«Допрофессиональная подготовка учащихся малочисленных и малокомплектных школ как один из этапов становления школоцентризма»

Пояснительная записка

Цель блока: • обеспечить освоение слушателями базовых знаний в области  допрофессиональной подготовки учащихся в условиях малочисленности и  малокомплектности, а также в области становления школоцентризма на селе; • способствовать развитию инициатив в области становления школоцентризма,  инициировать становление мобильных групп для разрешения проблем

  общей тематики.

Задачи блока: • построить для участников образовательной программы «проблемное поле»,  определяющее специфику допрофессиональной подготовки учащихся в  малочисленных и малокомплектных школах. • определить основные смыслы в вопросе становления школоцентризма на  селе. • дать историко-критический анализ состояния образования на селе. • способствовать самоопределению слушателей для оформления  индивидуальных образовательных задач. • обеспечить условия для освоения базовых знаний, необходимых для  реализации конкретных изменений. • обеспечить условия для разработки собственных проектов или для  коррекции, уточнения, анализа уже имеющихся проектов. • создать условия для становления мобильных групп.

• формировать представления о возможных изменениях в управлении ОУ.

Ожидаемые результаты освоения программного материала: • мотивация участников к проектной деятельности в плане становления  «школоцентризма» на селе. • мотивация участников к созданию других групп, блоков по изучению  определенных проблем. • обновление содержания образования блока за счет отражения в нем  существующих практик. • общественная экспертиза содержания образования самого блока и  входящих в блок инициатив. • изменение в системе управления сельским образованием за счет усиления

  роли государственно-общественной составляющей.

Этапы освоения блока: I – аудиторно-дистанционное обучение. II – проектирование изменений в собственном образовательном учреждении с     учетом тематики блока. III – обсуждение проекта с руководителем блока и другими участниками,      осваивающими данный блок. IV – реализация проекта и обсуждение хода реализации. V – описание результатов.

VI – рефлексивный анализ.

Формы учебной деятельности: • установочные доклады; • индивидуальное изучение установочных материалов; • работа в группах; • подготовка сообщений; • индивидуальные задания с учетом специфики образовательных  потребностей слушателей; • круглый стол; • проблемный семинар; • проблемно-проектный семинар; • контроль за решением индивидуальных образовательных задач (ИОЗ) через  оформление и сборку материалов на сайте модуля «Содружества, союзы и

  ассоциации сельских школ».

Примерная тематика блока: (тематика может изменяться в зависимости от образовательных потребностей слушателей блока) 1. Место блока «Допрофессиональная подготовка» в модуле «Содружества,    союзы и ассоциации сельских школ». 2. Историко-критический анализ состояния образования на селе. 3. Формирование индивидуальных образовательных задач. 4. Основные смыслы в вопросе становления «школоцентризма» на селе. 5. Организация допрофессиональной подготовки в малочисленных и    малокомплектных школах. 6. Смысл и форма нововведения в организации управления. 7. Ожидаемые социальные эффекты.

8. Описание новых видов деятельности детей.

Содержание тем

1. Место блока «Допрофессиональная подготовка» в модуле «Содружества, союзы и ассоциации сельских школ».

АСШ как сетевая организация. Место модуля «Содружества, союзы и ассоциации сельских школ» в сетевом университете (СУ). Возможность взаимодействия между модулями СУ. Возможность реализации задач блока через модуль «Содружества, союзы и ассоциации сельских школ» и СУ.

2. Историко-критический анализ состояния образования на селе.

История развития и попытки решения проблем сельского образования. Отражение проблем сельского образования в нормативно-правовых документах. Анализ состояния сельского образования.

3. Формирование индивидуальных образовательных задач.

Схема подготовки субъекта к деятельности. Формы решения вопросов подготовки субъекта к деятельности. Из чего складываются индивидуальные образовательные задачи?

4. Основные смыслы в вопросе становления «школоцентризма» на селе.

Понятие «школоцентризма». Его роль в развитии школы и в реализации образовательных потребностей социума. Положительные и отрицательные аспекты идеи «школоцентризма».

5. Организация допрофессиональной подготовки в малочисленных и малокомплектных школах.

Специфика малочисленных и малокомплектных школ. Обоснование необходимости изменения содержания образования. Предназначение и результаты допрофессиональной подготовки. Формирование ИОЗ.

6. Смысл и форма нововведения в организации управления.

Изменение учебного плана (УП), усиление общественной составляющей и формирование государственно-общественного управления ОУ. Эффективное использование сети для решения образовательных потребностей и расширение поля проектной деятельности. Использование общественной экспертизы (через сетевое взаимодействие) как критерий эффективности нововведения в управлении и изменении содержания образования. Ревизия управленческих взаимодействий с различными структурами, связанными с развитием территории. Простроение перспективных и стратегических линий взаимодействия для эффективного использования различного рода инвестиций.

7. Ожидаемые социальные эффекты.

Что такое социальный эффект? Социальные партнеры.

8. Описание новых видов деятельности детей.

Формы и принципы организации детского самоуправления. Схема и структура самоуправления. Деятельность и приобретенные навыки.

Распределение часов образовательного блока по темам
и видам работ

Наименование темы Формы работы Всего часов
1. Место блока «Допрофессиональная подготовка» в модуле «Содружества, союзы и ассоциации сельских школ». Лекция 4
Рефлексия
2. Историко-критический анализ состояния образования на селе. Лекция 2
Рефлексия
3. Формирование индивидуальных образовательных задач. Индивидуальная работа 1
Работа в группах 1
Сообщения группы
Лекция 1
Рефлексия
4. Основные смыслы в вопросе становления «школоцентризма» на селе. Лекция 2
Рефлексия
5. Организация допрофессиональной подготовки в малочисленных и малокомплектных школах. (ИОЗ). Лекция 1
Рефлексия 1
Работа в группах 1
Индивидуальная работа 1
6. Смысл и форма нововведения в организации управления. Лекция 4
Рефлексия
7. Ожидаемые социальные эффекты. Лекция 1
Работа в группах 1
Индивидуальная работа 1
8. Описание новых видов деятельности детей. Лекция 1
Работа в группах 2
Всего — 25