velikol.ru
1

Введение


Изобретение компьютера несет человеческому обществу кардинальные изменения. Но само по себе изобретение еще не означает каких-то перемен. Последствия применения изобретений определяются тем, с какой целью и каким образом они используются. Поэтому считается, что использование компьютера на уроках без реорганизации учебного процесса нецелесообразно. Реорганизация учебного процесса, связанного с применением компьютера на уроках называется информатизацией учебного процесса.


Итак, мы рассмотрим:

  • возможности, предоставляемые компьютером для усовершенствования учебного процесса;

  • возможные варианты применения компьютеров в школе и на уроках учителями;

  • какие навыки необходимо приобрести обучающимся и учителям предметникам для использования компьютера на уроках.

1. Зачем использовать компьютер на уроках


    1. Компьютер в современном производстве


Развитые страны переходят к информационному обществу. Характерным для этого общества является увеличение доли ин­формационной составляющей в общественно-полезном труде и совокупной стоимости продуктов с одновременным уменьшени­ем количества затраченных материальных, трудовых и энергети­ческих ресурсов.

Современное производство основано на повсеместном ис­пользовании информационных технологий - компьютеров, про­грамм, средств хранения и передачи информации и т. д., что позволяет оперативно отслеживать изменения в качестве продук­ции и принимать взвешенные решения на каждом рабочем месте.

Естественно, школа должна готовить выпускников к работе в условиях современного производства - использованию информа­ционных технологий в процессе производственной деятельности. Причем главное в этом использовании заключается не в умении нажимать на кнопочки компьютера и работать с разными про­граммами, а в умении работать с информацией, проводить анализ информации, принимать взвешенные решения, доводить приня­тые решения до конечного результата и т. д.


^ 1.2. Почему обучающимся нужно применение компьютеров на уроках

Процесс перехода к информационному обществу называется информатизацией. Школа для соответствия современному произ­водству также должна перейти к обучению на основе использова­ния информационных технологий. Обучающемуся необходимо предоставить возможность поучаствовать в применении и в соз­дании современных технологий производства. Сколько бы ни рассказывали ученику о них на уроках информатики, этого будет мало, если в повседневности он не видит этого на других уроках, если сам не участвует в создании информационных технологий. Поэтому задачей информатизации образовательных учрежде­ний является не только организация обучения информатике, но и разворачивание повсеместного применения информационных тех­нологий на других предметах, ориентация кабинета информатики и деятельности учащихся на обслуживание такого применения.


^ 1.3. Почему учителям необходимо осваивать применение компьютера на уроках

Применение информационных технологий позволяет значительно повысить качество усвоения знаний обучающимися, улучшить наглядность подачи материала учителем, повысить эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания, интенсифицировать обучение.

Применение компьютеров на уроках повысит уважение и доверие к школе в глазах обучающихся, улучшит дисциплину и успеваемость.

Одним из важных этапов проведения информатизации школы является этап формирования знаний, мнений и убеждений каждого учителя-предметника в реальности перехода к обучению на основе применения информационных технологий уже сегодня в каждом предметном кабинете, в каждой школе.

Успех в реализации любого дела во многом зависит от того, с какой точки зрения смотреть на данный вопрос и на себя относи­тельно выполняемого дела. Либо это ещё одна обязанность, ещё одна ответственность или это приобретение дополнительной воз­можности по реализации своих жизненных планов, ещё одна сте­пень приобретаемой свободы, профессиональный рост, сближение с обучающимися, повышение авторитета в их глазах, совместный с обучающимися творческий процесс, наличие опорного конспекта па экране компьютера, систематизация методического материала в виде электронных опорных конспектов, открывающиеся возмож­ности по использованию опыта других и т. д. В общем, этот разговор можно продолжать и продолжать - так много дополни-тельных возможностей открывает учителю использование компьютера на уроке. Все определяется желанием учителя. Поэтому каждому педагогу предстоит найти свой интерес в этой области, попробовать углубиться в данную тему, попробовать поиграть в неё и, отбросив сомнения, подумать вместе с учащимися.

Многие из нас считают, что для нашего предмета это не применимо, да и учиться пользоваться компьютером поздновато, но накопленный нами опыт, пусть совсем небольшой – показывает, что использование элементов информационных технологий доступно каждому учителю! (пример «Окружающий мир» 4 класс). Может, стоит даже объединить усилия педагогов, для более успешного освоения информационных технологий, и, прежде всего, для преодоления психологического барьера.


^ 2. Использование компьютера в школе


2.1. Этапы информатизации школы

Компьютер начали использовать в школах Кемеровской области с 1986 года для усовершенствования учебного процесса на основе использования информационных технологий. В реше­нии этой задачи выделяют несколько этапов:

1. Компьютеризация школ - введение предмета информатики - изучение компьютера.

2. Использование компьютеров для преподавания других предметов.

3. Переход к обучению по всем предметам на основе исполь­зования информационных технологий.

4. Модернизация содержания образования на основе исполь­зования информационных технологий.

До настоящего времени большинство школ решало задачи первого этапа. И лишь в немногих школах компьютер исполь­зовался для преподавания других предметов.

В связи с этим Министерство образования Российской Федера­ции осенью 2002 года по всем органам управления образованием РФ разослало письмо «Об организации использования информацион­ных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреж­дениях», в котором рекомендовало: принять срочные меры по увеличению времени использования компьютеров при обучении другим предметам, организовать доступ к использованию компью­терной техники во внеучебное время.

Если говорить о нашей школе, то можно сказать, что мы находимся на очень ответственном втором этапе, и дальнейшее продвижение в данном направлении зависит от всех педагогов.


^ 2.2. Возможности, предоставляемые компьютером для усовершенствования учебного процесса

Применение компьютера в учебном процессе позволяет в зна­чительной степени повысить эффективность деятельности всех участников образова-тельного процесса.


^ Подготовка к уроку

На этапе подготовки к уроку компьютер предоставляет воз­можности:

* создания компьютерной модели плана-конспекта урока,

темы, курса в целом;

* максимально целесообразно располагать материал;

* обеспечивать основной материал дополнительной информа­цией;

*подбирать и систематизировать материал с учетом особен­ностей класса и отдельных учащихся.


^ Проведение урока

На этапе проведения уроков компьютер позволяет:

* экономить время;

* красочно оформлять материал;

* повышать эмоциональную, эстетическую, научную убеди­тельность преподавания;

* повышать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы;

* индивидуализировать обучение;

* концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока;

* в любой момент возвращаться к уже знакомому материалу;

* самостоятельно использовать учебный материал обучающи­мися.


^ Методическое осмысление

На этапе методической проработки процесса обучения у учи­теля появляются дополнительные возможности:

* аккумулировать совместные усилия учителей;

* развивать, модернизировать, корректировать электронные материалы;

* систематически накапливать материал;

* повышать мотивацию преподавания и обучения.


Проверка

Экранные иллюстрации к уроку можно дополнить различным по дидактическому назначению раздаточным материалом, кото­рый в любой момент можно распечатать в нужном количестве, раздать обучающимся, а затем в считанные минуты проверить.

В целом компьютер предоставляет учителю свободу постоян­ного экспериментирования с целью улучшения методики препо­давания. Уроки в компьютерном классе могут быть яркими, интересными, запоминающимися.


^ Доступ к большому количеству информации

Отдельного упоминания заслуживает обеспечение при помо­щи компьютера доступа к большому объёму учебной информа­ции. Только на одном лазерном диске размещается до 1 миллиона страниц текста, что соответствует нескольким тысячам книг. Но таких дисков в каждой школе может быть больше тысячи. Следовательно, каждая школа может иметь в электронном виде не­сколько миллионов книг. Примерно такое количество книг было написано за всю историю человечества. Это позволяет выровнять возможности школ относительно доступа к учебной информации.


^ Сохранение информации

На компьютере можно прослушивать музыкальные диски, ра­дио, смотреть телевизионные передачи и демонстрировать пол­ноценные художественные фильмы с качеством изображения и звукового сопровождения лучше, чем на обычных телевизорах.

Понравившаяся нам информация может быть сохранена на компьютере в электронной форме. Для этого используется ввод информации с внешних устройств через звуковую карту при по­мощи сканера или видеоадаптера. Специальная программа позво­ляет распознавать текстовую информацию.


^ Обратная связь

Следующим важнейшим дидактическим свойством компью­тера является возможность организации при его помощи обрат­ных связей между участниками учебного процесса.

Во многих школах усилиями обучающихся и учителей инфор­матики создаются специальные программы, позволяющие прово­дить различные варианты опроса. Они имеют простой интерфейс, поэтому при помощи учащихся или учителя информатики Вы бы­стро научитесь пользоваться ими.

Фиксация результатов тестирования, устного опроса на раз­личных стадиях урока, результатов голосования по тому или ино­му поводу позволяет получить данные о количественной стороне обучения в самом процессе урока и использовать их на этом же уроке. Такая возможность позволяет улучшить качество деятель­ности всех участников учебного процесса и их мотивацию к ис­пользованию компьютера на уроках.

Так в начале урока учитель может предложить обучающимся оценить свою готовность к уроку, а затем, просматривая тетрадки с домашним заданием, выставить ученикам предварительную оцен­ку. Учитель вводит данные в компьютер, и на мониторе отобража­ется в красочной форме в виде диаграмм и графиков степень готовности класса и каждого из его учеников, высвечиваются дан­ные в сравнении с прошлыми уроками и в сравнении с другими классами. В процессе демонстрации учитель обращает внимание на проявленные закономерности. Например, что Иванов, как все­гда, не преодолел барьер в 3 балла, зато Петров опустился ниже 4, а общая, заявленная классом готовность к уроку все больше соот­ветствует оценке учителя. Для проведения опроса в классе можно провести тестирование, используя тесты с вариантами ответом, как на компьютере, так и на бумаге, а результаты тестирования за­нести в компьютер. Скажем, если в тесте 5 вопросов, то на каждо­го учащегося надо ввести пять символов. Достаточно будет одной-двух минут для ввода результатов тестирования класса.

После объяснения нового материала точно также можно про­вести тестирование и оценить результат учебного процесса (пример, журнал для каждого учащегося по математике, который учитывает даже все неудавшиеся попытки решения).

В конце урока интересно будет попросить обучающихся выста­вить оценку всему уроку. Пусть каждый ученик ответит на вопрос «Насколько оправдались мои ожидания от урока?» в виде оценки, допустим, по 10-балльной шкале. Полученная оценка будет интег­рированной. На неё будет оказывать влияние множество факторов: предыстория ведения предмета и степень готовности обучающих­ся и учителя к уроку, эффективность их работы и степень устало­сти после предыдущего урока по другому предмету и т. д.

Анализ зависимости этой оценки от различных факторов мо­жет выявить её корреляции с различными событиями в классе, школе, данной местности и в семьях учеников. Наличие базы с учебными данными позволяет развернуть в школе бесконечное ко­личество исследований. Объектами таких исследований являются сами участники учебного процесса, их оценки, учебный процесс в целом и процедура его оптимизации. Можно сказать, что объектом исследования является сама школьная жизнь, в которую зачастую проникает и внешняя, относительно школы, среда.

Анализ результатов обратных связей позволяет выявить раз­личные особенности, как отдельных учеников, так и класса в целом, организации учебного процесса разными учителями, учебного ма­териала и методов его преподнесения, используемых заданий, тес­тов, задач. Позволяет выбрать лучших и обратить внимание на отстающих, выявить возможные причины их отставания (по корре­ляциям с различными факторами, предположим, с днями болезни, с достатком семьи, уровнем образования родителей, посещаемости родительских собраний и т. д.). Кроме этого, можно будет отсеять слишком легкие и слишком сложные (а может, и ошибочные) задания. В целом, учитель получает инструмент для бесконечного со­вершенствования учебного процесса. При этом без использования компьютера о каком-либо сопоставимом совершенствовании учеб­ного процесса и говорить не приходится.


^ 2.3. Модели использования компьютеров на уроках

В Концепции информатизации сферы образования были приве­дены некоторые модели использования компьютеров в школе.


Изучение

Модель изучения предназначена для освоения компьютера, пользовательского интерфейса, программ. Происходит освоение инструмента, орудия труда. Модель характеризуется непосредст­венным общением с компьютером с целью последовательного выполнения действий и проверки правильности реакции про­граммного обеспечения. Модель имеет вспомогательное значе­ние как подготовительный этап, обеспечивающий возможность реализации других моделей использования компьютера. В нашей школе эта модель используется, прежде всего, на уроках информатики.


Существование

В последние годы все большее практическое значение приобре­тают программные средства, реализующие некоторые искусственные среды методом моделирования или созданием виртуальной реальности. Используются также средства мультиме­диа. При этом обучающийся воспринимает эту искусственную сре­ду как реальность, в которой он некоторое время существует. Назначение таких программных средств может быть различным. Наиболее часто эта модель реализуется в компьютерных играх, тре­нажерах.

Модель существования имеет большое значение, поскольку обладает наибольшей силой воздействия на учащегося. Реализу­ется модель при непосредственном общении обучающегося с компьютером. В качестве одного из вариантов учебного примене­ния могут быть использованы созидательные игры, реализующие макроэкономические и социальные модели.


^ Управление собственной информацией

Модель управления собственной информацией реализуется, когда в результате работы с компьютером обучающийся накапли­вает некоторые материалы, требующие специального внимания в смысле организации хранения, обновления и т. д. В простейшем варианте модель управления собственной информацией реализу­ется при создании учащимися собственных подкаталогов с ре­зультатами своей деятельности: текстов, графиков, таблиц и т. п. Эта модель уже успешно используется учащимися старших классов и многими педагогами.


Творчество

При достаточном овладении компьютером как инструментом (модель изучения), учащийся может быть поставлен в ситуацию творчества. Компьютер в значительной степени снижает трудо­емкость написания сочинений, позволяет оформить создаваемые тексты с высоким полиграфическим качеством. Создание компь­ютерных рисунков и программирование также можно рассматри­вать как творчество. Процесс творчества требует специальной атмосферы, которой трудно добиться на уроке, тем более в ситуа­ции, когда количество компьютеров ограничено и все обучаю­щиеся должны делать одно и то же.

Обучающиеся нашей школы используют эту модель, как правило, для выполнения рефератов. К сожалению, чаще это сводится только к механическому копированию информации из энциклопедии Кирилла и Мефодия. Стоит ли в этом обвинять информационные технологии? Может стоит подумать об общих требованиях к реферату? М/О естествознания и

уже выработали такие требования в этом учебном году. Надеемся, что это принесет положительные результаты. Хочется привести еще один пример подготовки к сообщениям (Антон Тарасов по литературе об Александре Невском). Учащимся проще работать по шаблону, не проявляя ни какой инициативы, творчества – так проще. В таком случае здесь на помощь могут прийти информационные технологии, а наша задача суметь заинтересовать и научить ребят работать творчески. В этом году планируется провести эксперимент по использованию методов проектов на уроках химии в 9 классе, интегрируя их с уроками информатики.

^ Проектная деятельность

Отдельного обсуждения заслуживает организация проектной деятельности учащихся при помощи компьютера. В основу этой модели положен хорошо известный в педагогике метод проектов.

Одним из основных противоречий современной школы являет­ся несовпадение педагогических целей, стоящих перед учителями, и целей, к которым стремятся обучающиеся. Низкая значимость педагогических целей для учащихся не способствует повышению их мотивации и приводит к общему уменьшению интереса к учебе и, как следствие, к снижению успеваемости.

Повысить мотивацию можно путем формирования значимых для учащихся целей, достижение которых осуществляется через овладение определенными знаниями. В этом случае достижение собственно педагогических целей становится средством дости­жения целей, искусственно поставленных перед учащимися.

Представляется достаточно вероятным, что это известное в педагогике положение может обрести новую жизнь в связи с по­явлением возможности использования в школе информационных технологий на основе вычислительной техники.

Овладевая методом проектов, учитель сосредотачивает свое внимание на педагогических вопросах, на планировании измене­ний учебно-воспитательного процесса. Использование информа­ционных технологий здесь приобретает вспомогательную роль обеспечения планируемых изменений. Поскольку проектная дея­тельность подразумевает наличие различных ролей у участников, использование компьютера становится эпизодическим, осущест­вляемым по мере необходимости в соответствии с распределени­ем ролей между учащимися. Однако из-за высокой мотивации учащихся можно, по край­ней мере, быть уверенным, что все они заняты делом. Но услож­няется оценка учебных достижений каждого ученика. Чтобы избежать этой сложности, планирование оценочных процедур должно осуществляться на этапе проработки проекта. Очевидно, что в зависимости от содержательного наполнения проекта мо­жет быть реализована любая из методологических моделей ис­пользования информационных технологий, кроме модели изу­чения.

Проектно-групповая модель будет реализована при использо­вании нескольких компьютеров и даже при одном компьютере в школе. Некоторые из проектов вообще не требуют наличия компь­ютера в классной комнате, при этом оказывается информатизированным именно учебный процесс, а не вспомогательная операция изучения самого компьютера.


Общение

Современные компьютерные сети реализуют функцию пере­дачи сообщений между их пользователями. В последние годы они превратились в значимый элемент человеческой культуры, кото­рый не может быть реализован другими средствами передачи со­общений на расстояние (почта, телефон, телеграф, факс). В компьютерных сетях вместе с простым общением на бытовом уровне могут быть реализованы образовательные проекты, содер­жащие помимо материалов учебного назначения также и специ­фические для телекоммуникаций элементы мотивации учащихся. Эти средства позволяют также осуществлять дистанционное обу­чение с реализацией метафоры виртуальной классной комнаты.

Удачными учебными мероприятиями являются сетевые теле­викторины, в которых используется информация из разных геогра­фических мест. Например, телевикторина по биологии. Каждая команда готовит вопросы по своему региону, отвечает на все во­просы других команд и выставляет им оценки за ответы и вопросы. Затем подводится итоговая оценка. За 2-3 месяца проведения меро­приятия каждому учащемуся (в командах бывает по 6-10 человек) приходится изучить и активно переработать свыше 1 000 страниц текстовых сообщений от других участников. Это не считая того, что для написания ответа необходимо изучать специальную лите­ратуру. В условиях обычного обучения объём активно перерабаты­ваемого текста обычно на 2 порядка меньше.

Такие сетевые мероприятия нуждаются в специальной подго­товке. В сети Интернет ведется специализированный информаци­онный ресурс «Педсовет по средам», в котором размещается информация о проведении таких мероприятий. Любая школа мо­жет принимать в них участие, предлагать свои сценарии и прово­дить подобные мероприятия.

Такая модель использования компьютеров, при наличии пол­ного комплекта проектов для всех учебных тем, могла бы стать базовой в учебном процессе.


Просмотр

Обучающийся, умеющий работать на компьютере, зачастую начинает не с реализации поставленной перед ним задачи, а со знакомства с содержимым компьютера. Он просматривает ката­логи, запускает заинтересовавшие его программы и просматрива­ет файлы, представляющие для него интерес.

Аналогом этой деятельности может служить просмотр книг при свободном доступе в библиотеке. Модель реализуется и для удовлетворения собственного любопытства, и как метод поиска информации. При этом может быть так, что человек, осуществ­ляющий этот поиск, не знает, что он ищет. Просто идет ознаком­ление с содержанием новых (незнакомых) массивов информации, добывание информации.


^ Добывание информации

Эта модель выделена как самостоятельный способ взаимодей­ствия с компьютером, поскольку для целенаправленного поиска информации используются другие программные средства, а не те, которыми реализуется модель просмотра. Модель добывания ин­формации может быть реализована при учебном использовании электронных энциклопедий и путеводителей, на­пример, при подготовке рефератов и докладов. Эта модель очень доступна и реально осуществима, но используется больше дома (энциклопедия Кирилла и Мефодия), а не в школе, где гораздо больше возможностей.


^ Обучение по лазерным мультимедийным дискам

Существует ряд фирм, занимающихся производством муль­тимедийных обучающих программ. Есть диски и по многим школьным предметам. Теоретически обучение по мультимедийным лазерным дискам должно быть гораздо более эффективным, чем стандартное, поэтому школу ожидают очень большие изме­нения в ближайшее время. Но на разработку таких обучающих программ нужны средства (до 10 тыс.$), специалисты (до 10 чело­век на диск) и время (до 1 года). Наладить такое производство мо­жет позволить себе только государство. Для этого развернута федеральная целевая программа «Развитие единой образователь­ной информационной сети на 2002-2005 годы». Пока среди имею­щихся сегодня на рынке электронных учебных средств в виде мультимедийных лазерных дисков очень мало полноценных учебников, соответствующих современной школьной программе. Так в рамках компьютеризации сельских школ было отобрано только 27 полезных для учебного процесса дисков, из которых лишь некоторые могут напрямую использоваться на уро­ках. Однако их можно использовать фрагментарно, либо при подготовке учителя к уроку, либо для получения дополни­тельной информации.

В нашей школе имеется более шестидесяти дисков, из них мультимедийных, электронных учебников. Наиболее широко они использовались педагогами естественного цикла, математиками, учителями начальных классов. (более конкретные примеры).


^ Контролирующие программы

Контролирующие программы применяются для получения обратной связи. Эта модель, оснащенная средствами статистиче­ской обработки, позволяет разрабатывать идеальные модели уча­стников урока и реорганизовывать учебный процесс. Отдельное применение контролирующих программ в виде тестов имеет ряд ограничений, ведь ни для кого не секрет, что подобное тестирова­ние может выявить лишь уровень знания фактов, но никак не уме­ние их анализировать (что для всех гуманитарных дисциплин как раз и является главным). Вопросы, формулируемые учителем для пользователей, вовсе не должны предполагать немедленных отве­тов, правильность которых будет проверять машина. Их цель - за­дать направление анализу, стимулировать самостоятельные раз­мышления для последующей работы.

Эта модель чаще используется на уроках географии, биологии, химии, и информатики.


^ 3. Подготовка педагогических кадров

Информатизация образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки педагогов, требует существенной перестройки в их работе, значительных начальных усилий для повышения самостоятельности учащихся, создания на занятиях атмосферы творческого поиска и делового сотрудничества.

Педагогическое освоение новых информационных технологий включает в себя:

  • овладение основами необходимых знаний и накопление личностного опыта их практического использования;

  • общекультурную и методическую подготовку по их использованию в учебном процессе;

  • приобретение педагогических навыков эффективного использования компьютеров, их периферийных устройств и других средств информатизации, создание библиотек электронных учебных средств и справочников, ведения архивов.



4.^ Использование компьютерной базы в МООУ «Санаторная школа-интернат №64»

В настоящее время можно говорить, что в нашей школе достаточно эффективно используется компьютерная база, а именно:

    • Создана компьютерная база;

    • Создана и продолжает развитие школьная медиатека;

    • Доступ к образовательным ресурсам в Интернет;

    • Создается система использования компьютеров в преподавании учебных дисциплин;

    • Доступ к средствам ИКТ и оказание помощи в их применении обучающимся и сотрудникам школы (познавательная и развивающая деятельность учащихся, разработка методик уроков, подготовка методических материалов, отчетной и диагностической документации, материалов для учебных и общественных мероприятий и т.д.).



Заключение


Понятно, что модернизация современной школы должна быть основана на проведении ее информатизации, что на основе применения информационных технологий возможно существенное улучшение качества обучения.

Жизнь начинает меняться все быстрее и быстрее. В основе этих изменений лежит сегодня информатизация производственной и бытовой сфер. Каждый из нас и коллектив в целом вынуждены меняться. Процесс осознания развивающейся ситуации – это тоже информатизация. Никакие информационные технологии не сделают это за нас, они только помогают нам осознавать себя и ситуацию в целом. Поэтому первые шаги не требуют ни какой дополнительной вычислительной техники.

Каждому из нас необходимо определяться, кто он есть на самом деле, кем он был до этого, кем он хочет быть завтра и что для этого нужно сделать. Любой может выступать как двигателем модернизации учебного процесса, так и его тормозом. Качество учебного процесса в целом зависит от всех участников.