Формат программы исследования

Формат программы исследования

Чернышева Светлана Николаевнаучитель истории, МХК, обществознанияСолонцовской средней общеобразовательной школы

Емельяновского района Красноярского края

1. Объект исследования.

В начале необходимо определить, каков объект Вашего исследования. Что в системе общественных отношений Вы будите исследовать?

Современное общество устроено как сложная система. Если представить ее в виде модели, то она будет содержать в себе три сферы: социальную, государственную (власть) и экономическую (хозяйство).

Каждая сфера, в свою очередь, будет представлена определенными социальными, экономическим, культурными, политическим и иными институтами и механизмами, их действиями и взаимодействиями. Регуляторами взаимодействия между сферами и их элементами являются социальные нормы.

Объектом исследования могут быть связи между сферами, основные связи и взаимодействия внутри этих сфер, основные механизмы регулирования этих взаимодействий. Например, объектом исследования может быть отношения учеников и учителя к нормам школьного права или связь норм школьного права и права конкретного явления (поведения учеников на дискотеке).

2. Исследовательская задача.

Определив объект исследования, можно перейти к определению исследовательской задачи. Исследовательские задачи могут быть широкими, или вполне конкретными, частными.

Определяя исследовательскую задачу, исследователь фактически ставит проблему, выходит от познанного в область неизученного. Истинная проблема содержит в себе противоречие.

Например, проблема неправовых решений неправового поведения в школе содержит противоречие между правовыми статусом ребенка и школьной реальностью, в которой насилие подчас является обыденным и нормальным. Исследовательская задача – изучить отношение граждан школы к нормам прав ребенка или изучить содержание правовых норм в школе и применить их к разрешению конфликта на школьной дискотеке.

3. Формулировка гипотезы.

Гипотеза – это состоятельное предположение, предвидение, построенное на основе уже имеющихся представлений. В процессе исследования гипотеза проверяется (подтверждается или опровергается).

Например: ученики не выполняют нормы школьного права потому, что их не знают; или если ученики будут знать, что нормы права в школе защищают права ребенка, то выполнять их будут более сознательно.

4. Методы исследования.

Этот этап состоит из двух шагов:

  • сбора фактов, когда проводятся анкетирование, наблюдения, беседы, интервью, эксперимент, документ, тестирование и др.
  • осмысление, когда полученные факты, классифицируются, сравниваются, анализируются, обобщаются, определяются причины явлений и их последствия.

Нет жесткой границы между этими шагами, исследователь, узнавая факты, их осмысливает, но все-таки важно не остановиться на первом этапе и довести исследование до осмысления полученного материала, прийти к выводу. Здесь не торопитесь, подумайте и обсудите в группе, как и почему можно проинтерпретировать (объяснить, понять) полученные факты.

5. Формы представления (презентации) результатов исследования.

Обсудите, как за определенное время, можно интересно доступно и умно представить результаты Вашего исследования. Формы представления могут быть различными: видео- или аудиоматериалы, схемы, таблицы, доклад, приглашение гостя, письменный текст, устное выступление и т.п. договоритесь, кто и что будет делать, говорить. Договоритесь, кто и что будет говорить. Хорошо бы провести репетицию, если нет четкого представления о том как Вы представите материал.

6. Необходимые ресурсы (материальные, временные, человеческие).

Нормальным для исследования является четкий расчет необходимых ресурсов, чтобы провести исследование в положенное время, чтобы все участники группы смогли принять в нем участие, чтобы решить задачу исследования. Если ресурса недостаточно – обратитесь за помощью к тем, кто может помочь, или изменить программу исследования