Эссе Чернышевой Светланы Николаевны

Эссе Чернышевой Светланы Николаевны
«Моя педагогическая концепция»

«… процесс перемен в школе начинаетсяс учителя, с перемен в его взглядах,

методах, решениях организаторских проблем.»

Ю. А. Конаржевский

Однажды мой десятилетний сын, выполняя очередное задание по экономике, спросил: «За что ты получаешь заработную плату, ведь ты ничего не производишь?». Помнится, я возмутилась и с жаром начала объяснять, что учителя производят нематериальные ценности, дают образование людям, чтобы они потом могли производить все нужное для жизни. Он удивленно посмотрел на меня и спросил: «А что люди сами образовываться не могут?». «Наверное, могут» – чуть слышно ответила я и вышла из детской.

Почему простой детский вопрос вызвал у меня затруднения? Какова роль учителя в школе и в обществе вообще?

На мой взгляд, за кажущейся простотой скрывается одна из основных проблем современного образования – каков же продукт педагогической деятельности. И каждый из нас по своему решает данную проблему, главной сутью которой будет то, что образование и собственная педагогическая деятельность, зависит от того, какой результат желает получить от школы общество.

Современная жизнь во многом изменила школу. Школа стала жестче, холоднее, формальнее, чем несколько десятилетий назад. И хотя такое изменение порождено жизнью, однако, оно не может быть оправдано, и не могут оставаться без изменения такие формы воздействия на учащегося, которые деформируют его личность.

Почему так происходит, что доверчивый, любознательный, жаждущий учиться малыш, который пришел в школу с букетом цветов в первый класс, постепенно разочаровывается в школе, а в конце обучения мечтает поскорее покинуть ее стены? Этот вопрос, пожалуй, является самым важным в педагогической деятельности и входит в выше обозначенную проблему.

Школа является для учащихся вторым домом на протяжении десяти лет, это огромный отрезок времени: детство, отрочество, юность. И след который оставит она в душе ребенка – неизгладим. Как пройдут эти емкие по своей значимости годы – зависит от нас, учителей. Какие мы учителя? Кого сегодня больше в школе: настоящих педагогов или урокодателей, выносящих личность ребенка за скобки?

Характерной особенностью современного этапа развития российского общества стал интерес к образованию, который признает главной ценностью личность учителя и учащегося, их творческое и свободное развитие. Долгое время в отечественной педагогике личностный потенциал обучаемого направлялся на усвоение стандартов. В современных условиях признается ценность личностного потенциала человека, его право на свободу, развитие и проявление своих способностей.

Личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей и способностей, открыта для восприятия нового опыта в жизни, способна на осознанный выбор в разнообразных условиях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается главной целью обучения и воспитания в отличие от формализованной передачи ЗУН и норм социальной жизни. Исходя из данной цели, главным для учителя будет создание педагогических условий, очутившись в которых ребенок сам захочет достигнуть какого-то результата. Все зависит от того, как учитель представляет себе учебный процесс, какую роль отводит в нем себе и ученику. Я учу ученика или он сам учится, а я ему помогаю? А это значит, чтобы учащийся не просто запоминал факты и законы, которые он сможет использовать позже, а чтобы он жил, учась тому образу жизни, в котором ему предстоит жить.

Главными в образовательном процессе становятся надпредметностные умения, а учебный материал – средством для их развития. Тем более, что в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается, что: общеобразовательная школа – базовое звено образования, и ее модернизация предполагает ориентацию образования на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

Поэтому, на мой взгляд, одним из результатов образовательного процесса может являться развитие способности учащихся к деятельности исследовательской, научной и творческой, так как только в деятельности происходят качественные изменения личности. Потому что именно человек, обладающий данными компетентностями, может ориентироваться в новых научных технологиях, умеет не только адаптироваться в быстроменяющемся мире, но и способен к преобразованию этого мира. Учащийся включенный в исследовательскую деятельность самостоятельно приобретает умения познавать мир, себя и себя в мире.

По-моему, каждый учитель, в первую очередь, должен изменить свое отношение к учащимся и решить, что он должен давать своим ученикам просто «знания» или научить способам добычи знаний. Учитывая, что количество знаний в мире каждый год увеличивается в геометрической прогрессии и они устаревают, я склоняюсь к последнему предположению — научить учащихся способам деятельности, то есть научить самообразовываться. А за это мы и должны получать заработную плату.

В заключении, хочу привести слова немецкого мыслителя А. Дистервега, которые считаю девизом своей педагогической деятельности: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».