Американская школа (окончание)

Продолжение, начало в номере 8

В Южной средней школе есть замечательный школьный музыкальный театр, громадный оркестр, несколько сильных спортивных команд, художественные мастерские, классы вождения автомобиля, подготовка групп поддержки на спортивных соревнованиях, множество других занятий по интересам. Хотя большинство из них работает во внеаудиторное время и иногда даже вне школьного здания, участие в них засчитывается как факультатив и вносится в аттестат зрелости. Социально полезный труд входит в обязательную программу многих школ, Южная средняя – не исключение. Часть часов из него организуется самой школой, другая часть может быть организована местным сообществом, особенно в летнее время. Школе требуется только справка от соответствующей организации, чтобы засчитать эти часы.

Вообще типичным в жизни американского школьника является то, что он все время общается с разными группами ровесников. На математике он с одной группой ребят (постоянной в течение года), на истории – с другой, в театре – совсем другое сообщество, разновозрастное. Таким образом, пребывая все время в разных группах, ребенок легко социально адаптируется и общается. Отсюда у детей сильно закреплен вежливый стиль общения, улыбка, умение избегать ссор и конфликтов. Наши дети, ездившие в Америку, были практически все из одного класса, с их застарелыми симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу, установившимися стереотипами, лидерами и аутсайдерами, и в Америке они не могли выступать единой командой. У американцев жизнь не дает возможности формирования дружбы на всю жизнь, как нередко происходит у нас, но в сборной группе они прекрасно ладят между собой. В группе, которая приезжала к нам в школу, школьники вместе посещали только русский язык у себя в Америке. В России я ни разу не видела, чтобы они ссорились, конфликтовали, стремились урвать для себя побольше. Внешняя вежливость, чувство юмора, готовность придти на помощь и посочувствовать, в чем-то уступить, — все это было выражено в группе очень сильно. Если кто-то опаздывал и заставлял других ждать, на него не сыпались упреки – он и сам чувствовал себя виноватым, старался в другой раз быть вовремя.

Возможно, эти отношения и не чисто внешние. В содержании образования, по крайней мере, в школах, которые я наблюдала, преобладает элемент ценностного, а не академического подхода к учебному материалу. Беседы с американскими учителями помогли мне понять эту позицию – и высоко ее оценить. Например, при изучении литературы в школе учитель отбирает те произведения, которые соответствуют возрасту учащихся и могут способствовать формированию нравственных ценностей. Не историко-литературный подход (у американцев он реализуется только в старших классах гуманитарной направленности для поступающих в университет), а ценностно-ориентированный. Например, я была на серии уроков молодого увлеченного преподавателя литературы по произведению Р. Стивенсона » Странный случай с доктором Джекилем и мистером Хайдом». Психологическая характеристика обоих героев; причины трансформации положительного героя; обсуждение возможного развития событий; размышления о добре и зле и что же все-таки сильнее в человеческой природе; понятия цельности человеческой натуры и индивидуальности. Все это – не разглагольствования учителя о том, как эти вещи надо понимать; это живая беседа, где школьники были полноправными участниками. Любопытно было наблюдать, как ребята (9-ый класс) совершенно раскованно выступали в соответствии со своими личными особенностями: генераторы идей, «провокаторы», оптимисты и пессимисты, юмористы, скептики, циники, романтики, тихони и холерики. И ни один не сказал другому: «Ты дурак» – «От дурака и слышу», и учителю совершенно не приходилось говорить об уважении друг к другу, это уже сформированная норма отношений, приходилось только ограничивать во времени высказывания чересчур активных участников. На меня это произвело впечатление – изначальное уважение друг к другу, понимание ценности и неповторимости каждого человека, терпимость и открытость во взглядах. Я видела, как это взаимоуважение формируется в семье, как это делается в школе через школьные предметы, через организацию обучения, которая начинается с обсуждения и совместного принятия, а потом и соблюдения правил данного сообщества или данного класса.

Хочется привести еще один пример ценностного подхода, который я наблюдала на серии уроков по истории. Опять-таки не хронологический подход. Учитель начал с демонстрации диафильмов из римской и греческой мифологии (9-ый класс). Я спросила: «А разве этот материал не проходится в младших классах?» Но здесь это была отправная точка обсуждения роли личности в истории: Чем был человек в древнем мире? Мог ли он быть хозяином своей судьбы? – Все решалось богами, неповиновение воле богов жестоко каралось. С приходом христианства стало возможным искупление своих грехов, покаяние («Черт попутал», «Господь надоумил») И все же – в какой степени человек сам ответственен за свои поступки? Возрождение, средневековье, освоение Америки и наконец, 20-ый век, 2-я Мировая война. Вопрос учителя: оправдано ли было вмешательство Соединенных Штатов в театр военных действий в Европе? За что там гибли американские солдаты? 5 минут на краткий письменный ответ (ребята молча сосредоточенно пишут), затем почти все пожелали высказаться, большинство оправдывали участие США в той войне, несколько человек высказались против, аргументы приводились самые разные, от наивных до вдумчивых, основанных на хорошем знании истории того времени. И опять – никаких насмешек, полная раскрепощенность ребят, взаимное уважение. Следующий вопрос учителя: Гитлер обвиняется в геноциде «низших» по его представлению рас; а в Америке разве не геноцид индейского народа происходил еще в прошлом веке? Имела ли Америка моральное право осуждать Гитлера и воевать против него? Если поставить вопрос еще шире – имеет ли Америка право навязывать свои ценности другим народам с помощью военной силы и экономических санкций? Вопросы открытые, ответы могут быть разными, но дети практикуются в гражданской позиции и гражданской ответственности за себя и за свою страну. И на воспитание подобных ценностных ориентиров направлена вся система образования США.

Я не хочу утверждать, что система школьного образования в США лучше нашей. Всем известно, что академическая обученность наших школьников в среднем гораздо выше, чем в США. Русские школьники легко справляются с требованиями американской школьной программы. Но когда я сравниваю дневники впечатлений от поездки российских и американских школьников – я вижу, как мало наши ребята научены излагать свои собственные мысли; как мало у них инициативы в получении знаний о стране, куда они попали по воле случая; как непривычны для наших ребят позиции самоопределения и гражданской ответственности. И это не их вина. Это еще одно подтверждение того, что необходимо менять качество образования – в сторону повышения роли его надпредметных качеств: воспитание самостоятельности мышления, инициативности в учебной работе и самоопределении, формирование социальных умений и гражданской ответственности.