velikol.ru
1


Эссэ

Познавая мир, познай себя!

Принцип единства, устанавливает принципиальную нераздельность человека и природы, неотделимость его (и всего живого) от биосферы «ни на минуту», внутренний- духовный мир человека есть всегда эколого- психологическая реальность Только в ней и развивается личность человека.

В.И. Вернадский

Гармония природы и человека... В чём она, как её достичь, сохранить, упрочить?... Да, Земля наша не столь велика, как кажется. При нынешних скоростях облететь её можно за полтора часа. «Вы обитатели одной планеты. Пассажиры одного корабля,» - с такими словами обратился однажды к землякам французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. У корабля «Земля» нет аварийного выхода. Мы стремительно летим на этом корабле в будущее, не успевая задуматься, какой оставим след? Что передадим нашим детям?

С каждым днем растет наш долг перед современным поколением. А что мы им должны? То, что взяли у наших дедов. Чистые леса и реки, плодоносящие поля, воспитание на основе законов природы, которым отличалась народная педагогика. Именно она стояла у истоков развития биологической науки, наводила порядок в головах людей: теоретиков, практиков, исследователей. Воспитывала их с целостным сознанием, с убеждением того, что всё в природе - и человек тоже! - подчиняется её единым и неизбежным законам.

Это позволяет нам, педагогам, преподавателям, воспитателям и экологам говорить о необходимости формирования у поколения next нового мышления, соответствующего естественнонаучной школе. Экологическая безграмотность современного общества, технологический диктат по отношению к природе - это следствие непонимания объединенности и взаимосвязи всех отраслей науки и жизни. Поэтому в современной педагогической практике преподавания естественных наук, и биологии в том числе, более важным является не универсальный набор знаний об окружающем мире и природе, а сформированный у каждого ребенка новый тип мышления, обеспечивающий понимание единства биологического, социального, гуманитарного начала человечества. Суть этого мышления, в отношении к природе, миру будущего общества, в



сохранении и развитии таких нравственных качеств, которые заставляют каждого ребенка почувствовать себя частицей природы.

Каждый из нас, преподавателей, чей предмет открывает ребенку дверь в мир Природы и Науки, должен сознавать это, сознавать и действовать. Биологическое, ноосферное образование человека начинается со Школы, в которой ребёнок, познавая мир, в первую очередь, познает самого себя, учится жить в гармонии с обществом, природой, с самим собой.

Гармония единства природы и человека в ответе на вопрос «С чего начинается Родина?» Малая Родина для каждого из нас начинается с природы родного края. Я глубоко признателен людям, которые изучают природу моего Парабельского Приобъя, их книги я открываю и читаю вместе с моими учениками с большим интересом. Не только книги ученых, но и самостоятельные исследовательские работы моих учеников - вклад в изучение нашего края, в котором чувствуется подлинная любовь к своей малой Родине - Парабели; скромный патриотизм людей мыслящих и трудолюбивых. Карл Линней, С.Г.Навашин, Н.И.Вавилов и многие другие изучали и изучают природу родной земли, учу познавать её и своих учеников, которые, в свою очередь, внесут лепту наследников и преемников поколений, живших на земле нашей малой Родины.

Мы не ведаем, какими путями пойдут дальше по жизни наши ученики. Мы не ведаем, как сложится их карьера, а тем более личная жизнь, но мы всегда должны знать, что в их сердцах навсегда останется образ природы малой Родины. Этого хрупкого создания. И каждый день, стоя у доски, я пытаюсь вложить в умы и души детей красоту окружающего мира, гордость за свой народ, свою страну и интерес, просто элементарное любопытство к многоликому окружающему миру, который зовётся - Природа. Именно в этом я вижу главную цель, смысл и предназначение моего предмета.

От знакомства с маленьким лепестком, от первой самостоятельной научно-исследовательской работы дети неизбежно придут к глубокому пониманию и любви к природе, хотя выразят её по-разному: одни напишут о ней стихи и песни; другие будут растить на ней хлеб, растить детей; третьи будут её исследовать и сделают много интересных открытий.

В треугольнике взаимоотношений «наука - человек - природа» ребенок должен научиться вести себя сообразно своей человеческой природе, как человек-исследователь, человек-созидатель, соотнося свои действия с окружающей средой, так как сам есть часть мира флоры и фауны. Хочется развить в каждом здоровую




самодостаточность, заложить навыки рефлексии и анализа, научить оценивать свои цели и способы действий, предвидеть результаты своей деятельности и нести за все это ответственность перед предками, современниками и потомками.

Когда доносишь до детского сознания слова: «Я сорвал лепесток - и он завял; я поймал мотылька - и он умер. Тогда я понял, что прикоснуться к природе нужно душой и сердцем», получаешь робкий, но искренний ответ:




Без этой сказки прожить мы не смогли бы...
О мать природа, за всё тебе спасибо!..
Там везде чудеса, там высокие небеса.
Там вокруг ни души, и речка вьётся в тиши,
И радость там глубока, и над зелёной
листвою,


Над тобою и мною там поют облака!

Оля Онофриенко