Американская школа (начало)

Мне удалось побывать в нескольких школах штатов Миннесота и Делавер. Я убедилась, что образование они дают очень пестрое – где-то лучше, где-то хуже. Форма занятий преобладает традиционная – классно-урочная, но во многих школах я наблюдала обучение через ученическую кооперацию, в основном в малых группах.

Школы обычно представляют отдельные здания для разного этапа обучения – младший этап, средний, старший.

По окончании младшей школы родители и дети могут выбирать тип школы среднего этапа и позднее – старшей школы. Так что такого явления, как у нас, когда дети все десять лет школьного образования проводят в одной группе, у американцев нет. Младшие школы – и государственные и частные – прекрасно оборудованы, содержание обучения направлено прежде всего на формирование социальных и практических умений и навыков. Вот один из уроков, который я наблюдала у семилеток (2-ой год обучения):

… Первые 20 минут дети постепенно заполняют классную комнату и сразу же идут в тот уголок, где им хочется поиграть: кухня, живой уголок, уголок, представляющий улицу с ковриком, где нарисован план города с дорогами, перекрестками и светофорами; на полочке машины игрушечные и деревянные планки и кубики, из которых ребята сами конструируют машины. Есть уголок счетного материала, библиотечка, каждый находит занятие себе по душе. В кухню, где уже было 4 девочки, забежал мальчик. Учитель подходит туда и спрашивает, какое есть правило для игры на кухне. Оказывается, в уголке одновременно могут играть только четверо. Без скандала лишний ребенок идет заниматься чем-то другим. Наконец, все собрались, учитель приглашает всех в уголок развития речи, где наглядность связана с временами года. Ребятишки рассаживаются на ковре лицом к картине, начинается разговор о временах года, о проявлениях осени в городе. И учитель, и дети задают вопросы, дети наперебой добавляют свои наблюдения. Потом учитель предлагает детям поработать в парах, обобщить, что они услышали, составить устный рассказ. Потом заслушивают несколько пар. Видно, что не все дети слушают, отвлекаются, но учитель никого не одергивает – этот урок направлен на постепенное включение детей в учебный процесс.

Следующий урок — природоведение.

Приготовлено 4 маленьких стола с 4 стульчиками вокруг. На каждом столе стоит маленький аквариум с рыбкой. Детям раздаются рабочие листки с напечатанным заданием, карандаши цветные, лупы. Задание: понаблюдать за рыбкой, рассмотреть ее подробно через лупу, нарисовать ее, обсудить вопросы совместно, коротко написать ответы.

В классе много детей недавних эмигрантов, они находятся в разных группах, и совместная работа помогает им скорее овладеть английским языком.

Аквариумы с рыбками учительница заказала в университетском образовательном центре еще весной, и в назначенный день подъехал фургон, выгрузили, установили аквариумы, потом заберут в оговоренное время и повезут в другое место.

Мне довелось еще послушать учителей из учебного центра, которые привезли малышам живых птиц – сову и ястреба – в специальных клетках. Надо было видеть, с каким интересом дети слушали, как не стеснялись задавать вопросы, сами рассказывали незнакомым людям то, что знают о птицах. А учительница очень наглядно продемонстрировала особые черты хищных лесных птиц, какие у них лапы и клюв, как они добывают пищу – я сама мало что знала на эту тему, но тут невозможно было не запомнить! Этот университетский образовательный центр обслуживает весь город, сам привозит в школу живые экспонаты, оплачивает эту работу департамент образования. Вероятно, такой отдел выгоднее иметь в одном месте, чем в каждой школе.

Везде в младшей школе я видела развивающее обучение, учителя не инструктируют, а направляют мыслительную деятельность учащихся, программа не перегружена, и дети много делают своими руками, много рисуют, наблюдают. Большие перемены с активным движением во дворе школы, солидный ленч. Каждый ребенок развивается своим темпом. Главное, чтобы он охотно ходил в школу и чувствовал там себя комфортно.

На среднем этапе обстановка менее идиллическая. Сюда приходят из младшей школы с разной подготовкой, и разрыв между сильными и слабыми увеличивается с каждым годом. Либо детей сортируют по потокам в зависимости от уровня знаний, либо они учатся в одном классе, но неуспевающие предоставлены сами себе. Хочешь – учись, не хочешь – сиди и не мешай другим. Правда, делаются попытки включить всех в учебную работу за счет ученической кооперации, но цель такой организации занятий – вовлечь всех детей, чтобы каждый внес лепту в общее дело по мере своих способностей, чтобы дети все одновременно были заняты (и это само по себе громадное достижение!), но и в такой форме работы нельзя обучить каждого. Поэтому к старшей школе происходит резкое расслоение детей по уровням знаний.

Мы были в Южной средней школе города Миннеаполиса, где учатся только старшие школьники с 9 по 12 класс, до 3 тысяч учащихся со всего города. Большинство приезжает на школьных автобусах, курсирующих по всему городу, многие старшеклассники приезжают на своих машинах или их привозят родители.

В школе практически три школы – просто общеобразовательная (дети должны учиться до 18 лет), школа эстетического развития, школа политехническая, готовящая детей к поступлению в университет на естественно-научные факультеты. Большой выбор факультативов, а обязательные предметы делятся на уровни в зависимости от академической подготовленности учащихся. Я была поражена, когда в одном из 11-х классов учитель весь урок читал ребятам главу из «Приключений Гекльберри Финна» Марка Твена, с короткими остановками для небольших пояснений значений слов или реалий. Ребята слушали с удовольствием, смеялись в правильных местах, то есть все понимали. В конце урока учитель оставил 2 страницы прочесть в виде домашнего задания. Потом он мне объяснил, что эти дети просто не умеют или очень плохо читают. Причины – недоработка ранних ступеней обучения, частые переезды, дети недавних эмигрантов и т.д. Но до 18 лет молодежь обязана посещать школу, и для таких детей создают специальные программы. Ведь в Америке до сих пор нет единого государственного стандарта школьного образования, и потому свидетельство об образовании может быть разного уровня, а для подготовки к поступлению в университет есть специальные классы и программы. Более того, если учащийся выполнил школьную программу на год-два раньше по интересующим его предметам, он может посещать эти предметы в университете, а остальные предметы школьной программы по-прежнему осваивать в школе, и департамент образования оплачивает ему обучение в университете!

Таким образом, тем, кто хочет и может учиться, школа предоставляет очень широкие возможности.

Продолжение в номере 9