия. Ребенку предлагается ответить на вопросы:

-Когда бывает интересно?

-Когда человек удивляется?

-Когда человек получает удовольствие?

-Когда бывает стыдно?

-Когда бывает страшно?

-Когда человек злиться?

-Когда бывает радостно?

-Когда у человека горе?


Ответы заносят в таблицу 5.


^ Вторая серия. Ребенку предлагается ответить на вопросы:

-Как ты думаешь, почему детям больше нравится книги с картинками?

-Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?

-Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?

-Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?

-Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?

-Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее кость?

-Что чувствует мальчик, если ему подарят «Денди»?

-Что почувствует человек, если него пропадет любимая собака?


Ответы заносят в таблицу 6.

^ Обработка данных

Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серии исследования.


Задание 5

Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния (проводится индивидуально).

Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.


^ Обработка данных

Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величину изображения, использование цвета.


Страх:

-приход в детский сад;

-незнакомая, удивительная игрушка;

-поломка игрушки;

-плач, крик, сверстника, друга;

-нападение сверстника, друга;

-неуспешность в деятельности;

-незнакомые звуки;

-запрет, ругань, крик со стороны взрослого;

-незнакомое помещение;

-появление и приближение незнакомых взрослых или детей.

Гнев:

-уход матери, близкого человека;

-желание иметь что-то, чем обладает сверстник;

-желание иметь что-то, чем обладает взрослый;

-желание иметь что-то, что нельзя взять;

-сложная в использовании игрушка, поломка игрушки;

-внимание близкого обращенного на другого ребенка;

-другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразниться, прячет игрушку;

-сверстники не принимают в игру;

-неуспешность на занятиях;

-воспитатель забирает игрушку, обижает, ругает;

физическое наказание;

-наличие препятствия.

Радость:

-приход в детский сад/домой;

-выполнение задания, действия;

-восприятие собственного отражения в зеркале;

-восприятие отражения другого ребенка, друга в зеркале;

-сверстник дурачится;

-внимание, похвала другого человека при взаимодействии и общении;

-совместная игра;

-смешные незнакомые звуки;

-воспитатель заигрывает с детьми, веселит их.

Печаль:

-приход в детский сад;

-уход матери, близкого взрослого;

-игра, общение со сверстниками;

-невнимание со стороны взрослого;

-наказание, порицание взрослого;

-трудности при выполнении задания;

-сверстники не принимают в игру.

Интерес:

-приход в группу, прогулка;

-незнакомый взрослый;

-незнакомый сверстник;

-новая игрушка;

-незнакомая игра;

-рассказ взрослого или показ чего-либо;

-проявление интереса на прогулке, во время занятий к предметам окружающей среды, явлениям природы;

-подготовка к праздникам.

Удивление:

- появление чего-либо/кого-либо в группе.

-незнакомая игрушка;

-на занятиях (на прогулке) услышал или увидел что-то новое;

-новая игра;

-знакомый сверстник, друг ведет себя по другому;

-близкий взрослый общается иначе.


^ Психологические методы:


1 Сказкотерапия – это самый древний психологический и педагогический метод. Он оказывается эффективный в работе не только с маленькими детьми, но и со взрослыми. В сказках описаны основы безопасной и созидательной жизни. Даже простое чтение сказки даёт удивительный эффект и помогает преодолевать жизненные трудности

Современному ребёнку мало просто прочитать сказку, поговорить о её сюжете, о героях. Сказку необходимо осмыслить, вместе с детьми искать и находить скрытый смысл – уроки. Сказкатерапия – суть её в процессе образований связей между сказочными событиями, героями и поведением в реальной жизни, т.е. это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. В сказках можно найти полный перечень всех жизненных проблем и ситуаций, которых ребёнок усваивает. Слушая сказки ребёнок накапливает в своём подсознании и при необходимости применяет в жизни.

В процессе сказкотерапии можно использовать разные жанры: притчи, былины, мифы, анекдоты и др. Типы сказок использующиеся в сказкотерапии: Художественные – народные, авторские – дидактические, психотерапевтические, медитативные, психологические.

^ Художественные сказки – их древняя основа – единство человека и природы несут в себе важные идеи мироустройства: 1) окружающий нас мир – живой. 2) все имеют право на собственную жизнь. 3) разделение добра и зла и победа добра. 4) всё самое ценное даётся через испытание, а что далось даром быстро теряется. 5) вокруг много помощников.

^ Дидактические сказки – они создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. В роли героев – цифры, буквы. В них раскрывается смысл и важность определённых знаний.

^ Психологические сказки – создаются для мягкого влияния на поведения ребёнка. Коррекционный смысл их в том, что происходит замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснения ребёнку смысла происходящего. Их создают сами психологи.

Психотерапевтическиеэто сказки врачующие душу, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий, помогающий увидеть жизнь с другой, скрытой стороны. Многие из них посвящены проблемам жизни и смерти и т.д.

Медитативныеони создаются для снятия психо-эмоционального напряжения для накопления положительного опыта, положительных моделей взаимоотношений и т.д. В них нет конфликтов и злых героев. 1 вид. Они строятся по типу путешествия. И 2 вид сказки в которых отражены идеальные отношения между родителями и т.д.


Игротерапия – это использование игры для коррекции тех или иных выражения «Я». В дошкольном возрасте это направление занимает одно из ведущих средств, поскольку игра в данном возрасте является ведущим видом деятельности. Игротерапия – индивидуальная, – коллективная, – директивная – взрослый руководит игрой. Педагог выступает в качестве организатора и транслятора её символического значения, – не директивная – спонтанные игры самих детей Ролевая гимнастика. Уже в 3–4 года дети осваивают ролевые действия: походить как кошка, помяукать и т.д. Пальчиковые игры. Происходит обучение элементарной техники, выразительных движений, управление своим телом. 5–6 лет используют ролевые образцы т.е. ребёнок полностью принимает роль сказочных героев, животных, неодушевлённых предметов. При этом он использует голос, мимика, жесты, движения.

б) Психодрама. – это разыгрывание по ролям каких либо сюжетов. Пальчиковая драмматизация – разыгрывание сюжетов с помощью пальцев.


следующая страница >>