Главная цель гражданского образования — воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе.
Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности — совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике.
Формирование гражданской компетентности в ходе образовательного процесса.
Первая ступень (начальное образование):
— формирование основных моральных ценностей, норм поведения;
— формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества;
— развитие коммуникативных способностей позволяющих интегрироваться в сообщество, способствующих формированию умения разрешать конфликтную ситуацию через диалог.
Вторая — третья ступени (основная и полная основная школа):
Социально — личностные компетенции:
— критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества;
— видеть связь между настоящими и прошлыми событиями;
— уважения к закону, праву, нравам других людей;
— оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой;
— вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение;
— справляться с неопределенностью и сложностью.
Коммуникативные компетенции:
— выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
— дискутировать и защищать свою точку зрения;
— выступать на публике;
— принимать решения;
— готовность и умение защищать свои права;
— готовность и умение защищать права других людей;
— устанавливать и поддерживать контакты;
— справляться с разнообразием мнений и конфликтов;
— вести переговоры;
— сотрудничать и работать в команде.
Компетентности в организаторской деятельности:
— организовывать свою работу;
— принимать ответственность;
— быть включенным в труппу или сообщество и сделать вклад в него;
— вступать в проект.
Личностно-адаптивные компетентности:
— использовать новую информацию и коммуникативные технологии;
— продумывать новые решения;
— проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами;
— быть упорным и стойким перед трудностями;
— быть подготовленным к самообразованию и самореализации.