velikol.ru
1

Журнал «Проблемы теории и практики управления»

2007, № 12


Захаров В.Я, Захаров И.В.


Управление отраслевыми рынками


Рассматривать концепцию управления отраслевыми рынками следует, опираясь на два теоретических основания: (1) анализ эволюции наших представлений о рыночном механизме, которые менялись во времени, потому что менялись сами рынки; 2) анализ особенностей развития рынков в трансформирующейся экономике.


Тенденции развития теоретических представлений и рынке.

Большая часть споров о рыночном механизме представителей различных направлений экономической теории по сути своей была поиском ответа на вопрос: способен ли рынок адекватно реагировать на непрерывные возмущения в экономической среде?

Проведенный нами анализ показывает, что тенденции развития теоретических представлений о рынках и факторы, их определяющие, можно представить следующим образом:

Факторы, определяющие эволюцию теоретических

представлений о рынке
^

Тенденции развития теоретических

представлений о рынке


Уровень сложности

рынков

По мере того как рынки становились все более сложными и разнообразными, увеличивается число теоретических моделей рынка, которые также становятся более сложными и разнообразными, отражая новые свойства рынков; усиливается необходимость их координации

^ Скорость изменений на рынках

Изменения на рынках ускоряются, и теоретические модели из статических превращаются в динамические

^ Степень предсказуемости

изменений

Развитие рынков становится менее предсказуемым, в теоретических моделях усиливается регулирование рынков и внимание акцентируется на прогностических возможностях

^ Степень влияния человеческого фактора на экономическое развитие

По мере того как все большее влияние на результаты экономической деятельности оказывает человеческий фактор, модели рынка все более отражают потребности и интересы различных общественных групп, их мотивацию и способы управления их поведением


Очевидно, что модели управления рынками должны отражать эти общие закономерности.


^ Управление процессами преобразования и развития в трансформационный период.

Сформулируем исходную концептуальную установку управления развитием рынков в трансформационный период.

Трансформационный период, как нам представляется, начинается с перехода к рыночной экономике и заканчивается созданием эффективных рынков, способных обеспечить стабильное экономическое развитие страны. Переходный период (переход к рыночной экономике) – первый этап трансформационного периода. В России он, в основном, закончен.

В переходный период, как отмечает Г. Колодко [1], происходит смешение понятий преобразование (запуск рыночных механизмов) и развитие (создание предпосылок для устойчивого роста, формирование эффективных рынков). И преобразованием, и развитием необходимо заниматься одновременно, если мы хотим эффективно провести трансформацию экономики и обеспечить в дальнейшем ее экономический рост.

В управлении трансформацией экономики ведущую роль играет государство. Обратившись к истории, мы увидим, что рынки во всех странах складывались при прямой поддержке государства, они конструировались в соответствии с интересами государства (стратегией его экономического развития). Рыночные механизмы, которые могли бы обеспечить устойчивое экономическое развитие, не могут возникнуть стихийно. Нам предстоит создать тип рыночной системы, ориентированной на развитие и обеспечивающей устойчивый экономический рост в российских условиях.

Эффективность национальной экономической стратегии в трансформационный период оценивается по степени увеличения конкурентоспособности отечественных предприятий и жизненных стандартов населения.

Обобщая существующие представления о проблемах экономического развития в переходных экономиках, мы присоединяемся к тем, кто считает, что ключевая задача при построении эффективных рынков - разрешение конфликтов интересов, мешающих достижению устойчивого роста. Другими словами, устойчивый экономический рост возможен, если развитие экономики ориентировано на интересы большинства, а не на корыстные интересы немногих.

Кризисы обычно происходят не из-за недостатка знаний о том, как их избежать. Причиной их является неспособность разрешить конфликты интересов до того, как они приводят к кризису.

В процессе трансформации российской экономики мы наблюдаем быстрые и частные изменения во внешней и внутренней среде предприятий. Поэтому стратегия развития нашей экономики должна быть инновационной и гибкой. В России необходимо проводить новую промышленную политику, направленную на непрерывную технологическую модернизацию [2]. Это стратегия упреждающего инновационного управления.

Если, как показывает исторический опыт, экономическим ростом нужно управлять везде и всегда, то тем более это необходимо в постсоциалистических экономиках, где рыночные механизмы еще не развиты настолько, чтобы способствовать структурным перестройкам. Органы управления, ответственные за формирование рынков, должны сосредоточиться на оценке состояния различных рынков, выявлении присущих тому или иному рынку недостатков и разработке мер, направленных на преодолениее____________________________________________ этих недостатков. Что мы называем политикой создания эффективных рынков.

Следует исходить из того, что государственная помощь отдельным предприятиям должна компенсировать недостатки рынка, а не недостатки корпоративного управления. Государственная поддержка, заключающаяся в передаче предприятиям ресурсов, в селективном распределении ресурсов или в воздействии на конкуренцию, необходима в той мере, в какой проявляются недостатки конкретного отраслевого рынка, а ее эффективность должна оцениваться, в том числе, и по степени устранения недостатков этого рынка.


^ Устойчивый и долгосрочный экономический рост отраслевых рынков.

Мы исходим из того, что стратегическая цель всех участников любого отраслевого рынка – это устойчивый и долгосрочный экономический рост.

Плавный и стабильный рост свидетельствует о том, что рынок находится в равновесии роста. Объем производства товаров и услуг должен расширяться достаточно быстро, чтобы обеспечить занятость трудоспособного населения, но не настолько быстро, чтобы вызвать дефицит ресурсов, который повлияет на издержки, цены и зарплату и вызовет инфляцию. Совокупный спрос растет в той же мере, что и объем производства. Конкуренцию в этом случае можно рассматривать как борьбу за рыночные возможности (потенциал). Четкая и обоснованная промышленная политика, как и выверенные стратегии развития фирм, не избавят нас от задержек и отклонений от выбранного курса на стабильное экономическое развитие, но, вероятно, позволит достигнуть равновесия роста, другими словами, минимизировать величину и частоту отклонений от курса роста.

Позиции отраслевого рынка и его участников на пути экономического роста (степень достижения поставленных целей) будут зависеть от наличия возможностей для роста во внешней среде и от способности регуляторов рынка и фирм использовать эти возможности.

Немного найдется людей, которые будут возражать против политики достижения равновесия роста, но жаркие споры всегда ведутся относительно тех или иных мер и приоритетов, экономическая политика всегда будет зоной конфликтов.


^ Модель управления отраслевыми рынками в трансформирующейся экономике.

В теории организации отраслевых рынков рассматривается государственная политика на отраслевых рынках. Доказано, что эффективная организация отраслевых рынков невозможна без четкой промышленной политики государства. Проблема в том, что построить адекватную промышленную политику можно лишь с учетом: (1) особенностей национальной экономики России как единого национального рынка; (2) специфических характеристик современного этапа экономического развития России как трансформирующейся экономики; (3) особенностей состояния и стратегий развития отдельных отраслевых рынков.

Сущность управления отраслевыми рынками. Если исходить из того, что основная цель переходной экономики – формирование эффективных рынков, то национальную экономику следует рассматривать как совокупность формирующихся отраслевых рынков. Управление отраслевыми рынками в переходной экономике мы понимаем как разработку и реализацию стратегий их формирования и развития.

Стратегическая цель управления рынками создание эффективных отраслевых рынков, критерий ее достижения – устойчивый экономический рост.

Основная задача управления отраслевыми рынками, которую реализуют государственные органы управления и национальная предпринимательская элита – повышение эффективности долгосрочных источников прибыли.

Системообразующий принцип модели. Стратегия, призванная обеспечить будущее благополучие страны, должна быть направлена на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ российских производителей на отраслевых рынках. При этом не следует ориентировать систему управления рынками на сосредоточение на одном направлении, т.е. на выполнении обязательств перед одной заинтересованной общественной группой; необходимо согласовать противоречивые интересы различных заинтересованных групп, оказывающих наибольшее влияние на развитие рынка. Т.е. разрешать конфликты, мешающие достижению устойчивого роста, в интересах большинства.

Показатели эффективности управления - не существуют идеальные, устраивающие всех показатели. Традиционная теория управления предполагает достижение заданных целей с помощью известных и заранее установленных средств. Используются два критерия, дополняющие друг друга:

  • степень достижения поставленных целей - в нашем случае это может быть достижение определенных жизненных стандартов населения;

  • соотношение затрат и результатов - это выражается в уровне конкурентоспособности российских предприятий.

Теория человеческих ресурсов добавляет поведенческие и установочные компоненты, вводя такие критерии, как мотивация, удовлетворенность, лояльность различных общественных групп.

По мере того как рынки становятся все более динамичными, а изменения неожиданными, системы управления становятся открытыми, подвижными и гибкими, на первый план выходит такой наиболее общий критерий, как способность адаптироваться к изменениям и влиять на них.

Показатели эффективности становятся системно ориентированными или многомерными, выражая способность различных общественных групп адаптироваться к изменениям и влиять на них. На уровне предприятий такой подход реализуется, в частности, в концепции системы сбалансированных показателей Каплана и Нортона.

Основой управления отраслевыми рынками является государственное регулирование рынков. В трансформирующейся экономике государственные органы управления, на наш взгляд, решают три основные задачи. Во-первых, создают рынки там, где они не существовали или недостаточно развиты. Во-вторых, они дополняют рыночный механизм, дающий сбои, т.е. смягчают “провалы рынка”. В-третьих, способствуют повышению конкурентоспособности российских производителей, преодолевая специфические ограничения для устойчивого экономического развития, возникающие в переходной экономике в российских условиях.

^ Инструменты государственного регулирования «провалов» отраслевых рынков. Известны условия, при которых рынок неэффективен по Парето. Именно эти “провалы” рынка обусловливают необходимость государственного регулирования рынков: (1) несовершенная конкуренция, (2) общественные лага, (3) внешние эффекты, (4) неполные или отсутствующие рынки, (5) несовершенство информации, (6) безработица, инфляция и неравновесие.

В переходной же экономике “провалы” рынка связаны не только с его недостатками как экономической системы, но и с процессом формирования самой системы рынков. Другими словами, существуют «провалы рынков трансформирующейся экономики» или фундаментальное неравенство в конкуренции с развитыми странами.

Проделанный анализ проблем и тенденций развития отраслевых рынков позволяет выделить следующие наиболее актуальные «провалы рынков трансформирующейся экономики».

1. ^ Неустойчивость и неравномерность развития отраслевых рынков, на которых периоды высокой доходности бизнеса могут сменяться периодами его низкой рентабельности, недостаточной для наращивания инвестиций, при этом различия в доходности разных рынков неоправданно велики; а также высокие инвестиционные риски. Поэтому задачами управления рынками становятся:

  • поддержание роста отраслевых рынков, в частности, за счет стимулирования внутреннего спроса (в т.ч. с помощью государственных инвестиций);

  • поддержание приемлемой доходности (рентабельности), необходимой для наращивания инвестиций, когда чистая прибыль растет быстрее инфляции.

2. ^ Фрагментированность отраслевых рынков, более низкий уровень их консолидации по сравнению с развитыми рынками, следовательно, недостаточные для эффективной конкуренции размеры и ресурсы отечественных предприятий. Зарубежные производители, пришедшие к нам с развитых индустриальных рынков, имеют вследствие этого конкурентные преимущества, которых у них нет на своих национальных и глобальных рынках. К задачам государственной стратегии формирования рынков следует отнести консолидацию отраслевых рынков, преодоление их фрагментированности в той же мере, в какой это произошло или происходит на развитых рынках.

3. ^ Отсутствие государственной поддержки отечественных производителей (которая выражает государственные приоритеты с целью технологического прорыва в заданных направлениях) на тех рынках, где она объективно необходима из-за особенностей этих рынков (длительные производственные циклы, высокая капиталоемкость, риски) и уже давно используется на развитых рынках для поддержки наших зарубежных конкурентов. Аналогичная практика в отношении отечественных производителей еще не приняла необходимых размеров, следовательно, необходимо активное использование тех же самых инструментов для поддержки отечественных производителей на внутренних и внешних рынках.

Так, Россия до последнего времени была единственной судостроительной державой мира, которая не осуществляла комплекса протекционистских мер для защиты своего производителя. Основной формой государственной поддержки судостроителей за рубежом являются правительственные гарантии по льготным долгосрочным кредитам (80% от цены судна на 10 – 25 лет) и выплата прямых субсидий производителям. Именно масштабная государственная поддержка лежит в основе японского, южнокорейского, а теперь и китайского судостроительного «чуда».

Определение четких государственных приоритетов по развитию конкретных видов производств с использованием всех инструментов государственной поддержки резко снижает инвестиционные риски и делает доступными длинные и дешевые деньги.

4. ^ Слабые ресурсные и инфраструктурные рынки, ограничивающие возможности быстрого и устойчивого роста национальной экономики. Принимаются и реализуются специальные государственные программы (частно-государственное партнерство), расшивающие узкие места в национальной экономике и на отдельных отраслевых рынках.

Последовательное преодоление фундаментального неравенства в конкуренции с развитыми странами или формирование эффективных отраслевых рынков определяет содержание государственной промышленной политики в трансформационный период.

Один из путей преодоления фундаментального неравенства – создание территориальных кластеров. Сегодня в условиях интенсивной вертикальной интеграции конкурентоспособные предприятия представляют собой скорее отдельные «острова», чем кластеры. Существующая сеть коммуникаций обслуживает интересы немногочисленных крупных структур. Именно сегодня региональные органы государственной власти должны сделать все необходимое, чтобы ускорить развитие кластеров и превратить их в источник долгосрочного экономического роста.

Авторы исследования ГУ-ВШЭ и Всемирного банка «Конкурентоспособность и деловой климат России» (20052006 гг.) считают, что те промышленные предприятия, которые выбирают стратегию пассивной защиты своих позиций на традиционных рынках продукции массового спроса и отличаются невысокой конкурентоспособностью, с приходом глобальных игроков на российский рынок они могут оказаться нежизнеспособными [3]. Полагаем, что выходом из данной ситуации может стать активное формирование территориальных кластеров. Этот путь развития будет способствовать переводу промышленных предприятий в разряд инновационных и даст им возможность перейти с локальных рынков на национальный и глобальные рынки.


Выводы


Управление отраслевыми рынками в трансформирующейся экономике означает разработку и реализацию стратегий их формирования и развития. Цель – создание эффективных отраслевых рынков, критерий ее достижения – устойчивый экономический рост. Государство обеспечивает повышение эффективности долгосрочных источников прибыли, способствует достижению долгосрочных конкурентных преимуществ российских производителей на отраслевых рынках, устраняя фундаментальное неравенство («провалы трансформирующихся рынков») в конкуренции с развитыми странами.


Литература

  1. Колодко Г. От шока к терапии. – М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2000. – 392 с.

  2. Астапов К. Условия стабильного развития экономических систем в современном мире // Проблемы теории и практики управления. – 2005. - №2. – С. 90-94.

  3. Российская промышленность на перепутье: Что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными? // Вопросы экономики. – 2007. - № 3. – С. 4–35.