Эссе «Моя педагогическая философия»
Фомина Марина Александровна
учитель истории и обществознания сш. №3 г. Ачинска Красноярского края
Живи интересами детей, и ты поймешь, что радость тесных отношений с ними – одна из величайших земных радостей.
(из Кодекса педагогической этики)
Я – учитель. Каким долгим и трудным был путь к моему решению остаться в школе. Несколько раз я уходила, уверенная, что никогда не вернусь. Поэтому сейчас могу твердо сказать: я в школе не случайно.
Анализируя тот, первый, этап своего профессионального становления, пришла к выводу, что больше всего боялась, испытывала, чуть ли не священный ужас, что мне придется прикасаться к душам своих воспитанников. А вдруг это прикосновение будет грубым, бестактным, вдруг я сломаю чью-то судьбу? Брака в работе педагога быть не должно, это мое твердое убеждение.
У меня были замечательные учителя, мудрые, верящие в силы и способности своих воспитанников. Они старались относиться к нам бережно, искренне, учили быть открытыми добру и красоте, любви и состраданию. Мне хотелось быть только таким учителем или не быть им вовсе. Хочу сказать спасибо своим коллегам и ученикам, они помогли мне поверить в себя.
Завоевать любовь и уважение детей трудно, намного труднее удержать это отношение к себе. Как этого добиться? Это тема для целого научного трактата, а не для небольшого эссе. Все же постараюсь изложить свою точку зрения.
- Прежде всего, надо любить детей, только тогда мы сможем понять их. Они все чистые, светлые, добрые и хотят такими остаться. Даже те, по чьим судьбам и душам кто-то прошелся в грязных сапогах и оставил следы. Эти дети нуждаются в любви и поддержке еще больше. Пока они маленькие и не превратились прожженных циников и лицемеров, следы еще можно «отмыть». Легко любить все человечество, гораздо труднее любить того, кто рядом с нами.
- Надо быть сдержанным и терпеливым, нельзя опускаться до оскорблений и унижений детей, и дети никогда не унизят учителя. Не унижай сам и не давай унижать другим, защити от самоуправства. На мой взгляд, между детьми и учителем не должно быть причин для противостояния по определению, потому что учитель – взрослый человек и должен предвидеть последствия своих поступков.
- Если учитель не прав и понимает это, ему нужно попросить у ребенка прощение. В этом не слабость, а сила учителя.
- Надо быть великодушным и доверять детям, отказаться от мелочной опеки. Это помогает взрослению и принятию детьми активной позиции в жизни.
- Надо воспитывать в себе обязательность. Данное детям, но не сдержанное слово разрушает авторитет учителя. Надо строго хранить детские тайны. Это рождает ответное доверие.
- Никогда нельзя требовать от ребенка того, что не делаешь сам, и спрашивать того, чему не учил.
- Главным принципом деятельности учителя, также как и врача, должен быть принцип « не навреди». Помни древнюю мудрость – «Больше учись, осторожнее учи»
- Правильно организованная деятельность всегда дает результат. Если что-то не получается, недовольным можно быть собой, но не ребенком.
- Как бы не было нам трудно — и зарплата не соответствует приложенным усилиям, семейные и бытовые проблемы сплошь и рядом, государство не заботится о педагогах – нельзя забывать, что дети не виноваты в том, что родились в это время, в этой стране и попали к нам. И вспомнят в своей взрослой жизни именно нас. Только какими будут эти воспоминания – добрыми или не очень – зависит тоже от нас.
Какими я вижу результаты своей деятельности?
В наше сложное время недостаточно выпустить ребенка в жизнь добрым, отзывчивым, открытым и честным. Повзрослевшие дети, выходящие за порог школы, должны быть готовы найти свое место в жизни, быть конкурентоспособными и успешными в любом виде деятельности. А для этого мы должны их вооружить не только определенными знаниями, но и умениями, требующимися гражданину современного общества. Они должны обладать правовой грамотностью, иметь опыт практических действий по защите своих прав, уметь принимать решения и нести за них ответственность, быть терпимыми по отношению к другим людям, верить в справедливость и уметь ее отстаивать, полагаться на собственные силы и возможности.
Как много должны и обязаны учителя, наверно, поэтому в школе не задерживаются случайные люди, поэтому те, кто остается, не жалеют сил и времени на свой нелегкий, но такой необходимый труд.
В заключение хочется привести слова М. Коллинза
- Твердо верьте: все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются, — это в вере в них; вытягивании из них лучшего; вера двигает горы, вера в учащихся может поднять их на высоты, которые трудно представить.
- Каждый день собирайте большой урожай успеха учащихся, не позволяйте ни одному из них быть неудачником.
- Учите так, как будто каждый ребенок независимо от его семейных условий сын или дочь короля.
- Учите со страстью, учите с преданностью и стальной ориентацией на успех, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех.
- Никогда не падайте духом; если вначале вам не удается ничего сделать с ребенком, старайтесь вновь и вновь, веря, что еще одно усилие может изменить в корне ситуацию.