Эксперимент на выживание

В Гмирянской основной школе на 26 учащихся приходится 8 преподавателей, однако, в отличие от Иршинской основной школы, где на 141 ученика — 25 учителей, закрывать ее никто не собирается. А ведь пресловутая наполняемость классов в этой школе еще ниже, чем у иршинцев, — менее 3 человек.

Процесс обучения в школе идет совершенно нетрадиционно. Например, в учительской комнате, когда мы посетили ее, за столами сидело трое разновозрастных учеников, изучавших, как мне показалось/географию. Но, как выяснилось, не только ее. Один учащийся занимался физической географией, другой природоведением, а третий еще какой-то географией, которых так много в учебной программе. За столом завуча сидела директор школы Валентина Николаевна Краус и давала задание еще одному ученику. Примерно такую же картину мы наблюдали и в других кабинетах. В кабинете истории одновременно занимались дети, часть которых изучала отечественную историю, другая — историю древнего мира. А в кабинете математики и физики одни учащиеся познавали действия с дробями, другие — раздел физики «Кинематика». После часа хождений по классам у меня все настойчивей стало проявляться желание поговорить с кем-нибудь из педагогов. Однако звонка с урока так и не было. В этот момент из кабинета биологии вышел последний ребенок и преподаватель осталась одна. Воспользовавшись этим, я представился учителю и выяснил, что зовут ее Анна Николаевна Кругляк.

— Не трудно ли вести занятие, — задал я первый вопрос по существу, — в разновозрастной группе сразу же по нескольким направлениям направлениям биологии?

— Я в школе работаю первый год, — начала пояснять Анна Николаевна, — после окончания Красноярского педуниверситета. На четвертом курсе, как и положено всем студентам, проходила практику в одной из красноярских школ. Там все традиционно, поэтому особых сложностей не испытывала. Знала, что, например, в понедельник у меня по одному уроку в шестом и седьмом классах. По программе мы должны изучить то-то и то-то. Накануне готовилась к занятиям. И они проходили достаточно гладко. В нашей же школе работать гораздо сложнее. Здесь ты на виду у всех ребятишек. Работа строится по индивидуальному принципу.

— А когда же все-таки прозвучит звонок с урока?

— Звонка не будет. Он звучит всего лишь два раза в день. В восемь часов утра, когда мы приступаем к работе, и в обед. Обед длится пятнадцать минут, а вообще рабочий лень — с восьми и до трех.

— Тогда как же лети ориентируются, к какому преподавателю им идти? Какие предметы изучать сейчас и через час?

— В пятницу, в конце рабочего дня, все преподаватели собираются на совещание в учительскую, которая у нас называется пультом управления. На совещании мы рассматриваем каждого ребенка в отдельности.. Смотрим/что ему удалось изучить по программе за неделю, что не удалось. На что обратить более пристальное внимание. После этого анализа вырабатываем маршрут движения каждого ребенка на следующую неделю. . ,

— Что положительного дает детям такая методика преподавания?

— Во-первых, дисциплинирует их. Здесь же все как на ладони. Во-вторых, у детей появляется чувство ответственности за свою работу. Как говорят преподаватели со стажем, даже те дети, кто был еще в прошлом году запушенным в плане обучения, резко пошли в гору. В-третьих практически у всех детей появилась заинтересованность в учебе.

— И все-таки, откуда ребята узнают, что от них будут требовать преподаватели на следующей неделе?

— В каждом классе на стенах, развешаны таблицы, в которых указывается маршрут движения каждого ученика.

— Помогают ли сильные ученики слабым ребятишкам?

— Такая помощь является одним из составных элементов процесса обучения. Более сильные дети часто проверяют работы своих слабых товарищей. Помогают им разбирать те или иные сложные моменты программы.

— А преподаватели чем в таком случае занимаются?

— Работы всем хватает. Преподавателям, естественно, больше всех, Они организуют учебный процесс, ведут за собой ребятишек. Объясняют новый материал.

Уникальность обучения в Гмирянской школе очевидна, и все это, конечно, замечательно. Но один вопрос так и остался для меня не раскрытым. Может быть, это связано с тем, что я неправильно понимаю суть затеянной в стране реформы образования? Но факты, как говорится, неумолимая вещь. Жесткий стандарт численности учащихся в классе, не менее жесткое количество ставок преподавателей направляют реформу в русло экономии денежных средств, отпускаемых на образование. В связи с этим с будущего года ряд школ будет закрыт.

Например, Иршинскую школу, скорее всего, несмотря на проведенный сход жителей поселка, ожидает именно такая участь. И это факт.

Непонятна ситуация с Заозерновской школой-интернатом, где комплектность классов тоже не соответствует принятому стандарту.

Тогда почему же Гмирянская школа выпадает из этого драматического списка? Может быть, потому, что районные чиновники от образования, в отличие от своих коллег из Заозерного, давным-давно поняли смысл реформы и, чтобы выжить, заранее начали к ней готовиться?