Горжусь своей профессией

Оксана Гавриленко пришла в свою родную школу №2 сразу после окончания Енисейского педагогического училища и уже десятый год обучает ребятишек начальных классов азам школьных наук. За это время она успела заочно закончить Красноярский педагогический университет и Московский образовательный научно-методический центр “Развитие и коррекция”. А последний учебный год уходящего столетия оказался для неё поистине звёздным: она стала победителем конкурса “Учитель года” и была удостоена звания “Лучший по профессии среди молодёжи города Дивногорска”.

С Оксаной Гавриленко беседует наш корреспондент.

Оксана Александровна, что, по-вашему, самое важное в учительской профессии?

– Думаю, что в работе учителя важнее всего – человечность, доброта и профессионализм. Причём для меня профессионализм – это не набор определённых знаний, а постоянное стремление к росту, самосовершенствование и обновление своего педагогического багажа.

Насколько мне известно, уже несколько лет вы работаете в классах коррекционно-развивающего обучения, где занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья, нарушениями интеллектуального развития. Это – сознательный выбор или “производственная необходимость”?

– Специфика нашей школы – разноуровневое обучение детей. По моему мнению, учитель должен быть своего рода универсалом. Проработав несколько лет в классах с обычной образовательной программой, я решила овладеть и спецификой обучения вот таких проблемных ребят. Вначале было трудно. И я многому училась. Главное, что мне это было интересно. Так что коррекционные классы – это сознательный выбор.

У каждого учителя, как известно, свои секреты мастерства. Ведь из многообразия программ и методик всегда выбираешь то, что созвучно именно тебе. Что, на ваш взгляд, является наиболее эффективным в коррекционно-развивающем обучении?

– Я сторонница социо-игрового обучения. Методика Шулешко, на мой взгляд, позволяет педагогу научить детей учиться. Ребята, с которыми я работаю, зачастую не получают должного воспитания в семье. А благодаря такому подходу в обучении, они учатся общаться, высказывать свои мысли, у них формируется интерес к узнаванию нового. При обучении чтению мы с коллегами считаем наиболее эффективным информационно-ценностный подход А.Кушнира, когда чтение становится не просто овладением навыком, а процессом получения информации. Когда ребёнок читает не ради того, чтобы совершенствовать технику своего чтения, а чтобы узнать из прочитанного нечто новое. Когда он читает с большим желанием и интересом. И поэтому читает всё лучше, всё быстрее.

Вы сказали, что многие ваши ученики воспитываются в неблагополучных семьях. Как строите отношения с такими родителями?

– В основном с родителями работаю индивидуально. Стараюсь не акцентировать внимание на негативном, наоборот показываю рост ребёнка, его успехи и достижения, даже если они совсем незначительные. Всегда хочу заставить родителей поверить в своего ребёнка, в его силы и возможности.

Оксана Александровна, не секрет, что нынче учительская профессия не стоит в ряду престижных. Выпускники педагогических вузов зачастую идут работать в школу только потому, что не смогли устроиться где-то в другом месте. Что бы вы сказали молодому педагогу, стоящему на таком распутье?

– Конечно, учительский труд не приносит несметных богатств. Но он приносит много радости: когда ты переживаешь успех своего ученика или когда получается то, что задумал. Когда наблюдаешь, как дети взрослеют: становятся мудрее, овладевают культурой общения, тогда понимаешь, что во всём этом и плоды твоего труда. Мои первые ученики уже стали студентами. Но по-прежнему они приходят ко мне, чтобы рассказать о своих успехах, поделиться проблемами. В эти минуты я особенно горжусь своей профессией.