velikol.ru
1

XII ВСЕРОССИЙСКАЯ АКЦИЯ “Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ”

ОКРУЖНОЙ ЭТАП КОНКУРСА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНИКОВ

Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ-2011”

Государственное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 853


в проекте:

Анализ проблем социального сиротства

в районе Старое Крюково города Москвы.

Участие школьного ученического самоуправления в деятельности органов опеки и попечительства муниципалитета внутригородского муниципального образования Старое Крюково в городе Москве.


^ Авторский коллектив: КАТАМОВ Иван, ИВАНОВА Александра,

ЖИХАРЕВИЧ Максим, РАУХ Анна-Мария


Руководители проекта: к.п.н. КАЛЬНЕЙ Владимир Сергеевич

ДЯТЛОВА Екатерина Олеговна

^ Консультант проекта: ведущий специалист муниципалитета внутригородского муниципального образования Старое Крюково в городе Москве ЩЕРБАКОВА Наталья Александровна


^ Москва 2011 год

  1. Введение


Актуальность: Актуальность темы настоящего проекта состоит в том, что в современной России особенно остро стоит проблема социального сиротства – не благополучия детей в семье и на улице.

Опека и попечительство была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства гражданина нашей страны, в которой заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе и обеспечить контроль за соблюдением его прав и интересов.

Однако, находясь в семьях, по тем или иным причинам дети испытывают не комфортные условия проживания, быта и общения. Как итог детское попрошайничество, замкнутость, озлобленность на мир, не ухоженный внешний вид, асоциальное поведение.


Цели проекта: формируя активную жизненную позицию и проявив интерес к решению актуальных проблем города изучить, дать общую характеристику проявлению социального сиротства у детей в современном обществе.


Задачи проекта:

  1. Ознакомиться с действующим законодательством РФ и города Москвы в сфере опеки и попечительства.

  2. Ознакомиться с деятельностью сектора опеки и попечительства муниципалитета внутригородского муниципального образования Старое Крюково в городе Москве.

  3. Изучить программу по преодолению социального сиротства на территории муниципального образования Старое Крюково на 2010-2012 г.г.

  4. Разработать модельные предложения по участию школьного ученического самоуправления в работе по профилактике социального сиротства совместно с органами местного самоуправления.

  5. Рассмотреть действующий механизм опеки и попечительства над детьми на муниципальном уровне.

  6. Разработать модельные предложения по участию школьного ученического самоуправления в работе по профилактике социального сиротства совместно с органами местного самоуправления.




  1. ^ Состав участников проекта


В состав участников проекта входит группа учащихся Государственного образовательного учреждения средней образовательной школы № 853:

- Катамов Иван 11В;

- Иванова Александра 11В;

- Жихаревич Максим 11Б;

- Раух Анна-Мария 10Б.


^ Руководители проекта: кандидат педагогических наук Кальней Владимир Сергеевич, руководитель школьного ученического самоуправления Дятлова Екатерина Олеговна.


^ Консультант проекта: ведущий специалист муниципалитета внутригородского муниципального образования Старое Крюково в городе Москве Щербакова Наталья Александровна



  1. ^ Механизм реализации проекта


По плану работы над проектом наша группа побывала в Муниципалитете внутригородского муниципального  образования Старое Крюково в городе Москве, где Руководитель муниципалитета Маслова Ирина Ивановна рассказала о работе муниципалитета, решаемых задачах и полномочиях муниципалитета.

Мы узнали, что большое внимание уделяется работе по опеке и попечительству на территории муниципалитета. Рассказав о конкурсе социальных проектов “Я – Гражданин России”, мы договорились о сотрудничестве.

Для изучения технологии деятельности структур законодательной власти и законодательных основ работы органов власти и местного самоуправления наша группа посетила Государственную Думу Российской Федерации. Мы побывали в приемных партий “Единая России”, КПРФ, “Справедливая Россия” и ЛДПР.

Мы узнали о регламенте работы депутатов, составе профильных комитетов Государственной Думы по различных сферам жизнедеятельности нашего государства. В ходе экскурсии, познакомились с историей российского парламента и законотворческой деятельностью депутатов.

По интересующей нас теме проекта в Государственной Думе создан Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей. Руководит комитетом Мизулина Елена Борисовна (член партии “Справедливая Россия”). Нам не удалось задать интересующие нас вопросы председателю Комитета, однако мы изучили информацию о работе комитета на сайте. Ознакомились с нормативно-правой документами, регламентирующими деятельность института опеки и попечительства в Российской Федерации.

Вернувшись, мы снова посетили муниципалитет Старое Крюково. На встрече с заместителем руководителя муниципалитета Старое Крюково в городе Москве Дыкиной Мариной Николаевной, обсуждая тему проекта, выяснили, что одной из проблемных задач является профилактика и преодоление проблемы социального сиротства. Нас заинтересовала эта проблема, что и предопределило выбор темы проекта. Муниципалитет предоставил нам информацию для работы над проектом.

Программа по преодолению социального сиротства на территории внутригородского муниципального образования Старое Крюково в городе Москве (далее ВМО Старое Крюково) включает в себя создание межведомственной системы профилактики социального сиротства и защиту прав детей, оставшихся без попечения родителей, определяет и максимально раскрывает основные направления деятельности по профилактике и преодолению этого социального явления.

Муниципалитету Старое Крюково переданы государственные полномочия по организации деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и сектора опеки и попечительства.

Работа по профилактике социального сиротства осуществляется в системе постоянного взаимодействия со всеми учреждениями и службами системы профилактики и на основе разделения их функций.

Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории ВМО Старое Крюково представлена 32 учреждениями различной ведомственной подчинённости:

  • сектор опеки и попечительства;

  • учреждения социальной защиты населения (ГУ КЦСО «Солнечный»);

  • учреждения образования (1 Технологический колледж, 5 средних общеобразовательных школ, 1 гимназия, 1 прогимназия, 7 детских садов, 2 учреждения дополнительного образования, ЦППРиК);

  • органы внутренних дел (ОВД по районам Силино и Старое Крюково);

  • учреждения здравоохранения (городская поликлиника № 201, детская поликлиника № 105, КВД № 30);

  • учреждения департамента семейной и молодежной политики (ГУ МЦ БДД);

  • учреждения культуры (ГУК «Творческий лицей»);

  • спортивные и физкультурно-оздоровительные учреждения и объекты (СДЮСШОР № 112, школа бокса, 3 спортплощадки);

  • муниципальное учреждение «Славяне».

Межведомственное взаимодействие не ограничивается рамками территории района, поэтому развито сотрудничество со всеми организациями и учреждениями округа (ОУО, УСЗН, управление физкультуры и спорта, ГУ МЦ «Дети улиц», Центр занятости населения, НД № 10, отделение МСППН и т.д.).


  1. ^ Информационно-познавательная часть проекта


Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным. Он самостоятельную несет ответственность за свои действия.

Однако возможны ситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста или психического расстройства не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. В этих случаях он нуждается в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки или попечительства.

Институт опеки и попечительства регулируется нормами семейного и гражданского права. Гражданский кодекс РФ определяет общие положения, касающиеся опеки и попечительства, а Семейный кодекс РФ уделяет внимание в основном опеке над несовершеннолетними.

Опека и попечительство предполагает наделение специальных лиц (опекунов и попечителей) правами и обязанностями в целях реализации ими опеки и попечительства. В отношении несовершеннолетних - осуществляют родители или законные представители.

Опека - устанавливается над малолетними до 14 лет, а также над гражданами, призванные судом по статье 29 Гражданского Кодекса РФ недееспособными в силу психического расстройства. Все права выполняют опекуны в силу закона от имени и в интересах подопечных.

Лица, назначаемые опекунами и попечителями не нуждаются в специальных полномочиях для защиты прав своих подопечных. Опека устанавливается на основании решения суда (по самым разным основаниям) и осуществляется законными представителями.

Попечительство - способ защиты прав и интересов отдельных несовершеннолетних граждан и признанных судом ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 31, 33 Гражданского Кодекса РФ).

Попечители назначаются органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося, в такого рода защите, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления попечительства над гражданином. Попечители заменяют родителей или усыновителей подростков. Подростки сами совершают сделки, но с письменного согласия попечителей. Попечитель выступает в защиту прав и законных интересов подопечного в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия, поскольку считается его законным представителем.

Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные органы - органы опеки и попечительства. Общим также является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных.

Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также в целях воспитания.

Опека и попечительство устанавливаются над несовершеннолетними при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания, либо защиты их прав и интересов.

Однако между опекой и попечительством существуют и определенные различия. Из-за того, что опеку назначают над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени все юридические действия.

Учитывая возраст наступления дееспособности в гражданском праве, опеку над несовершеннолетним устанавливают до достижения им 14-ти лет, с 14-ти до 18-ти лет над несовершеннолетним устанавливается попечительство.

В городе Москве государственные полномочия в сфере опеки и попечительства переданы органами местного самоуправления. В своей работе они руководствуются Конституцией РФ, Гражданским и Семейным кодексами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ, федеральными законами, законами города Москвы.

^ Что же такое социальное сиротство? В настоящее время в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). С детьми-сиротами, кажется, все понятно. Это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

А вот социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но те по каким-то причинам не занимаются его воспитанием, не заботятся о нем. В таких случаях заботу о детях берут на себя общество и государство. К числу социальных сирот относятся дети, родители которых фактически не заботятся о них, но юридически не лишены родительских прав. Таким образом, социальное сиротство - это социальное явление, обусловленное наличием детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их возможности удовлетворять насущные потребности.

Это отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей. Таким образом, наличествует неблагополучная семья - семья, в которой нарушена структура, обесценены или проигнорированы основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». 

Неблагополучные семьи условно можно разделить на две большие группы.

^ Первая группа - семьи с явной (открытой) формой неблагополучия. Это конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные семьи, а также семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).

^ Вторая группа - семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные). Это внешне респектабельные семьи, однако, в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается и на воспитании детей. 

По мнению сотрудников муниципалитета, чтобы изменить ситуацию, необходим ряд профилактических мер:

- разработка и реализация образовательных программ по подготовке к воспитанию детей и семейной жизни;

- пересмотр социальных стимулов, включающих долгосрочные социально-экономические гарантии и позволяющих брать детей под опеку и на усыновление.

Для этого следует рационально использовать выделяемые средства на обеспечение детей в семьях, а главное - изменить отношение государства к проблеме социального сиротства и повлиять на общественное мнение по отношению к приемным семьям, детям-сиротам и собственным детям.

Цель работы КДНиЗП и сектора опеки – это содействие сохранению целостности и стабильности семьи. Основной задачей профилактики внутрисемейного неблагополучия является не констатация факта существования неблагополучной семьи или семьи «группы риска», а активная помощь в решении ряда конкретных проблем родителям и детям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации следствии разных причин.

Реализация принципов межведомственного взаимодействия обеспечивает комплексный и системный подход к решению вопросов профилактики противоправного поведения несовершеннолетних, который основывается на анализе актуальной ситуации и определяет целостную стратегию деятельности по основным направлениям и конкретным мероприятиям.

Деятельность сектора опеки ориентирована на активизацию участия представителей всех служб и учреждений системы профилактики в решении поставленных задач и созданию системы непрерывного цикла работы с подростком и членами его семьи. Т.к. при решении проблем конкретной семьи невозможно обходиться только административными мерами.

Одной из главных задач, стоящей перед всеми учреждениями, работающими в системе профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, является объединение информации для планирования и оказания адресной социальной помощи несовершеннолетним и их семьям, состоящих на различных видах учета.



  1. ^ Практическая (исследовательская) часть


Рассмотрев возможности органов местного самоуправления, мы проанализировали их практическую деятельность по выявлению и профилактике социального сиротства.

Между муниципалитетом Старое Крюково и Управой района идет информационный обмен о семьях, состоящих на учете в КДНиЗП, о детях, находящихся под опекой, находящихся на полном обеспечении в государственных учреждениях.

Из Управы района Старое Крюково поступает информация о многодетных, неполных семьях, о семьях с детьми-инвалидами, о семьях с низким прожиточным уровнем. Учреждения образования, здравоохранения сообщают о неблагополучных семьях, детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Общественный пункт охраны правопорядка информирует о состоянии общественного порядка и общественной безопасности, что необходимо для определения актуальных задач и по предупреждению правонарушений, планирования работы и оценки ее эффективности.

Таким образом, создается единое информационное пространство по вопросам социальной защиты несовершеннолетних и их семей. Целью является повышение уровня информированности, уровня оперативности и ответственности за результаты работы учреждений обеспечивающих решение задач оказания социальной помощи, создание дополнительных условий взаимодействий различных ведомств в решении социальных проблем несовершеннолетних, повышения уровня социального благополучия социально-незащищенных семей.

В практику работы по профилактике безнадзорности и правонарушений вошло совместное проведение рейдов по местам концентрации подростков и молодежи, направленных на выявление лиц, склонных к употреблению психоактивных веществ.

Например, компьютерный клуб «Паутина» постоянно включен в план проведения рейдов. В рейдах принимают участие специалисты муниципалитета, инспекторы ПДН ОВД, председатели Советов Общественных пунктов охраны правопорядка, сотрудники КЦСО «Солнечный» и ГУ МЦ «Дети улиц» и др. В 2011 году проведено 17 рейдов.

Проведено пять рейдов по выявлению торговых предприятий, реализующих алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию несовершеннолетним. По итогам проведения рейдов выявлено 4 торговых предприятия, реализующих табачную, алкогольную и спиртосодержащую продукцию несовершеннолетним, составлено 9 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.2, 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Рейды проводились как по собственной инициативе (по сведениям от подростков, задержанных за распитие алкогольной продукции), так и по сигналам от жителей. Необходимо отметить, что в настоящее время в магазинах на видном месте размещена информация о том, что лицам, не достигшим 18-летиего возраста спиртные напитки, пиво и табачные изделия не продаются.


^ 5.1. Модель входного контроля

выявления социального сиротства


Наше рабочее место на сегодня - это наша школа. В школе мы бываем ежедневно. Утром, приходя в школу, нас встречает дежурный класс. Задачи, которые поставлены дежурным это наблюдение за порядком в школе – значит утром при входе в школу через взгляды дежурных проходят все учащиеся школы, а на переменах дежурные видят поведение и эмоциональное состояние учеников различных классов.

^ Мы предположили, что поведение и внешний вид учащихся утром при входе в школу и в течении дня может выявить проявление обеспокоенности об отдельных учениках школы. Подобные наблюдения могли бы быть полезны для КДНиЗП в целях профилактики семейного неблагополучия.


    1. ^ Модель социальной рекламы


Совместно с муниципалитетом, силами членов школьного ученического самоуправления школы распространить социальные рекламные материалы (приложение 3.) на территории района Старое Крюково.

В дальнейшем проанализировать количество обращений граждан, то есть обратную связь, учесть советы и пожелания.

Провести конкурс социальной рекламы на темы – “Стоп-беспризорность!”, “Почему ты один?” и т.п.

^ Мы предложили, разместить социальную рекламу на школьном сайте, рекомендовать для размещения эту информацию другим школам, общественным организациям социальным сетям Зеленоградского административного округа. Провести адресную интернет-рассылку.


    1. ^ Модель социального тестирования


Совместно с психологической службой школы и школьным ученическим советом, обсудить тесты для разных параллелей учащихся выявляющие и раскрывающие неблагополучие в семье и в школьной среде учащихся.

^ Мы предлагаем проведение тестов для учащихся нашей щколы (далее возможно распространить опыт на другие учебные заведения).



    1. Анкетирование о вредных привычках


Побывав на школьном ученическом совете, в ходе обсуждения нашего проекта родилась идея проведения анкетирования по теме проекта.

^ Мы предлагаем провести анонимное анкетирование учащихся средних и старших классов на тему: “Пробывал ли ты алкоголь на семейных праздниках?”.



  1. Схема управления проектом





















































  1. Программа действий по решению проблемы

    1. Теоретическая деятельность


Провести комплексное исследование материалов законодательных актов Российской Федерации, город Москвы, внутригородского муниципального образования Старое Крюково в городе Москве о деятельности органов опеки и попечительства, программных мероприятий по профилактике социального сиротства на муниципальном уровне.

Проанализировать предоставленные статистические данные, провести обзор тематики социального сиротства в средствах массовой информации, интернете и других информационных источниках.

ВМО Старое Крюково во время нашего посещения предоставило интересующую нас аналитическую информацию по теме проекта, которая подтверждает актуальность темы проекта и дает возможность нам определить нашу роль в решении проблемы социального сиротства.

Общая численность жителей ВМО Старое Крюково - 26844, из них:

- трудоспособное население – 14338 человек;

- несовершеннолетние – 4650 человек.

Общая численность несовершеннолетних и кризисных семей, состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Старое Крюково по состоянию на 01 сентября 2011 года составляет:

- несовершеннолетние – 59 человек;

- семьи – 32, в которых проживает 52 несовершеннолетних (преимущественно дошкольного возраста).

По сравнению с первым полугодием 2011 года (несовершеннолетние – 69, семьи - 32) прослеживается снижение несовершеннолетних, поставленных на учет в КДНиЗП. Количество кризисных семей, состоящих на учете в КДН и ЗП, остается одинаковым.

Как нам рассказали сотрудники муниципалитета, снижение количества несовершеннолетних, состоящих на учете КДНиЗП, обусловлено проведенной профилактической работой с участием всех учреждений и организаций системы профилактики, оказанием адресной социальной психологической, педагогической помощи, организации занятости детей и подростков в свободное от учебы время, привлечение к занятиям спортом и общественно-полезному труду. В результате этих предпринятых мер и мероприятий на заседании КДНиЗП решается вопрос о снятии подростка с учета по исправлению и примерному поведению (за 6 мес. 2011г. снято с учета по исправлению 10 несовершеннолетних).


^ 7.2. Практическая деятельность




Название мероприятия

Практическое назначение

Сроки выполнения

1.

Создание творческого коллектива проекта, определение темы проекта

Выявление проблемы и определении своих возможностей по раскрытию проблемы и практической эффективности от реализации проекта

19 сент. 2011 г.

2.

План работы над проектом

Составление плана работы, распределение обязанностей в группе, графика выполнения проекта


19-21

сент. 2011 г.

3.

Экскурсия в Государственную Думу РФ

Встреча с представителя законодательной власти

28 сент. 2011 г.

4.

Работа над проектом

Проведение акций, оформление работы

22 сент-09 окт.

2011 г.

5.

Встреча со специалистами муниципалитета ВМО Старое Крюково

Наработка материалов по проекту, консультации специалистов опеки и попечительства

06 окт. 2011 г.

6.

Защита проекта в школе

Представление проекта конкурсной комиссии

10 окт. 2011 г.




  1. ^ Экономическое обоснование затрат на реализацию проекта


Вся исследовательская, познавательная деятельность, а также практические мероприятия, акции проводились с участием ученического коллектива школы. Группа проекта считает нецелесообразным расчет затрат на данном этапе проекта.

В последующем при продвижении проекта и развитии комплекса мероприятий планируется составление плана экономических затрат на реализацию практической деятельности.



  1. ^ Ожидаемые результаты реализации проекта




  1. Реализовать практически значимые мероприятия по профилактики социального сиротства, которые возможно исполнить силами и с участием учащихся ГОУ СОШ № 853.

  2. Внести свои предложения в программу профилактики социального сиротства ВМО Старое Крюково в городе Москве.

  3. Привлечь общественные организации Зеленоградского административного округа г. Москвы к работе над профилактикой социального сиротства через интернет-ресурсы, организацию встреч и СМИ.

  4. Внести свои предложения о необходимости законодательных инициатив по проблеме социального сиротства в Комиссию Государственной Думы Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей будущего 6-го созыва.




  1. Заключение


Подводя итог, можно сказать, происхождение проблем ребенка, по сути, выявляют проблемы семьи. Современная семья является настолько сложной системой со столь неоднозначными функциями, что даже в процессе ее нормальной жизнедеятельности и развития ей приходится переживать критические ситуации и сложности, когда она нуждается в помощи специалистов.

На основе изученных нами материалов видно, что оказание действенной помощи ребенку возможно только при условии помощи его родителям, действия которых в большинстве случаев определяются отсутствием элементарных знаний и представлений о семейных обязанностях и ответственности родителей за нравственное воспитание ребенка, о возрастных особенностях ребенка. В связи с этим необходимо продолжить работу по формированию психолого-педагогической культуры родителей, а школьному сообществу оказывать помощь социально страдающим детям.

На заседаниях КДНиЗП выявляются условия, анализируются причины, обусловившие возникновение тех или иных проблем, разрабатываются индивидуальные карты и индивидуальные планы профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей.

Большую роль в формировании позитивной мотивации несовершеннолетних играет: своевременная психолого-педагогическая помощь, своевременная социальная поддержка и включение несовершеннолетних в организованные формы досуга в свободное от учебы время, в этом должно принимать участие ученическая общественность.

Различные семьи имеют различный комплекс проблем, и этим определяется подход к профилактической работе. Как выяснилось, с некоторыми семьями специалисты работают несколько раз в неделю из-за длительного и углубленного внутрисемейного кризиса. Целью работы является ведение постоянного наблюдения и своевременное оказание консультационной и социальной помощи. С другими семьями встречи происходят не реже 1-2 раз в месяц, что позволяет отследить наличие динамики в решении поставленных перед родителями и детьми задач.

Изучив материалы по профилактике социального сиротства, увидев значимость этого явления в обществе, необходимо продолжить практическую посильную деятельность на школьном уровне, через школьное ученическое самоуправления, классные коллективы. Мы попытались лишь обозначить и начать практическую деятельность. Предстоит инициативная творческая деятельность.


  1. Список используемых источников информации


1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 52-ФЗ (с изм. от 09.03.2009 N 17-ФЗ) (ред. от 01.04.2010 г.).

3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с изм. от 30.06.2008 № 106-ФЗ) (ред. 15.01.2010 г.).

4. О комплексе мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 г.г. (Постановление Правительства Москвы от 18 ноября 2008 г. N 1061-ПП).

5. Информационно-аналитические материалы ВМО Старое Крюково в городе Москве.

6. Интернет-сайт Комитета Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, адрес: http://www.komitet2-6.km.duma.gov.ru.

7. Интернет-сайт Внутригородского муниципального образования Старое Крюково в городе Москве, адрес: http://staroe-krukovo.ru.