velikol.ru
1
n=073000 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство»~sz=54855;pg=1;te=Исполнение программы. В зависимости от профиля довузовской подготовки абитуриент может представить исполнение программы на музыкальном инструменте, в области вокального искусства или искусства хорового дирижирования~cat=~t=~!~
Направление подготовки 073000 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство»

Профиль подготовки: Музыкальная педагогика

Квалификация: Бакалавр
Вступительные испытания творческой направленности:

  1. Исполнение программы (вокал, дирижирование, фортепиано – по выбору абитуриента);

  2. Сольфеджио (письменно, устно);

  3. Музыкальная литература (устно), коллоквиум.

Каждый экзамен оценивается по 100-балльной шкале.
1) Исполнение программы. В зависимости от профиля довузовской подготовки абитуриент может представить исполнение программы на музыкальном инструменте, в области вокального искусства или искусства хорового дирижирования.

Исполняемая программа по степени трудности должна отвечать итоговой программе выпускника ссуза соответствующего профиля. Поступающий должен устно продемонстрировать понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

Музыкальная программа (по профилю подготовки абитуриента) предполагает:

  • на музыкальном инструменте - произведения полифонической, крупной и малой формы;

  • в области вокального искусства - ария или романс, народная песня;

  • в области хорового дирижирования - произведение для хора

a capella, произведения для хора с сопровождением.
^ Примерный перечень произведений для исполнения на инструменте (фортепиано):
Полифонические произведения:
- Бах И.С. Двухголосные инвенции;

- Бах И. С. Трехголосные инвенции;

- Щедрин Р. Произведения из «Полифонической тетради»;

- Лядов А. Каноны.
Произведения крупной формы:
- Гайдн И. Сонаты C-dur, D-dur, E-moll;

- Бетховен Л. Сонатины;

- Моцарт В. Сонатины;

Произведения малой формы:

- Мендельсон Ф. Песни без слов;

- Прокофьев С. Мимолетности, Сарказмы;

- Лядов А. Прелюдии;

- Шопен Ф. Мазурки;

- Метнер Н. Сказки;

- Черни К. Этюды ор. 299, 740;

- Мошковский Н. Этюды.
^ Примерный перечень произведений для исполнения программы по вокалу (академическое пение):

Арии и романсы:

- Даргомыжский А. Юноша и дева; Мне грустно; Я вас любил;

- Глинка М. Свадебная песня; В крови горит огонь желания;

- Гурилев А. Улетела пташечка; Сарафанчик; Отгадай моя родная;

- Моцарт В. Ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро»;

- Манфроче Н. Сердце мое;
Народные песни (на выбор).
^ Примерные перечень произведений для исполнения программы по хоровому дирижированию:

Произведения a capella:

- Эрнесакс Г. Моя страна;

- Танеев С. Венеция ночью;

- Калинников В. Зима;

- р.н.п. Как кума-то к куме.
Произведения с сопровождением:
- Глиэр Р. Травка зеленеет;

- Гречанинов А. Урожай;

- Бетховен Л. Хор из Мессы C-dur;

- Григ Э. Хор из оперы «Олаф Тригвасон»;

- Рубинштейн А. Горные вершины;

- Чесноков П. Несжатая полоса.
^ 2) Сольфеджио (письменно и устно)

Поступающий должен:

- написать диктант (одноголосный или двухголосный) в форме периода с хроматизмами и отклонениями в тональности диатонического родства.

Образец диктанта:
c:\documents and settings\пользователь\рабочий стол\изображение.jpg
- определить на слух модуляцию в тональность диатонического родства; тональный план музыкального фрагмента;

- спеть с листа одноголосную мелодию из художественной литературы, содержащую хроматизмы, отклонения и модуляции, мелодическую фигурацию, ритмические фигуры (синкопы, дуоли, триоли) в простом и сложном размерах. Образцы см. Островский А., Соловьев С., Шокин В., Сольфеджио. Ч.1. Хроматизмы и прилегающие звуки.

^ 3) Музыкальная литература (устно) и коллоквиум

Поступающий должен знать отечественную и зарубежную музыкальную литературу в объеме учебной программы по специальностям СПО в области музыкального искусства, основные этапы жизненного и творческого пути наиболее значимых композиторов, наиболее значительные явления современной отечественной и зарубежной музыкальной культуры, профессиональную терминологию. Экзамен проходит в форме ответов на вопросы, обозначенные в билетах.

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального и других видов искусства, знание теории музыки (гармонии, музыкальной формы), основ музыкальной педагогики, музыкальной терминологии. В коллоквиум может включаться также исполнение и анализ музыкального произведения (читка с листа с определением формы, гармонии). Например: Й.Гайдн или Л.Бетховен. Медленные части сонат; Ф.Шопен или А.Скрябин. Прелюдии; А.Лядов. Фортепианные пьесы; Э.Григ Лирические пьесы.

^ Исполнение музыкальной программы (по профилю подготовки абитуриента) предполагает:

100-67 баллов

а) понимание стиля и художественного образа;
б) разностороннее владение инструктивным материалом;
в) точное выполнение поставленных задач (темп, ритм, штрихи).

^ 66 - 34 баллов
Исполнение программы с недостатками:
a) стилистическими, отсутствие ритмической устойчивости, ясности намерений;
б) инструктивными: артикуляция, штрихи, умеренные темпы.

^ 33 – 21 баллов
Исполнение программы:
a) с отсутствием стабильности;
б) с однообразным звучанием исполняемых произведений;
с) с посредственным исполнением произведений инструктивного характера.

20 баллов
Отсутствие требуемого объема и уровня программы. Отсутствие необходимого минимума технических навыков.

^ Вступительное испытание по сольфеджио предполагает:
100-67 баллов

Отличное знание предмета:
- абсолютно правильная запись диктанта;
- безупречный слуховой анализ;
- выразительное, осмысленное, интонационно и ритмически
безошибочное сольфеджирование;
- свободное владение представлениями об основных элементах музыкального языка.
^ 66 - 34 баллов
Хорошее знание предмета:
- несколько звуковысотных и ритмических ошибок в диктанте, ошибки в нотной графике;
- несколько ошибок в слуховом анализе;
- небольшое количество интонационных или ритмических ошибок в сольфеджировании.
^ 33 – 21 балло
Недостаточное знание предмета:
- неправильное определение размера в диктанте, ошибки в написании мелодической линии и ритмического рисунка;
- существенные ошибки в слуховом анализе;
- интонационные и ритмические ошибки в сольфеджировании.
20 баллов
Неудовлетворительное знание предмета:
- диктант не написан;
- слуховой анализ не выполнен;
- отсутствие навыка интонирования.

^ Вступительное испытание по музыкальной литературе предполагает:

100- 67 баллов

I. Отличное знание предмета:

- четкий и уверенный устный ответ, развитая речь;

- отличные знания творчества композиторов, их музыкальных произведений;

- хорошая ориентация в стилистической специфике

исторических эпох, особенностей жанров в целом.

II. Отличные знания по вопросам коллоквиума.

^ 66 – 34 баллов

I. Хорошее знание предмета:

- четкий и уверенный устный ответ, развитая речь;

- небольшие пробелы в знании творчества композиторов, их музыкальных произведений;

- достаточная ориентация в стилистической специфике

исторических эпох, особенностей жанров в целом.

II. Хорошие знания по вопросам коллоквиума.

33 - 21 балла

I. Недостаточное знание предмета:

- неуверенный устный ответ, недостаточно развитая речь;

- фрагментарные знания творчества композиторов, их

музыкальных произведений;

- приблизительная ориентация в стилистической специфике

исторических эпох, особенностей жанров в целом.

II. Недостаточные знания по вопросам коллоквиума.

20 баллов

I. Неудовлетворительно знание предмета:

- устный ответ продемонстрировал значительные пробелы в

знаниях, неразвитая речь;

- плохое знание творчества композиторов, их музыкальных

произведений;

- отсутствие какой-либо ориентации в стилистической

специфике исторических эпох, особенностей жанров в целом.

II. Неудовлетворительные знания по вопросам коллоквиума.