Достижения КСОдвижения

Потребность в исследованиях при организации коллективных учебных занятий была всегда. Эта проблема особо обозначилась в рамках организационно-деятельностной игры, 2002 года. Какие были исследования, что исследовали, кто исследовал и что наработали — эти вопросы волнуют всех.

В рамках организационно-деятельностного семинара КСОдвижения «Развитие образования: методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования», прошедшего с 21 по 23 апреля 2003 года, работала выставка достижений КСОдвижения. Ее предназначением было показать исследовательские наработки в разных аспектах КСОдвижения, начиная с 1986 года. На взгляд организаторов, материалы выставки могут являться основой для настоящих и будущих исследований в КСОдвижении.

На выставке было представлено три исторических этапа развития движения:

I этап — становление и развитие организационно-деятельностных игр (ОДИ), посредством которых развивалась идея создания массовой практики коллективных учебных занятий, построения III и IV фазы переходного периода от группового способа обучения к коллективному. Это был период реализации двух направлений развития КСОдвижения, которые определили сегодняшнее состояние нашего педагогического течения: 1) широкомасштабное внедрение в педагогическую практику методик коллективных учебных занятий учителями не только Красноярского края, но и другими педагогами бывшего Союза — Казахстана, Якутии, Тюмени, Кемеровской области и др.; 2) методологическое образование учителей, преподавателей и других субъектов образовательного процесса. Именно в это время начал работать городской методологический семинар, который возглавляет М.А. Мкртчян. И этот период ознаменовался массовым использованием ОДИ для повышения методологической и профессиональной квалификации педагогов. Нашей командой за 13 лет проведено почти 50 игр!

Этот период на выставке был представлен различными документами, которые показали результаты первых исследований КСОдвижения: исследования проблем становления новой образовательной практики, проблем программирования деятельности экспериментальных площадок, проблем содержания образования на коллективных занятиях и другие. Они нашли свое отражение в статьях, организационных проектах первых игр, документах, программах и отчетах о деятельности первых экспериментальных площадок, в описаниях проблем по становлению первых шагов практики.

II этап — создание и становление инновационных комплексов. Этот этап был наполнен идеей создания экспериментальных площадок в школах края по организации III фазы коллективных учебных занятий, создания университета непрерывного образования, методологических и управленческих семинаров в школах. Достижениями 2-го этапа можно считать создание различных курсов по подготовке педагогических кадров по организации коллективных учебных занятий, организацию различных моделей школьного самоуправления, разработку учителями пакетов дидактического материала и другие. Этот период был представлен документами по созданию и развитию районных комплексов, общественных объединений, концепции и программы развития площадок комплексов, разработками частных методик по предметам, исследованиями в области управления инновационными школами и т.д.

III этап — создание разных проектов, сетевой соорганизации различных субъектов практики образования. Этот этап наполнен идеей становления программной организацией деятельности различных субъектов. Он ознаменовался появлением множества мощных коллективных субъектов движения, которые реализуют различные проекты, направленные на решение разнообразных проблем практики образования: • решение проблемы включенности каждого ребенка в учебный  процесс; • реализация идеи непрерывного профессионального образования  педагогов; • преобразование учебного процесса в малокомплектных сельских  школ;

• изменение способов подготовки педагогов в ВУЗах.

Этот период на выставке был представлен различными проектами, документами районных инновационных комплексов, программами курсовых мероприятий, концепциями развития школ комплексов, подборкой материалов центра подготовки менеджеров образования.