Пояснительная записка
Цель блока: • обеспечить освоение слушателями базовых знаний в области допрофессиональной подготовки учащихся в условиях малочисленности и малокомплектности, а также в области становления школоцентризма на селе; • способствовать развитию инициатив в области становления школоцентризма, инициировать становление мобильных групп для разрешения проблем
общей тематики.
Задачи блока: • построить для участников образовательной программы «проблемное поле», определяющее специфику допрофессиональной подготовки учащихся в малочисленных и малокомплектных школах. • определить основные смыслы в вопросе становления школоцентризма на селе. • дать историко-критический анализ состояния образования на селе. • способствовать самоопределению слушателей для оформления индивидуальных образовательных задач. • обеспечить условия для освоения базовых знаний, необходимых для реализации конкретных изменений. • обеспечить условия для разработки собственных проектов или для коррекции, уточнения, анализа уже имеющихся проектов. • создать условия для становления мобильных групп.
• формировать представления о возможных изменениях в управлении ОУ.
Ожидаемые результаты освоения программного материала: • мотивация участников к проектной деятельности в плане становления «школоцентризма» на селе. • мотивация участников к созданию других групп, блоков по изучению определенных проблем. • обновление содержания образования блока за счет отражения в нем существующих практик. • общественная экспертиза содержания образования самого блока и входящих в блок инициатив. • изменение в системе управления сельским образованием за счет усиления
роли государственно-общественной составляющей.
Этапы освоения блока: I – аудиторно-дистанционное обучение. II – проектирование изменений в собственном образовательном учреждении с учетом тематики блока. III – обсуждение проекта с руководителем блока и другими участниками, осваивающими данный блок. IV – реализация проекта и обсуждение хода реализации. V – описание результатов.
VI – рефлексивный анализ.
Формы учебной деятельности: • установочные доклады; • индивидуальное изучение установочных материалов; • работа в группах; • подготовка сообщений; • индивидуальные задания с учетом специфики образовательных потребностей слушателей; • круглый стол; • проблемный семинар; • проблемно-проектный семинар; • контроль за решением индивидуальных образовательных задач (ИОЗ) через оформление и сборку материалов на сайте модуля «Содружества, союзы и
ассоциации сельских школ».
Примерная тематика блока: (тематика может изменяться в зависимости от образовательных потребностей слушателей блока) 1. Место блока «Допрофессиональная подготовка» в модуле «Содружества, союзы и ассоциации сельских школ». 2. Историко-критический анализ состояния образования на селе. 3. Формирование индивидуальных образовательных задач. 4. Основные смыслы в вопросе становления «школоцентризма» на селе. 5. Организация допрофессиональной подготовки в малочисленных и малокомплектных школах. 6. Смысл и форма нововведения в организации управления. 7. Ожидаемые социальные эффекты.
8. Описание новых видов деятельности детей.
Содержание тем
1. Место блока «Допрофессиональная подготовка» в модуле «Содружества, союзы и ассоциации сельских школ».
АСШ как сетевая организация. Место модуля «Содружества, союзы и ассоциации сельских школ» в сетевом университете (СУ). Возможность взаимодействия между модулями СУ. Возможность реализации задач блока через модуль «Содружества, союзы и ассоциации сельских школ» и СУ.
2. Историко-критический анализ состояния образования на селе.
История развития и попытки решения проблем сельского образования. Отражение проблем сельского образования в нормативно-правовых документах. Анализ состояния сельского образования.
3. Формирование индивидуальных образовательных задач.
Схема подготовки субъекта к деятельности. Формы решения вопросов подготовки субъекта к деятельности. Из чего складываются индивидуальные образовательные задачи?
4. Основные смыслы в вопросе становления «школоцентризма» на селе.
Понятие «школоцентризма». Его роль в развитии школы и в реализации образовательных потребностей социума. Положительные и отрицательные аспекты идеи «школоцентризма».
5. Организация допрофессиональной подготовки в малочисленных и малокомплектных школах.
Специфика малочисленных и малокомплектных школ. Обоснование необходимости изменения содержания образования. Предназначение и результаты допрофессиональной подготовки. Формирование ИОЗ.
6. Смысл и форма нововведения в организации управления.
Изменение учебного плана (УП), усиление общественной составляющей и формирование государственно-общественного управления ОУ. Эффективное использование сети для решения образовательных потребностей и расширение поля проектной деятельности. Использование общественной экспертизы (через сетевое взаимодействие) как критерий эффективности нововведения в управлении и изменении содержания образования. Ревизия управленческих взаимодействий с различными структурами, связанными с развитием территории. Простроение перспективных и стратегических линий взаимодействия для эффективного использования различного рода инвестиций.
7. Ожидаемые социальные эффекты.
Что такое социальный эффект? Социальные партнеры.
8. Описание новых видов деятельности детей.
Формы и принципы организации детского самоуправления. Схема и структура самоуправления. Деятельность и приобретенные навыки.
Распределение часов образовательного блока по темам
и видам работ
№ | Наименование темы | Формы работы | Всего часов |
1. | Место блока «Допрофессиональная подготовка» в модуле «Содружества, союзы и ассоциации сельских школ». | Лекция | 4 |
Рефлексия | |||
2. | Историко-критический анализ состояния образования на селе. | Лекция | 2 |
Рефлексия | |||
3. | Формирование индивидуальных образовательных задач. | Индивидуальная работа | 1 |
Работа в группах | 1 | ||
Сообщения группы | |||
Лекция | 1 | ||
Рефлексия | |||
4. | Основные смыслы в вопросе становления «школоцентризма» на селе. | Лекция | 2 |
Рефлексия | |||
5. | Организация допрофессиональной подготовки в малочисленных и малокомплектных школах. (ИОЗ). | Лекция | 1 |
Рефлексия | 1 | ||
Работа в группах | 1 | ||
Индивидуальная работа | 1 | ||
6. | Смысл и форма нововведения в организации управления. | Лекция | 4 |
Рефлексия | |||
7. | Ожидаемые социальные эффекты. | Лекция | 1 |
Работа в группах | 1 | ||
Индивидуальная работа | 1 | ||
8. | Описание новых видов деятельности детей. | Лекция | 1 |
Работа в группах | 2 | ||
Всего — 25 |