Программы развития системы дополнительного образования
Гущина Ирина Анатольевна, руководитель краевого Менеджерского центра развития дополнительного образования детей.
телефон (8-3912) 27-07-27
Современные требования к качеству содержания образования, инновационным формам организации дополнительного образования относятся в первую очередь и к людям, которые будут разрабатывать, реализовывать и сопровождать образовательные программы нового поколения. Кадровая политика в Программе развития системы дополнительного образования «Поколение ХХI: развитие человеческого потенциала» занимает одно из самых важных мест. Основными механизмами реализации кадровой программы стали краевой открытый конкурс летних образовательных программ (2001, 2002, 2003 гг.), Программа повышения квалификации работников системы дополнительного образования (2002-2003 гг.), Кадровая школа (2003-2004 гг.). Основные принципы, объединяющие эти этапы – добровольность (самоопределение участников) и включённость в деятельность. Все кадровые программы носят характер завершённого цикла мероприятий в течение учебного года и предполагают сопровождение участников в межсессионный период.
13-16 октября 2003 года на базе Дома работников просвещения прошла первая Кадровая школа по теме «Институциональные формы открытого образования». Впервые участниками школы, помимо управленческих и проектно-педагогических команд, стали такие категории, как менеджер образования, тьютор, проектировщик образовательных программ. Необходимость введения таких категорий слушателей в кадровую программу обусловлена тем, что эти позиции, так или иначе, стихийно возникают в каждом образовательном проекте. Программа Кадровой школы состояла из:
- экспертного дня, где специалисты ГУО, краевого Менеджерского центра, Экспертного совета представили ситуацию в Программе развития системы дополнительного образования «Поколение ХХI: развитие человеческого потенциала» и основные программные направления;
- аналитического дня, целью которого был анализ существующих схем модернизации краевой системы дополнительного образования и возможных сценариев разворачивания Программы;
- проектного дня, который включал в себя и экспертные лекции, и разработку проектов открытого образования (Массово-социальный проект для подростков», проект «Элективные курсы для старшей профильной школы», проект «Индивидуальные рекорды» и «Выпускной проект для старшеклассников»);
- организационного дня, который стал решающим для участников, поскольку предполагал презентацию собственных стажёрских позиций и составление плана-графика работ в Программе на 2003-2004 год.
Отдельной группой работали управленческие и проектно-педагогические команды базовых территорий Программы развития (Балахтинский, Шушенский, Кежемский, Енисейский район, города Канск и Лесосибирск), в результате чего были приняты стратегические направления работы на текущий учебный год и составлен план-график мероприятий базовых территорий по реализации Программы развития в своих регионах.
Всего в первой Кадровой школе приняло участие 135 человек из 27 районов красноярского края. Это студенты ВУЗов и старшеклассники, которые занимают в образовательных программах позицию тьюторов (28 %), педагоги-проектировщики (25%), менеджеры образования (9 %), директора и зам. директора учреждений дополнительного образования (26 %), специалисты органов управления образованием и заведующие районными методическими кабинетами (12 %). Все участники Школы получили межсессионное задание в соответствии со своей стажёрской позицией. Вторая сессия Кадровой школы запланирована в феврале 2004 года в соответствии с планом – графиком работ ГУО и краевого Менеджерского центра. В рамках Программы развития системы дополнительного образования «Поколение ХХI: развитие человеческого потенциала» возможно разворачивание Кадровых школ в базовых территориях Программы.