Эссе Кочерова Виктора Васильевича

Эссе «Моя педагогическая философия»


Кочеров Виктор Васильевичучитель физики и информатикиОрджоникидзевской с.о.ш.

Мотыгинского района Красноярского края

Просите о великом,
и малое приложится…

По словам китайского мудреца Конфуция, непросто жить во время перемен. Учиться и учить в такие времена непросто вдвойне. Перестройка общества, реформирование школы еще далеко не закончились, и поэтому необходимость меняться, искать новые формы обучения, для учителя вопрос более чем насущный.

Первые месяцы работы!… Долгие умные объяснения интересных явлений, сложных задач, многоэтажные логические рассуждения и выводы!… Радость от того, что дети тебя завороженно слушают и с готовностью соглашаются с твоими выводам… Но долго этот самообман не может продолжаться. Такие уроки приносят пользу только учителю – он учится лучше говорить, глубже понимать, показывать, решать задачи… В этом ли предназначение учителя?

Еще одна восточная мудрость гласит : «Когда я слышу, я забываю, когда я вижу – запоминаю, когда действую – понимаю». Игнорировать эту истину просто невозможно. Детей не станешь подгонять под привычные и удобные для себя рамки. Мол, так учили других, научим и тебя. Дети УЖЕ ДРУГИЕ, и подход к их обучению должен быть другим. Они уже живут в мире, пронизанном потоками информации – яркой, броской, активной, часто бессмысленной, но всегда рассчитанной на то, чтобы остаться в памяти, завладеть вниманием. Конкурировать с этим непросто, а используя традиционные методы, почти невозможно. Если учесть то, что и мы все уже живем в мире, таком, что постоянно сталкиваемся с необходимостью обращения к разным источникам информации, то умение извлекать, транслировать и усваивать информацию, представленную разными способами и в разных источниках должно выступать в роли главного результата обучения. Альтернативы нет – обучение должно быть развивающим, форма подачи информации — конкурентной, способы представления информации – разнообразными.

Научить всех детей физике – достойная и одновременно пустая задача. Важнее помочь им раскрыть свои способности и дать возможность максимально их развить. Научить их учиться, открыть им счастье познания нового, испытать вместе с ними творческие успехи, радость интеллектуальной деятельности. Люди, обладающие такими качествами, не пройдут мимо физики. Физик – это человек, деятельно смотрящий на мир и не перестающий удивляться многообразию и великолепию его законов.

Конечно, это более сложная задача, чем постигать законы мира и вещать о своем знании. Но и неизмеримо более достойная. И только она позволяет черпать творческие силы, в которых так нуждаются единомышленники, каждый день из года в год входящие в твой класс. А ведь этих сил требуется много…

Однажды на уроке меня ждал сюрприз. Десятые классы в объединенном составе ждали меня. «Виктор Васильевич, прочитайте свои стихи про рельсы…». Такой вопрос застал меня врасплох. Я с юности писал стихи, но не афишировал этого. Только однажды, когда в районной газете проходил семейный конкурс, я, вместе с дочерью, участвуя в нем послал несколько стихотворений. Тридцать пар глаз ожидающе смотрели на меня. Надо было читать.

Такой тишины на уроке у меня не было ни разу…

Для меня это был урок более значительный, чем для них. Молодежь мало интересуется поэзией. И их просьба – не дань их особого интереса или любви к ней. У них интерес более жизненный и важный. Делать жизнь с кого… Чем интересоваться, что считать важным, как себя вести, чтобы быть полезным, результативным и востребованным людьми. Каждую минуту на уроке и вне него они внимательно наблюдают за нами. Они видят даже то, что мы не подозреваем о себе, потому что смотрят не глазами, а сопоставляют не разумом. И личность учителя – его интересы, его любовь к предмету, которым он занимается, его деятельность, его успешность, его востребованность обществом – для детей урок жизни, а для учителя – залог выполнения его образовательных целей. Желание вас понять у детей возникнет тогда, когда возникнет желание быть хоть чуточку похожим на вас.

После победы на районном конкурсе «Учитель года», на одном из уроков в восьмом классе меня озадачил неожиданный вопрос: «Виктор Васильевич, правда, что вы самый лучший физик?». Вопрос задал мальчишка, один из тех, кого принято считать шалопаями – непоседа, вихрь противоречивых энергий, интересующийся на уроке всем происходящим, кроме того, что объясняет учитель. И именно в такой формулировке – не больше не меньше. В его наивном детском сознании успех его учителя преломился так – в превосходной степени. Ведь это же ЕГО УЧИТЕЛЬ! Ведь именно он – Ваня К., ученик 8 класса – сопричастен к этому успеху, и теперь ему – Ване – тоже по плечу очень многое. Это новое чувство поможет ему решать появившуюся задачу – соответствовать своему новому положению. Конечно же, это чувство вряд ли заставит его читать скучные ему учебники, но оно будет прорастать в нем и искать выход всеми доступными способами. С каким азартом потом он пытался покорить коварный компьютерный тренажер, созданный ЕГО УЧИТЕЛЕМ, подбрасывающий каждый раз задание не такое, как предыдущее!

Учитель – это сеятель. Он призван неустанно сеять, а это значит знать самому, иметь запас знаний, умений и приемов. Не жалеть усилий, которые не дали всходов, а делать выводы на будущее. Взращивать посеянное — значит побуждать к деятельности и познанию, применять, варьируя различные формы обучения и расширять арсенал инструментов познания. При этом нужно желать урожая, а значит верить в силы и способности ученика, расширять его горизонты. Быть интересным, результативным, побуждать к сотрудничеству. Быть готовым к успехам ученика и приближать их.

сеять – значит быть понятным.

взращивать – значит быть внимательным и настойчивым. Учитывать особенности и использовать рациональные методы и приемы.

получить всходы – значит, быть понятым.

взрастить – значит научить верить в свои силы, самостоятельно стремиться к большему

получить плод – значит иметь возможность сотрудничать в реальных делах.

Учебные предметы в своей основе для детей скорее скучны и трудны, чем доступны и красочны. И у детей формируется ощущение неоправданности их усилий по изучению предмета, необоснованности значения этих предметов для их жизни. Аргументы детей не убеждают. Только собственные успехи и доверие к учителю вызывают чувства, способные наполнить детей энергией и стремлением преодолевать трудности.

Я прихожу в школу каждый день. Это моя школа, это большая часть моей жизни. А от жизни не берут выходных. Жизнь может быть нелегка, но от нее нельзя уставать.

Я иду в школу с чувством, что там меня ждут единомышленники. И я рад, что для них также как и для меня, познание и развитие стало неотъемлемой частью их жизни и интересов. Многие уже попробовали свои творческие силы, нашли себя, научились быть полезными. Нашли себя и протоптали тропинку для других. Я рад, что смог им помочь в этом. И приложу все силы, чтобы тропинки, не зарастали, а множились.