АРМИНИЙ, ЯКОБ

в Аудеватере (Южная Голландия) 10 октября 1560. Учился в Лейденском и Женевском университетах (в Женеве у Теодора Безы, ученика Кальвина). В 1588 стал пастором в Голландской реформатской церкви в Амстердаме, в 1603 – профессором теологии Лейденского университета. Изучение Послания к Римлянам апостола Павла убедило Арминия в том, что учение голландских кальвинистов о спасении не соответствует Св. Писанию. Он стал лидером группы т.н. арминиан и последние годы жизни посвятил межконфессиональным спорам. Умер Арминий в Лейдене 19 октября 1609.

В 1610 арминиане подали церковным властям представление (

), которое считается классическим изложением доктрины арминиан, или ремонстрантов. Ремонстранты выступили против пяти пунктов учения Голландской церкви: 1) о двойном предопределении – к спасению или погибели – в результате свободного акта божественной воли; 2) о том, что избранный непременно спасется, а осужденный – погибнет; 3) о том, что Христос умер только ради избранных ко спасению; 4) о том, что Бог дает благодать только избранным ко спасению; 5) о том, что получившие спасающую благодать никогда ее не утрачивают.

В 1618–1619 реформатский синод в Дордрехте официально осудил учение арминиан, 200 арминианских церковнослужителей лишились своих должностей. В Голландии арминиане сохранились как небольшая секта. Арминианство оказало сильное влияние на теологов в других странах (например, на Джона Уэсли в Англии), не согласных с кальвинистским учением о предопределении.