velikol.ru
1


К О Н Ц Е П Ц И Я Р А З В И Т И Я


научно-учебной лаборатории исследований в области
бизнес-коммуникаций (ЛБК)



I. НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ЛАБОРАТОРИИ И Имеющийся организационный и исследовательский задел


26 октября 2007 года решением Ученого совета ГУ-ВШЭ на базе Кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти была создана Научно-учебная лаборатория исследований в области бизнес-коммуникаций.

В настоящее время стоящие перед Лабораторией задачи резко усложнились. Это связано с тем, что коммуникации не только между бизнесом и властью, но и бизнесом и некоммерческим сектором, внутри бизнес-сообщества становятся если не решающим, то чрезвычайно значимым фактором как развития самих бизнес-структур, так и создания позитивной атмосферы в обществе.

Проблемы коммуникаций находятся на стыке наук и изучаются практически на всех факультетах ГУ-ВШЭ в рамках таких дисциплин, как: «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Социология», «Политология», «Философия», «Психология», «Журналистика» и др. Однако, когда речь идет о бизнес-коммуникациях, то чаще всего разговор сводится к примитивно понимаемым лоббизму или к маркетинговым коммуникациям, призванным обеспечить сбыт продукции.

Практически нет фундаментальных исследований коммуникационной среды бизнеса, корпоративных коммуникаций, технологий бизнес-коммуникаций и т.д.

Ни в ГУ-ВШЭ, ни в других научно-исследовательских организациях нет специализированного центра, который целенаправленно занимался бы комплексным анализом всех аспектов бизнес-коммуникаций.

Для эффективного решения новых задач необходимо повысить статус Лаборатории, сделав ее общеуниверситетской, расширить спектр исследований и видов осуществляемой деятельности, а также расширить круг привлекаемых студентов.

За время своего функционирования Лаборатория выполнила ряд научно-исследовательских проектов, участвовала в разработке и реализации магистерской программы «Инвестиционные коммуникации», организовала постоянно действующий практический семинар «Особенности взаимодействия бизнеса и власти в России», открыла общеуниверситетский факультатив «Малый и средний бизнес в России».

Большой популярностью среди студентов пользовались организованные Лабораторией мастер-классы по следующим проблемам: «Влияние кризиса на малый и средний бизнес и возможные направления антикризисных мер поддержки МСП»; «Источники финансирования для ведения малого бизнеса»; «Современные проблемы при размещении государственного муниципального заказа в России»; «Инновационное развитие малого и среднего бизнеса» и др.

По договоренности с кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти все названные проекты сохраняются и будут использоваться в качестве организационного и исследовательского задела.


^ II. МИССИЯ ЛАБОРАТОРИИ


Лаборатория призвана консолидировать интеллектуальный и организационный потенциал ученых, преподавателей, аспирантов, студентов ГУ ВШЭ, заинтересованных в развитии эффективных коммуникаций между бизнес-сообществом, властью, и гражданским обществом на основе социального партнерства.


^ III. ЦЕЛИ ЛАБОРАТОРИИ


  1. Объединение ученых, преподавателей, аспирантов, студентов различных факультетов ГУ-ВШЭ для проведения исследований, ведения консультативной работы, организации краткосрочных тематических семинаров и тренингов, подготовки публикаций по проблемам бизнес-коммуникаций.

  2. Выявление перспективных направлений социального партнерства бизнеса, власти и некоммерческого сектора.

  3. Формирование профессионального сообщества («невидимого колледжа») людей, заинтересованных в цивилизованных отношениях бизнеса, власти и некоммерческого сектора.


^ IV. ЗАДАЧИ ЛАБОРАТОРИИ:


1. Осуществление исследовательской деятельности:

1.1. исследование путей восстановления доверия между бизнесом и государством и обществом;

1.2. изучение возможностей влияния на улучшение делового климата в стране с помощью интегрированных бизнес-коммуникаций;

1.3. определение роли бизнес-коммуникаций в формировании отношений социального партнерства.

2. Распространение результатов научных исследований;

3. Привлечение к научной работе Лаборатории преподавателей, студентов и аспирантов ГУ-ВШЭ и использование результатов научных исследований в образовательном процессе.


^ V. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАБОРАТОРИИ


Для достижения поставленных целей и решения сформулированных задач Лаборатория будет строить свою деятельность по перечисленным ниже направлениям.


  1. Исследовательское НАПРАВЛЕНИЕ.

Целью этого направления является комплексная разработка как концептуального, так и понятийного аппарата бизнес-коммуникаций. Для этого небходимо перейти от узкого и поверхностного представления о бизнес-коммуникациях как сфере лоббизма к широкой трактовке бизнес-коммуникаций, включающей весь комплекс коммуникационной модели от инициаторов коммуникации до эффектов.

Задачи:

  1. Анализ современного состояния бизнес-коммуникаций в России и за рубежом.

  2. Изучение влияния различных видов бизнес-коммуникаций на происходящие в стране процессы.

  3. Выявление зависимости между уровнем доверия к бизнес-структурам и степенью их информационной открытости.

  4. Исследование систем коммуникации и перспектив их развития как внутри различных бизнес-систем (банковский сектор, аграрно-промышленный комплекс и др.), так и между ними.

  5. Изучение состояния и перспектив развития коммуникационного взаимодействия между бизнесом, властью и некоммерческим сектором, направленного на формирование отношений социального партнерства.

Проекты:

  1. Взаимодействие бизнеса и власти на примере малого и среднего бизнеса

  2. Внутрикорпоративная демократия: коммуникативные проблемы.

  3. Инвестиционные коммуникации

  4. Интегрированные коммуникации в бизнесе: PR, GR, бренд, деловая репутация, имидж, социальная ответственность

  5. Коммуникационные аспекты конфликтов между бизнесом и властью, а также внутри бизнес-сообщества.

  6. Коммуникационный ресурс малого бизнеса России

  7. Коррупция и коммуникация.

  8. Менеджмент корпоративных коммуникаций

  9. Роль ИКТ в развитии эффективных бизнес-коммуникаций

  10. Коммуникационные аспекты взаимодействия бизнеса и гражданского общества.




  1. УЧЕБнОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Задачи:

1. Участие в подготовке специалистов в области бизнес-коммуникаций.

2. Организация краткосрочных (одно-двухдневных) учебных и методических семинаров и тренингов по различным аспектам бизнес-коммуникаций.

3. Подготовка методических материалов по проблемам бизнес-коммуникаций.


  1. ^ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Задачи:

1. Сбор, хранение и распространение информации по проблемам, находящимся в поле научных интересов Лаборатории.

2. Возобновление выпуска журнала «Бизнес. Общество. Власть» и подготовка к изданию информационной продукции по тематике Лаборатории.

3. Поддержка и актуализация раздела сайта ГУ-ВШЭ, посвященного деятельности Лаборатории (далее – сайта Лаборатории).

4. Оказание информационной и консультационной помощи представителям бизнеса, сталкивающимся с проблемами неэффективной коммуникации, информационной агрессии и др.

5. Организация экспертиз конкретных ситуаций в сфере информационных взаимоотношений власти и бизнеса.


^ VI. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛАБОРАТОРИИ


1. Работа Лаборатории строится по проектному принципу.

2. Управление Лабораторией осуществляет заведующий Лабораторией.

3. Руководство проектами возлагается на ответственных исполнителей проектов, назначаемых из числа преподавателей и аспирантов.

4. К выполнению проектов привлекаются студенты различных факультетов ГУ-ВШЭ. Планируются следующие формы сотрудничества:

  • совместная работа преподавателей и студентов над исследованиями;

  • реализация студентами самостоятельных индивидуальных и групповых исследовательских проектов при консультационной поддержке преподавателей;

  • организация научных семинаров;

  • написание студентами аналитических обзоров и рефератов;

  • поддержка и развитие с помощью студентов сайта Лаборатории.