Бытовой мусор. Классификация и способы утилизации

[Традиции]    [Мероприятия]     [Факультативы]   [Творчество]    [Конкурсы]

 

Выполнили: ученицы 10А класса МОУ СОШ №90 г. Красноярска

Геворгян Нарине, Кучменко Екатерина

Научный руководитель: учитель биологии Акулова Е.А.

В настоящее время одной из основных экологических проблем является проблема загрязнения биосферы бытовым мусором.

В теоретической части работы рассмотрены понятия, связанные с данным вопросом: твердые бытовые отходы, классификация, утилизация, компостирование, переработка и вторичное использование, сортировка и т.д.

В практической части работы представлены результаты исследования по классификации бытового мусора, «произведенного» двумя семьями в течение одного месяца. Анализ результатов подтверждает высказанную гипотезу о том, что большую часть мусора составляют неразлагаемые отходы. Предложены способы решения проблемы повторного использования отслуживших свой век вещей.

Содержание.

Введение.

I. Теоретическая часть. Проблемы бытового мусора.

I.1. Твердые бытовые отходы.

I.2. Ситуация с ТБО в России.

I.3. Утилизация мусора.

II. Практическая часть.

II.1. Исследование и классификация бытового мусора семей г. Красноярска.

II.2. Направления практической деятельности по результатам исследования.

Заключение.

Литература.

Введение.

Актуализация. В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за ГОД мусор не уничтожать и не перерабатывать, а сыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус — высочайшую горную вершину Европы.

Можно называть несколько причин увеличения количества мусора:

— рост производства товаров массового потребления одноразового

использования;

— увеличение количества упаковки;

— повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию

вещи заменить новыми.

Большая часть бытового мусора не разлагается Б естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Доля такого мусора увеличивается с каждым годом. Это характерно не только для промышленности, сельского хозяйства, мегаполисов, но и ДЛЯ отдельно взятых жителей.

Цель работы: доказать значимость проблемы бытового мусора на примере отдельных семей г. Красноярска.

Задачи:

1. Познакомиться с классификацией отходов и способами избавления от них;

2. Сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов и личному участию в её решении.

Методы решения задач:

1.     Изучение теоретического материала по данному вопросу;

2.Классификация бытовых отходов, собранных двумя семьями за один месяц; сравнение результатов;

3. Организация разработки проектов по повторному использованию отслуживших свой век вещей в виде выставки «Вторая жизнь вещей» и профильного лагеря «Экологический десант».

Практическая значимость работы заключается в поисках предложений по утилизации бытового мусора и повторному его использованию в г. Красноярске.

I. Теоретическая часть. Проблемы бытового мусора.

Каждый российский гражданин ежегодно «производит» 300 кг твердых бытовых отходов (ТБО), примерно столько же отходов у парижанина и берлинца. Самые мощные «мусорщики» — американцы, у них на каждого жителя страны в год образуется 600 кг ТБО. Во всех странах состав ТБО Довольно близкий, его главные составляющие — бумага, стекло, органические остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы, ткани, металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор (старая мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и др.).

В целом переработка каждой из фракций ТБО не составляет проблемы, это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин — крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв. Пластики прессуют и из них делают садовые скамейки и тазики. И тем не менее, проблема ТБО остро стоит во многих странах, особенно в России.[7 .стр.64]

I.1. Твердые бытовые отходы.

Есть три основных варианта обращения с ТБО:

— захоронение;

— сжигание;

— сортировка и переработка.

Захоронение. Это самый антиэкологический вариант. При обычной свалке из нее вытекают токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан «берет на себя) 20% эффекта потепления климата). Если используется современный полигон для хранения ТБО (это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой пленки, в которой уплотненные слои ТБО пересыпают слоями почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют — их собирают и очищают. Тем не менее, метан в атмосферу все-таки попадает, а объем мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется, и нужно строить новый.[7.стр.65]

Сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удается уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии. Одна тонна мусора может дать 400 КВт/час. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Кроме того, значительное количество образующейся золы требует захоронения. За последние 20 лет интерес к сжиганию мусора снизился. В США закрыли половину ранее построенных заводов и прекратили строить новые. В Европе также не строят мусоросжигающие заводы и постепенно закрывают имеющиеся. [7.стр.65]

Сортировка и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объем и снижается выход первичных ресурсов. Для того, чтобы начать переработку, нужны инвестиции. Но после этого мусороперерабатывающие заводы становятся экономически нерентабельными. Перерабатывать ТБО выгодно на вторичное сырьё — бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др. — всегда есть спрос. [7.стр.66]

I.2. Ситуация с ТБО в России.

Ситуация с ТБО в России пока сложная. Перерабатывается не более 2%, так как сортировка мусора затруднена по разным причинам. Во-первых, значительная часть городского населения живет в небольших квартирах с маленькими кухнями, в которых трудно разместить несколько емкостей для разных фракций отходов. Во-вторых, сказывается недостаточная экологическая культура населения, Несмотря на строительство специальных полигонов и создания свалок с упрощенным контролем, к сожалению, повсеместно вокруг городов, сел и садовых кооперативов растут ожерелья несанкционированных свалок. Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенных для этого местах. С «диких» свалок ветер разносит бумагу и другие легкие отходы. Эти свалки не только уродуют ландшафт, но и угрожают человеческому здоровью. Часть бывших свалок может застраиваться жилыми кварталами. Но там продолжается выделяться биогаз — результат разложения органических веществ — создаёт взрыво- и пожароопасную ситуацию. На свалках в больших количествах размножаются грызуны, которые являются переносчиками инфекционных заболеваний. Страдает атмосферный воздух, почвы и грунтовые воды — почвы и растительность загрязняются на расстоянии до 1,5 км от свалок. Вблизи городских свалок в почве и грунтовых водах обнаружены соединения мышьяка, кадмия, хрома, свинца, ртути, никеля. [7.стр.66]

I.3. Утилизация мусора.

Не в любом месте можно устроить специально обработанную свалку. К решению этой задачи привлекаются специалисты различных направлений: геологи, гидрологи, экологи и др. При этом должны учитываться:

— роза ветров в районе свалки;

— расстояние от населенных пунктов, водоохранных и природоохранных зон;

— водопроницаемость грунтов;

— площадь территории, отводимой под свалку;

— расположение, удобное для подъезда транспорта, и др.

Компостирование мусора — способ обезвреживания и использования отходов.

Способом компостирования можно перерабатывать только органические вещества. Они имеют естественное происхождение и разлагаются под действием бактерий и кислорода воздуха. При компостировании, как правило, бытовые отходы смешиваются с отходами, образующимися при переработке сточных вод на очистительных сооружениях. Отходы перегнивают и образуют компост, используемый как удобрение.

Все большее значение приобретает переработка и вторичное использование отходов, так как это экономит сырьевые ресурсы нашей планеты. Американский ученый А. Теллер говорил: «Мы не должны больше рассматривать отходы как нечто, подлежащее уничтожению; мы должны видеть в них еще не использованные источники сырья».

Ниже приведены сравнительные характеристики различных способов ликвидации мусора.

Способ ликвидации мусора

Стоимость утилизации 1 т мусора (в долларах)

Степень уменьшения массы мусора

Возможность повторного использования мусора

Специально оборудованная свалка

35

1/3

Нет

Компостирование мусора

35-70

1/2

Есть (в виде удобрения)

Переработка мусора

55-70

9/10

Есть (для получения энергии)

Ежегодно в России образуется примерно 130 млн м3 твердых бытовых отходов, что составляет около 0,2 т на одного человека. На территории России сегодня действует 7 мусоросжигательных заводов, которые перерабатывают около 3 % твердых бытовых отходов, а 9 % вывозится ИЗ ГОРОДОВ на более чем 1000 ПОЛИГОНОВ для бытовых отходов. Остальная масса отходов поступает на свалки. Одно из направлений решения проблемы отходов — их сортировка. Особо опасные для здоровья людей и окружающей среды отходы, которые по разным причинам нельзя уничтожать вместе с бытовым мусором, называются спецотходами, к которым отнесено примерно 600 особо опасных веществ.

В их число входят:

— пестициды, содержащиеся главным образом в отходах производства химических средств защиты растений;

— радиоактивные отходы;

— мышьяк и его соединения;

— соединения свинца;

— батарейки;

— неиспользованные медикаменты;

— остатки химических средств защиты растений (ядохимикаты);

— остатки красок, лаков, клеев;

— остатки косметики (тени для век, лак для ногтей, жидкость для снятия лака);

— остатки бытовой химии;

— ртутные термометры.[l.стр92]

Ликвидация жидких и твердых спецотходов регламентируется строгими правилами и нормами. Часть сжигается в специальных установках, часть размещается на полигонах спецотходов. Большую часть из них приходится хранить на поверхности земли, соблюдая строгие меры предосторожности. Отходы размещаются в специальной водонепроницаемой платформе толщиной 3 м.

Проблема отходов усложняется в связи с тем, что естественное разложение различных материалов требует определенного времени. Например, для разложения бумаги требуется от 2 до 10 лет, консервной банки — 90 лет, для фильтра от сигареты — 100 лет, полиэтиленового пакета­200 лет, пластмассы — 500 лет, стекла — 1000 лет.[7.стр.68]

С введением малоотходных и безотходных технологий, вовлечением отходов в производственные ЦИКЛЫ их количество будет сокращаться, но на сегодняшний день использование отходов как вторичных ресурсов очень мало, а это дало бы значительный экологический эффект.

Следующая таблица представляет результаты исследований, показывающих ориентировочное соотношение ежегодного потребления ресурсов и выбросов современного крупного города.[1.стр.96]

Потребление ресурсов

Выбросы в окружающую среду

Название

Количество,

млн.т.

Название

Количество,

млн. т.

Вода

625

Сточные воды

500

Пища

2

Твердые отходы

2

Уголь

4

Газовые выбросы

(SO» NO» СО» углеводороды)

0,8

Нефть

2,8

Газ

2,7

Моторное топливо

1

Если проанализировать результаты, то видно, что большую часть будут составлять отходы первого и второго класса опасности, то есть наиболее токсичные и опасные для окружающей среды и здоровья населения отработанные вещества.

II. Практическая часть.

II.1. Исследование и классификация бытового мусора семей г. Красноярска.

Мусор — то, что стало нам уже не нужно. Как правило, в городе Красноярске каждая семья имеет емкость для сбора бытового мусора, который систематически, ежедневно, выносится на определенные места сбора — в контейнеры.

В течение одного месяца две семьи фиксировали содержимое мусорных ведер и классифицировали бытовой мусор по следующим видам:

— пищевые отходы;

— различные виды бумаги;

— металл;

— синтетические упаковочные материалы;

— стекло, фарфор, фаянс, глина;

— другие отходы.

Результаты исследования за одну из недель представлены в приложении в таблицах.

Анализируя результаты исследования, получили следующие соотношения разлагаемых и неразлагаемых отходов:

— в семье Геворгян Нарине — 41,4% и 58,6%;

— в семье Кучменко Екатерины — 44,30/0 и 55,7% соответственно.

Это подтверждает высказанную гипотезу

II.2. Направления практической деятельности по результатам исследования.

Результаты исследования побудили учащихся          организовать практическую работу в следующих направлениях:

1. Просветительская деятельность, затрагивающая вопросы нравственного экологического воспитания подрастающего поколения — классные часы среди учащихся школы, акции по уборке близлежащих территорий;

2. Разработка проекта по использованию отслуживших свой срок вещей;

3. Организация выставки «Вторая жизнь ненужных вещей»;

4. Создание проекта профильного лагеря «Экологический десант» по очистке берегов озер юга Красноярского края.

Заключение.

И так, целью нашей работы было: доказать значимость проблемы бытового мусора на примере отдельных семей г. Красноярска.

Мы рассмотрели понятие ТБО, основные варианты обращения с ними (захоронение, сжигание, сортировка и переработка). Ознакомились со сложившейся ситуацией в России. Разобрали возможные способы утилизации мусора и реализации их на практике.

В практической части проанализировали собранный мусор в течении месяца в двух семьях учениц 10 класса. Результаты исследования подтвердили высказанную гипотезу ученых, что в последнее время доля неразлагаемых отходов превышает долю разлагаемых естественным путем. По результатам исследований определили направления практической деятельности учащихся.

Литература.

1. Алексев С. В. Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов Общеобразовательных учреждений разных видов. СПб: СМИО Пресс, 2001. — 240 с.

2. Алексеев С. В., Груздева Н. В. Практикум по экологии.- АО МДС,I996. З.Миркин В. М., Наумова Л. Г. Экология России. — М.: АО МДС ,1996.

4. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Город без отходов//Биология в школе: журнал.-200S.-N,З.

5. Самкова В. А. Экологический практикум «Город, в котором я живу»/ Биология в школе: журнал.-2001.-N,S, 7.

6. ВладышевскиЙ д. В. Экология и мы: Учебн. пособие.-Издательство Красноярск. Ун.-та, 1994.

7. экология. Элективные курсы. 9 класс / авт.-Сост. М.В.Высоцкая.­Волгоград: Учитель, 2007.