Этапы реализации регионального проекта

Этап 1

Предпроектные изыскания (период подготовки к реализации).

Основным исполнителем проекта является региональная стратегическая группа (РСГ), создаваемая приказом начальника Главного управления образования администрации Красноярского края. Группа, сложившаяся на этапе разработки и защиты регионального проекта, входит в ее состав.

Предназначение РСГ:

  • Организационно-управленческое обеспечение разворачивания регионального проекта;

  • Быть лидерами в содержании изменений, вызываемых региональным проектом;

  • Корректировать, уточнять, дополнять и изменять проект в ходе его реализации;

  • Быть ключевыми фигурами во всех значимых мероприятиях проекта;

  • Обеспечивать отчетность проекта.

Основной состав РСГ группы – 8 человек. Весь состав проходит повышение квалификации в рамках реализации Мегапроекта.

Основная форма внутригрупповой работы – еженедельные общие сборы.

В ходе сборов:

  • Обсуждается развивающееся содержание регионального проекта (в семинарском режиме);

  • Проводятся рефлексивно-аналитические работы;

  • Программируется и конкретизируется очередной этап регионального проекта.

  • Сопоставляется ход реализации регионального проекта с основными идеями, фрагментами и целостным содержанием Мегапроекта.

Состояние этапа – завершен. Создан мобильно развивающийся проект, региональная стратегическая группа (РСГ), сеть региональных экспертов, привлекались международные и федеральные эксперты.

Этап 2

Отбор участников проекта, объединенных в инициативные группы (в течение 4-х месяцев).

В целях отбора участников проекта проводится программа поддержки инициативных групп, будущих участников регионального проекта.

Цель Программы поддержки – выявить и распространить наиболее перспективные подходы к осуществлению государственно-общественного управления в сфере образования.

Поддержка инициативных групп предполагает:

  • финансовую поддержку (стипендии);

  • оснащение средствами телекоммуникаций и содействие развитию информационных технологий (средства краевой программы информатизации образования);

  • бесплатное консультирование, содействие реализации программ переподготовки и повышения квалификации (в режиме встреч с участниками программы: начиная от частных консультационных встреч до проведения основательных интенсивных семинаров);

  • придание статуса “краевой пилотной площадки по переподготовке и повышению квалификации в области государственно-общественного управления” с осуществлением соответствующего финансирования со стороны региона (по завершению регионального проекта).

Заявки на участие в Программе поддержки принимаются в соответствии с тремя номинациями:

  1. От развития школы к становлению местного сообщества.

  2. Управление образованием на муниципальном уровне: образование и социальное благополучие.

  3. Межведомственные культурно-образовательные инициативы: ориентиры общественного развития.

Форма заявки включает в себя следующие разделы:

  1. Тема заявки.

  2. Данные об организации-заявителе (название, почтовый адрес, телефон, электронный адрес, ФИО контактного лица).

  3. Наименование номинации, в рамках которой должна рассматриваться заявка.

  4. Перечень основных идей инициативной группы.

  5. Способы и средства реализации указанных идей.

  6. Предполагаемые масштабы изменений в системе образования (за ее пределами).

  7. Необходимые ресурсы для реализации идей с указанием имеющихся.

Каждая инициативная группа при необходимости может также предлагать список приложений к указанной заявке, содержание которого полностью определяется членами данной группы.

Критерии отбора заявок:

  • Заявка инициативной группы должна соответствовать ожидаемым конкретным результатам регионального проекта

  • Авторы заявки должны осознавать влияние их инициативы на качество образования

  • Заявка должна предполагать выработку эффективного способа распространения инициативы

В программе поддержки принимают участие образовательные учреждения, органы управления образованием, общественные объединения и организации, частные инициативные группы и другие структуры и движения.

По первому направлению допускается участие не только школ, но и дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и др.

В ходе данных четырех месяцев осуществляются:

  • Публикации в краевых газетах и электронных сетях, информационные выступления на краевом телевидении;

  • Формирование группы консультантов будущих инициативных групп (возможные научные руководители и консультанты инициативных групп);

  • Серия поездок групп по территории края для встреч с потенциальными участниками проекта (представителями сферы образования, иных сфер, властными муниципальными структурами, общественными группами, средствами массовой информации);

  • Рассмотрение заявок и предварительный отбор участников;

  • Интенсивные семинары.

В ходе данного этапа решаются задачи:

  • Формирования команд участников инициативных групп;

  • Разработки проектов инициативных групп;

  • Формирования и закрепления партнерских отношений между консультантами, членами РСГ и инициативными группами;

  • Образовательная поддержка инициативных групп представителями РСГ и краевыми экспертами, федеральными экспертами;

  • Общее программирование предстоящей деятельности и планирование дальнейших работ.

Деятельность инициативных групп носит мультипликативный характер. Успешность продвижения каждой группы зависит от возможностей и способностей группы тиражировать наработанное содержание и способы деятельности. Существенным является партнерский характер взаимодействия данных групп.

Региональный проект будет продолжать оставаться принципиально открытым (в течении всего своего существования) для появления новых групп (с их новыми темами зональных проектов). Решения о изменении состава инициативных групп принимает РСГ.

Важно то, что появление и включение в переподготовку проектантов происходит открыто для всей педагогической и непедагогической общественности Красноярского края. Информация о программе поддержки публикуется на сайте регионального проекта, в СМИ. Этот подход является адекватным самой идее государственно-общественного управления образованием, предполагающей максимальное вовлечение участников в управленческий процесс.

Состояние этапа – в стадии реализации (4 месяца – октябрь, ноябрь 2000 года, январь, февраль 2001 года). Объявлена программа поддержки (с использованием СМИ, внутриотраслевых каналов обмена информацией). Проведены несколько семинаров для инициативных групп, выразивших желание принять участие в региональном проекте (семинар для группы заведующих районных отделов образования, руководителей методических служб, директоров образовательных учреждений, ассоциации «Молодые педагоги» и др.).